На этого гонкуровского лауреата я засматривалась давно. Но не в моих привычках идти простой дорогой и начинать с обласканных критиками романов. Поэтому знакомство наше состоялось в залитом солнцем Овере, за спиной у увлеченного яркими пейзажами Ван Гога.
Совершенно прекрасная "Жажда жизни" Ирвина Стоуна моего читательского любопытства не удовлетворила, и "Вальс деревьев и неба", красивая романтичная версия того, что происходило с Ван Гогом в его последние дни, оказалась очень в тему. В тесном кругу искусствоведов и широком кругу почитателей бродит несколько версий - самоубийство, глупая пуля, пущенная подростками, и вот теперь добавилась еще одна версия, на этот раз романтическая.
В центре событий - семейство доктора Гаше, который пользовал Ван Гога после его выписки из психиатрической клиники. Историю нам рассказывает дочь Гаше, девятнадцатилетняя Маргарита, начинающая художница, влюбленная в непризнанного гения и его творчество. Ее рассказ - это немного сумбурный и наивный, но милый дневник юной девушки, обладающей острым взглядом и редким как для того времени высшим образованием. Дневниковые записи время от времени перемежаются фрагментами из обширной корреспонденции Ван Гога и выдержками из газет того времени.
Жан-Мишель Генассия без лишних слов меня очаровал. Он пишет просто, но очень красиво, его описания картин Ван Гога прекрасны не менее оригиналов, а история - интересна и читается на одном дыхании. Персонажи - яркие и живые, выживающие живой отклик в читательской душе. Роман получился очень лиричным, волнующим и солнечным, как последние дни Ван Гога в Овере. Автора однозначно заношу в заинтересовавшие и буду теперь пытаться выкроить время на "Клуб неисправимых оптимистов". Почему-то я уверена, что в нем не разочаруюсь.
"Приходит момент, когда следует осознать, что жизнь либо двинется вперед, либо остановится; нет ничего хуже, чем барахтаться в болоте существования, лишенного души, и чтобы не продлевать эту бесцветную обыденность, нужно рискнуть и взлететь над бездной. Когда воздух, который вы вдыхаете, становится невыносимым, когда вы убеждены, что похоронены заживо и для вас не осталось ни лазейки, ни горизонта, тогда соберите немного мужества, попробуйте разрушить стены, которые вас сдавили, и надейтесь, что их падение освободит вас. Какую бы цену ни пришлось заплатить, она будет менее тяжела, чем эта медленная смерть."
5+++/5
Последние дни великого художника, какими они были? Наполненными радостью и светом, вдохновением и счастьем, или тоской и одержимостью? И что на самом деле произошло в Овере посреди бескрайнего пшеничного поля? Генассия решил представить свою версию, возможно для кого-то нелепую и неправдоподобную, а для кого-то вполне правдивую. Этого нам уже не узнать наверняка.
Факты и вымысел, сплетающиеся на страницах этой книги, творят чудеса. Несравненный стиль автора пленяет с первых строк. Мне хватило одной минуты чтения её в книжном, чтобы осознать насколько это гениально и красиво.
Повествование ведётся от лица Маргариты Гаше - юной 19-летней дочери доктора Поля Гаше, к которому Ван Гог приехал лечиться в Овер. Живущий лишь одним искусством, Винсент предстает перед читателем эдаким чудаком, но никак не сумасшедшим. Его не интересуют сплетни и злословия, он полностью отгородился от внешнего мира, есть только его мольберт, холст, краски, кисти, чувства и он. Единственное его желание - писать так, как ему хочется. Это ведь счастье, верно?
На страницах этой истории я вижу художника как живого. Вот он расположился под холмом, приготовил палитру и приступает к работе. Резкими движениями, будто в руках у него хлыст, он бичует холст ударами. Вот полотно уже покрывается цветными пятнами. И кажется, будто он пишет то, что рождается у него в голове, совершенно не бросая взгляд на поле, раскинувшееся перед ним. Он останавливается, чтобы снять фетровую шляпу и утереть лоб, а ты тем временем взрываешься внутри от восторга. От картины исходит запах пшеницы, он вызывает головокружение. И тут ты осознаешь, что
"Винсент написал этот мир более прекрасным, чем тот [Бог] его создал."
