Рецензии на книгу «Гиперион» Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин

Самое крупное из произведений Гёльдерлина — роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа — чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гёльдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гёльдерлине отвращение к...
cinne68 написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Период активного чтения зарубежки объяляю открытым. Прочитала "Эмпедокла" и "Гипериона" (по диагонали, ибо он совсем уже нечитабелен).
"Эмпедокл" - это драма о человеке, считавшим себя богом. Место действия - Сицилия, город Агригент. Помимо того, что Гёльдерлин сошел с ума к концу жизни, а также того, что он _ранний_немецкий_ романтик (то есть уже - О_о), к тому же драма неокончена. Все, что мы узнаем, - это то, что Эмпедокл возомнил себя богом (чуть ли не справедливо, причем), все горожане ему поклонились, он излечил от какой-то болезни дочь местного ахеронта Пантею, а потом все его отвергли, считая что он все-таки зарвался. С этого места трагедия и начинается. Поругавшись немного с власть придержащими, Эмпедокл добровольно уходит в изгнание, а с ним вместе идет его ученик Павсаний. Они идут, все остальные на фоне действия заламывают руки, а потом внезапно горожане снова приходят к Эмпедоклу и просят его вернуться и править ими, признавая его божественное происхождение. На что мудрый Эмпедокл говорит им, что они более не дети и должны идти дальше без него. А потом он отсылает Павсания к Пантее, и они вдвоем начинают страдать, потому что Эмпедокл умудрился умереть. Мда. Как образчик немецкого романтизма занимательно, потому что Гёльдерлина действительно не отнесешь ни к какой школе, хотя общие слова типа "истина в детях" есть и у него. Гёльдерлин предпочитает эллинистическую утопию, гуманизм и высокие философские античные идеалы. Это также видно и в "Гиперионе", романе в письмах. Место действия - Греция XVIII века, но постоянно мы замечаем отсылки к Греции античной. В Греции гражданская война, Гиперион считает, что все проблемы в низости духа современников, но решать эти проблемы насилием нельзя. Из-за этого он ссорится с лучшим другом, Алабандой, во время войны умирает его возлюбленная Диомета, его любимый учитель Адамас покинул его еще в дестве. Так что, как истинный романтический герой, Гиперион страдает от двоемирия, упивается единением с природой и тоскует по упущенным возможностям любить.

Нудятина.

ne_spi_zamerznesh написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Над звездами, может быть, я услышу остальное (с)

Одновременно философский трактат, поэзия в прозе, гимн во славу античности и агонизирующая история человека с биполярным расстройством, нежная, рыдающая, оборванная на полуслове.
Это первый вариант "Гипериона", тот, что публиковал Шиллер в далеком 1793 году. Отрывок из переписанной версии тоже приведен, но, отчего-то, затрагивает гораздо меньше. Может быть, из-за образа Диотимы, сменившей имя, перешедшей из благословенных небом детей, слишком впечатлительных чтобы снести откровение, в разряд повелевающих и исчезающих подобно туману пифий. Больше склонных давать приказы, нежели чувствовать. Может быть из-за Адамаса, только что он был бродячим странником из детства, колдуном и сказителем, человеком без лица, а теперь вдруг раз - и просто путник со скучной биографией, ровесник и любитель древностей, хотя все ещё - путешественник. Может из-за отсутствия простора и света внутри всамого Гипериона. Меньше юности, больше слез.
Но это про переписанное, а разве нам оно нужно?
Вот он, первый вариант, раскинувшийся во всю ширь, гораздо более ощущийся древним, чем, например, работы Шекспира - хотя прекрасный театрал писал за два века до.