В этой книге всё прекрасно и гармонично: поразительная глубина, проработка деталей, описание внутренних переживаний нашей героини, факты из жизни других писателей, вставки между главами, в виде отрывков из писем и газетных статей, что создаёт дополнительный антураж.
Если вы ещё полны сомнений и не можете решить достойна ли эта книга вашего внимания, то поверьте мне на слово - она дотронется до невидимых струн вашей души.
Instagram
Я очень люблю творчество Винсента Ван Гога. Его основная палитра красок в картинах - изобилие жёлтого и синего - как-то близка моему внутреннему миру.
Радость и умиротворение. Спокойствие и надежда.
Жёлтое тепло солнца и благородная синь небес. Могу рассматривать часами.
О самом художнике я знала очень мало. Скупая информация, отрывки из биографии, вычитанные, услышанные из разных источников.
А потом прочитала «Жажда жизни» Ирвинг Стоун . Книга очаровала, покорила своей простотой и красочностью, его картины заиграли по-новому, немного осознаннее, стали ближе, что ли.
Прекрасный фильм «На пороге вечности» дополнил мои познания. Великий художник ожил, обрёл голос, характер. Всё было так, как я воображала. Красиво и просто. Без излишеств и помпы.
И вот закрыты последние страницы «Вальса деревьев и неба». И я не знаю, как отношусь к этой истории. Вот уже который день после прочтения не могу определиться с оценкой, и не уверена, нужна ли она вообще.
Жан-Мишель Геннасия запомнился мне по роману Обмани-Смерть , где главный герой Том Ларч, сын англичанина и индианки, несмотря на свою популярность и известность, упорно ищет своё место в жизни, пытаясь отпустить прошлое и жить дальше, по-новому смотря на себя и окружающих. Это было увлекательно и интересно.
Здесь же героиня живёт прошлым, даже не пробуя что-то с этим сделать. Я понимаю, любовь к человеку-легенде и всё такое, но как-то такое впечатление, что она вознесла эту любовь на пьедестал и торжественно несёт всю жизнь, милостиво позволяя простым смертным прикоснуться к ней. Ну а заодно почему бы не сделать копии картин? Ведь она так поднаторела в этом.
«Исповедь мещанки» - так бы я назвала эту книгу, если бы очень хотела придраться. Потому что это и правда исповедь провинциалки-мещанки, 19-летней Маргариты Гаше, особы эксцентричной, немного ушлой, немного инфантильной, но, надо признать, дальновидной. Ей повезло встретить Ван Гога, узнать его, как мастера, и как человека (довольно близко), познать его плохие и хорошие черты характера, оценить его вспыльчивость, принять отходчивость. И не повезло стать причиной смерти. Да, Геннасия трактует свою версию смерти художника, и это вовсе не самоубийство. Но и не злой умысел, просто стечение обстоятельств.
Последние годы жизни гения. Каким он запомнился Маргарите? И любила ли бы она его, будь он простым человеком? Это сложный вопрос. А ответ у меня напрашивается совсем не лестный для Маргариты.
Как-то вообще её здесь очень много. Её откровения, страдания, планы, мечты. И где-то там на заднем плане Ван Гог превращает обычный холст в буйство сине-жёлтых красок.
Вообще автору удалось описания картин. Их словно видишь воочию, ощущаешь это единение, танец деревьев и неба, мощность таланта.
"Его картина завораживает, испещренная быстрыми мазками, вызывающими головокружение. От нее исходит жар, возникает запах пшеницы, краски трепещут, все движется, дышит, я не знала, что жёлтый может так мерцать".
Приятный бонус - фрагменты писем Ван Гога и его брата друг к другу, а также цитаты из журналов и газет того времени. Они как бы делают атмосферу более аутентичной, возникает эффект полного погружения в эпоху.
В песочнице с друзьями.
Жан-Мишель Генассия не первый и не единственный писатель, кого раздражает миф о Ван Гоге. И если с искажениями биографии художника можно смириться, то форма посмертной славы, превратившая Ван Гога в "специалиста по разрисовки шоколадных коробок", а также шарфов, тетрадей, чашек, зажигалок, футболок, сумок, пеналов, - возмутительна. Конечно, ни массовое восхищение-потребление, ни всеобщее отрицание-непонимание не являются критериями оценки искусства, но иногда слишком очевидно, что хуже. Думаю, создавая альтернативную версию последних дней жизни Ван Гога, Жан-Мишель Генассия не столько стремился развенчать существующую легенду "самоубитого обществом", сколько хотел придать ей новое содержание. Заменить святой неприкосновенный образ живым человеком. Для этих целей Генассия выбрал идеальный способ - тайную любовь. Романтичная история вызывает сочувствие и выглядит как быль. Ирония заключается лишь в том, что рассказывает всю правду о Ван Гоге мещаночка-провинциалка, которая если и способна оценить творчество Ван Гога, то только с позиции будущего успеха. "Ван Гог - новый Рембрант", "Ван Гог - гений". Почему? "Потому что никто так раньше не писал". Уж если мода не является критерием оценки искусства, то и старомодность не должна. Впрочем, Маргарита Гаше не претендует на роль музы или мудрого критика, хотя и не отказывает себе в удовольствии продемонстрировать собственную проницательность. Маргарита мечтает об одном: стать личным (очень личным) агентом художника, или как минимум родить от него ребенка. (Действительно, зачем еще нужен Ван Гог?) Только не думайте, что я нечаянно раскрыла содержание романа: ничего подобного там нет. Ведь "Вальс деревьев и неба" - женская исповедь. А где вы видели, чтобы женщина признавалась, что испортила мужчине жизнь?
Банальная история...история Маргариты Гаше.
Осталось такое ощущение, что автор свел трагедию жизненного пути гения к банальной истории любви. Как все не очень понятное и далекое от обычного пытаются объяснить, навесить ярлык, свести к чему-то более привычному и простому.
Художник, на полотнах которого полыхает солнце и горит самая жизнь, в этой истории лишь тлеющий уголек, блеклая тень в объятиях недалекой женщины, которая поглощена собой, как впрочем и все в этой истории...
Почему посредственность считает себя вправе говорить, что в голову взбредет, о гениях? Что они вообще понимают в гениальности? Почему им недостаточно смотреть на его картины? Просто смотреть.
Думается мне, что эта цитата содержит в себе вполне резонный вопрос, который можно принять за разумный совет:)
И снова Жан-Мишель Генассия выбивает воздух из моих лёгких. Первая часть книги посвящена юной Маргарите, желающей вырваться из цепких рук своего отца и уготовленного им для неё будущего. Она живёт мечтами об Америке и профессии художницы. Но к её работающему врачом отцу приходит необычный пациент, который меняет для неё все.
В книге много вставок новостей из газет того года, а также писем Винсента Ван Гога к брату и друзьям. И, честно говоря, в написанное очень веришь. Это весьма интересная версия последних месяцев жизни Ван Гога, которая возможно в чем-то и ошибается, но определенно имеет под собой некоторые основания.
Думаю, свою оценку я легко могу объяснить всего одним - Генассия совершенно не мой автор. Хоть по-началу мне очень и очень понравился стиль изложения, моего восторга хватило ровно на 50-70 страниц. Возможно, дело тут еще и в том, что ожидала я совершенно иного - я ждала книги о Ван Гоге, а получила страдания, метания и порой противоречащие (на мой субъективный взгляд) логике мысли и поступки мэри-сьюшной главной героини. Да, скажу честно, где-то с середины книги гг меня откровенно бесила, уж не знаю, с чем это связано.