"Бедный Гёльдерлин! Он находится на иждивении у столяра, который о нем заботится, гуляет с ним, сторожит его, насколько это необходимо. Он не буйствует, только не следует доверять всему, что приходит ему в голову"

Но сама эта вязь, этот крик "Гипериона" ценен мне куда больше всеобщего равенства и прозрения, утопической донельзя цели, которой зачарован герой - и которая всегда в шаге, но никогда недоступна. В болезни ли дело? Все время помнишь, что он болен - и оттого куда больше нежности пробуждает его речь, и что-то такое между отчаянием и лаской, и хочется "подхватить его под руки, как орел - своего Ганимеда, и улететь с ним за море с его островами". Потому что все они, такие сияющие, такие уникальные - идут к смерти, гордо вскинув своё знамя. Познав любовь во всех проявлениях - к учителю, к мужчине и воину, к женщине и жрице - они не находят в том утешения. Путь предрешен.
И здесь не Греция в центре и не 18 век, здесь просто некий человек вне времен, с самого раннего возраста вдыхавший пепел античности, пока тот не наполнил его до краев и не возрос в нем во всю ширь. Призрак красоты и абсолюта. Воплотившаяся тоска по тени совершенного.

AbelardShtirner написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Исповедь одного талантливого идеалиста-поэта, везде ищущего другой мир.

Гиперболизированные чувства, много философских рассуждений, яркие образы. Обожествление природы, вечное преображение через смерть, абсолютная любовь, тяга к свободе без границ, отсутствие огня у "людей" - это одни из самых главных рассуждений Гипериона.

Гиперион Гельдерлина - познавший все нестыковки мира настоящего и идеального и вечно ищущий истины человек. Он проклятый человек.

Недаром Диотима говорит в произведении:

Ты ищешь иной, блаженный век, иной, лучший мир. Любя друзей, ты любил в них этот мир и сам вместе с ними был этим миром.

Ему не нравился этот мир и он всегда искал других миров в своих встречных: Алабанде, Диотиме или Боге-природе. К слову, Гендерлин обожествлял природу, считал ее чуть ли не высшим духом. Выражаясь словами из его "Гипериона":


О благостная природа! Сам не знаю, что творится со мной, когда я подъемлю взор на твою красоту, но наивысшее блаженство испытываю я, когда лью пред тобою слезы, как влюбленный перед возлюбленной.
Все во мне замирает и вслушивается, когда легкое дуновение ветерка нежит мою грудь. Утопая в бескрайней лазури, я то вскидываю глаза ввысь, в эфир, то гляжу вниз, в святое море, и тогда кажется, будто некий родственный дух раскрывает предо мною объятья и моя скорбь одиночества растворяется в жизни божества.

Гиперион заслуженно больше всех стремиться жить и быть деятельным, искать новых побед, что нам явно демонстрируют первые две встречи с Алабандой. Он не хочет быть рабом, он хочет бессмертия:

семьдесят раз на дню сбрасывают тебя боги с неба на землю. Сказать ли? Я боюсь за тебя: вряд ли тебе по силам жребий современного человека. Ты будешь еще пытаться сделать многое, будешь пытаться.
О боже! И твоим последним прибежищем станет могила

Он испытывает презрение к простым людям, ищущим лишь комфорта:

Быть счастливым на языке рабов означает мирно дремать. Быть счастливым! Да мне претят ваши речи о счастье, как безвкусная каша и жидкая похлебка! До чего же глупо и гадко все, на что вы меняете ваши лавровые венки, ваше бессмертие.

Но все же всегда возвращается к своему высшему духу-природе:

Так забудь же о том, что есть на свете люди, о мое обездоленное, мятущееся, столько раз уязвленное сердце, и возвратись туда, откуда ты вышло: в объятья природы, неизменной, спокойной и прекрасной.

Те, кто говорят, о том, что "Гиперион" есть нудное романтическое нытье - слепые. Это произведение гораздо глубже таких описаний. Это история человека полного мечтаний и грез, воли к жизни, жажды славы, но постоянно cталкивающегося с непониманием мира, ожиданиями и результатом, а также осмысляющего мироздание. Уже не говоря о том, что исповедью я назвал это произведение не случайно: Гельдерлин внес сюда и свою реальную жизнь.

Несмотря на мелькающую слащавость, это великая работа!

Если говорить о судьбе самого Гельдерлина, то он точно стал богом в согласии со своим же Гиперионом - полностью ушел в мир мечтаний.