До "Вальса..." никаких биографических книг о Ван Гоге я не читала, поэтому о достоверности и правдоподобности его образа ничего сказать не могу.
В целом книга читается достаточно легко, хоть и без особого энтузиазма.
Любителям Генассии, я думаю, понравится, я же больше браться за его книги не планирую.
Небольшая, драматическая, тягостная и тянучая история, которая рассказывает художественную интерпретацию на тему последних дней жизни Великого художника Ван Гога. Повествование ведётся от лица девушки, которая существовала на самом деле, и якобы состояла с мастером в близких отношениях. Девушка, которую зовут Маргарита Гаше, дочь доктора Гаше, которого можно увидеть на картинах Ван Гога, делится своими воспоминаниями о знакомстве с художником, о манере его работы, о том, как её поразили его картины и том, какие отношения возникли между ними.Этот небольшой роман - художественная трактовка того, что могло произойти с художником, что довело его до крайней черты. Именно художественная, никаких фактических подтверждений этой версии нет.Интересно, что в роман включены вырезки из писем Ван Гога, цитаты из периодических изданий того времени, благодаря которым легко представить себе его атмосферу, понять настроения общества и грядущие изменения.К тому же, в романе затронута тема положения женщин в обществе: невозможность выбора, невозможность образования и другие прелести.В принципе, роман любопытный. Много драмы, переживаний, красивых описаний и красок. Часто описывается практическая работа художника, его вдохновение. Но главный герой, всё же, не Ван Гог. Поэтому, это произведение, на мой взгляд, хорошо обобщает время зарождения импрессионизма как направления в живописи. Оно показывает, что совсем не просто было заявить о себе и выдержать натиск сомневающегося общества.
Я очень люблю творчество Ван Гога. Ещё сильнее привлекает внимание его неоднозначная яркая личность, вокруг которой возникло столько мифов и легенд.
Вот ещё один миф о жизни и смерти гениального художника-постимпрессиониста.
Эта история рассказана от лица юной девушки, вынужденной раньше времени стать циничной и взрослой. Мать ее умерла, когда Мишель было три года, а отец и брат интересовались лишь собой.
О чем я могла бы сожалеть? О ком? Я живу в самом сердце пустыни.
Ни отец, ни брат не поздравили меня с днем рождения. С уходом матери я потеряла единственное живое существо, для которого я хоть что-то значила. Я чувствую себя чужой в родном доме, где на меня обращают меньше внимания, чем на ковер или буфет. Ни отец, ни брат – сейчас они оба в Париже – даже не подумали обо мне. Вернувшись в субботу, они и не вспомнят, что мне стало на год больше. А сами оскорбились бы, если бы я забыла об их празднике и не проявила к ним внимания, не приготовив маленький подарок. Их привязанность ограничивается ими самими. Другим они ничего давать не желают.
Книга читалась очень легко. Особенно понравились исторические вставки о разных аспектах повседневной жизни Франции того времени и письма Ван Гога. Думаю, что книга была бы мне интересна даже если бы состояла только из этих вставок. Читая письма художников я каждый раз поражалась насколько в этих людях талант, цельность натуры, страстность и любовь к жизни и искусству сочетается с наивностью, умением бестрепетно переносить все бытовые тяготы, безденежье, неудачи.
Любовь Ван Гога и Маргариты Гаше. Неизвестно даже, была ли она, но вполне могла быть. Как часто одиноких наивных юных девушек тянет к мужчинам вдвое старше себя. Что ищут они? То ли отца, которого по сути нет, то ли, наставника, то ли устойчивости в их зыбком и ненадежном мире. Но они бросаются, как в омут с головой в эти безнадёжные отношения. Из раза в раз придумывают самые безумные планы, позволяющие быть рядом с любимыми, гонясь за призраком счастья и практически никогда не обретая его. И слышат в ответ:
– Вы обещали мне…
– Я был честен с тобой и никогда тебе не лгал, ничего не скрывал, ты просто нафантазировала, вот и все.