Когда человек мечтает — он бог, но когда рассуждает — он нищий

luka83 написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Ох, тяжко читать романтиков. Чувство гадливой брезгливости вызывает у меня все это сопливое нытье про любовь, величие духа и благородство души. Нет, наверно, ничего плохого, когда человек так думает, но выраженное в словах и записанное все это кажется жуткой и многословной пошлятиной.

Сюжет незамысловат: Великая Любовь заканчивается смертью; Истинная Дружба - расставанием; Священная Война - бессмысленной резней. Венчает все отповедь непонятно чем провинившимся немцам из разряда тех, что любит нынешний русофоб отечественного розлива, т.е. не отягощенных не объективностью, ни какими-либо аргументами.

Резюмируя, интереса кроме литературоведческого не представляет, но все-таки это чуть лучше Вертера, где ты просто ждешь - дождаться не можешь, когда тот застрелится.

viktork написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Интересный роман, несмотря на некоторую архаичность изложения, запоминается. Приключение романтика и его души. Идеализация Греции, на фоне отвращения к современному миру.
Персонажи – персонифицированные чувства. Судьбы героев трагичны, но все же им повезло больше, чем автору, поведшему большую часть своей жизни в состоянии безумия…

Обращение к образу Гипериона – не редкость в литературе. Однако и Диотима тоже «популярна». Мне почему-то сразу вспомнилась героиня музилевского «Человека без свойств»

turiyatita написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Насколько хорошо пошло чтение вначале и насколько, по большей степени, я утратил интерес к книге где-то в начале второй половины. Это мои чисто личные впечатления. В первой половине книги есть ряд эстетических и философских рассуждений, необычайно красивых. На вторую половину книги душа моя не отозвалась. В предисловии пишут, что автор страдал от душевного недуга — биполярного расстройства; возможно, это настроение спроецировалось на текст, поэтому не так-то просто ему открываться.

«В жизни бывают великие часы. Мы смотрим на них снизу вверх, как на колоссальные образы будущего и древности, мы ведём с ними великолепную борьбу, и если мы против них устояли, они становятся как братья, и не покидают нас».

— Фридрих Гёльдерлин, «Гиперион»

(Гёльдерлин Ф. Гиперион / Пер. с нем. Н. А. Самойловой. — М.–СПб.: Летний сад, Университетская книга, 2014. С. 189.)

Die_faule_Leserin написал(а) рецензию на книгу
Оценка:

Sinnlose Sehnsucht

Man spricht in der Beschreibung von einer Einmaligkeit dieser Kurzgeschichte. Dennoch bleibt es für mich ein Rätsel, wo und wie man diese hier finden kann. Man soll natürlich bedenken, dass es am Ende des 18. Jahrhunderts verfasst wurde. Nicht zu bezweifeln ist auch die Schönheit der deutschen Sprache. Aber es reicht einfach nicht, denn es gab reichlich von deutschen Klassikern, die nicht schlechter waren.
Die Handlung bietet nichts Besonderes an. Es geschieht die ganze Zeit - Nichts. Die Hauptperson lebt und stirbt in Deutschland, in Gedanken aber nur in seiner und mit seiner Vergangenheit. Er hat ein Heimweh nach Griechenland, was eigentlich gar nicht seine Heimat ist. Dabei denkt er, wie er dafür gekämpft hat und kämpfen könnte.
An sich finde ich die Idee etwas über das Gefühl, wie das Heimweh zu schreiben nicht schlecht. Auch die Verehrung der großen Griechen, als ein Vorbild der Bildung zu betrachten, ist bemerkenswert und gerechtfertigt.
Ohne Zweifel ist jede Sehnsucht ein sehr langweiliger Zustand. Aber etwas spannender sollte man es doch beschreiben...
Es liest sich innerhalb von maximal 2 Stunden. Dafür habe ich aber 5 gebraucht, weil es so langweilig war.
Trotz der Kürze ist es nur für eine Allgemeinbildung zu empfehlen. Wenn man aber eine Unterhaltung erwartet, da ist man mit diesem Buch ganz falsch.