Такая история могла бы произойти не только с генеральным художником и влюблённой поклонницей его таланта, а с любыми мужчиной и женщиной. Стала бы она от этого менее трагична? Не знаю, но вряд ли...
Только ты можешь знать, чего хочешь от жизни и что для тебя значимее — необходимость творить или стремление к комфорту, готова ли ты сражаться или предпочтешь спокойную жизнь.
⠀
К сожалению, Винсент Ван Гог был признан великим художником уже после своей смерти. Основной версией считается самоубийство, хотя этот факт неоднократно оспаривался.
⠀
Жан-Мишель Генассия рассказывает о последних месяцах жизни Ван Гога в городе Овер, Франция. Художник действительно там жил, консультировался с доктором Гаше, обедал у них, написал несколько портретов его дочери Маргариты. Нет никаких подтверждённых данных, что между Винсентом и Маргаритой была связь, но автор создаёт свою версию их отношений, того, как разворачивались события и к чему это всё в итоге привело.
⠀
Повествование ведётся от лица Маргариты, в виде её мемуаров. Воспоминания прерываются газетными вырезками, отрывками писем Ван Гога своему брату, друзьям, которые дополняют картину, задают тон и настроение, объясняют поступки и реакции героев.
⠀
Я никогда не встречалась с Ван Гогом в литературе, поэтому видеть его простым человеком, слышать, что он говорит, как рассуждает, как живёт, было сначала непривычно, а потом просто удивительно. ⠀
Ну и отдельное наслаждение — читать описание полотен художника, Жан-Мишель невероятным образом подобрал такие правильные слова и выражения, что я сама могла почувствовать и буквально увидеть ту динамику, фактуру, цвет, настроение полотен Ван Гога.
@curious.pumpkin
Всегда интересно пофантазировать на тему "как это было", особенно если дело касается загадочных смертей или тайных афер. Генассия создал увлекательную версию последних месяцев жизни и смерти Винсента Ван Гога, историю, расцвеченную яркими мазками жёлтой и синей краски, наполненную особой атмосферой Парижа конца 19 века.
любой художник с любого континента, если только хоть немного разбирался в живописи, не мог представить другого места, где он хотел бы устроиться, кроме Парижа
В романе перед читателем предстают два мира, которые соприкасаются тайно и трагически: мир обывателей и мир живущих искусством.
Генассия рассказывает нам о жизни Маргариты - девятнадцатилетней дочери врача, которая имеет привычку упражняться с красками и холостом. Но дальше копирования Великих она не заходит, создать что-то своё таланта ей не достаёт. Между прочим, вся история представлена как полные горечи мемуары уже восьмидесятилетней Маргариты, так что читатель с первой страницы чувствует, что ничем хорошим её рассказ не кончится.
Если начать характеризовать главную героиню, получится достойны жалости образ деревенской простушки, глупой, но конечно же с претензиями девушки, переживающей подростковый кризис. Изображая из себя новое поколение женщин, близких к эмансипации, она в то же время боготворит мужчин. Вдвойне она боготворит мужчин-художников.
Что касается Ван Гога, можно поверить, что он был таким и в жизни: фанатик от искусства, для которого женщина всегда любовница и никогда возлюбленная, замкнутый, немного дикий. Хотя некоторые посткоитальные диалоги и постоянные недовольные гримасы показались мне странными.
Я не знаток биографии Ван Гога, так что концовка была для меня сюрпризом. При этом факты и вымысел переплетены так красиво, что веришь, что так оно и было на самом деле. Цитаты из писем и газет конечно тоже добавили документальности.
В книге много места уделено творчеству художника, но мне кажется не нужно быть его "фанатом", чтобы проникнуться. Генассия сам по себе заслуживает внимания.