Зоологические спойлеры. Кроме этого, спойлеры гнездятся в постскриптумах.
Казалось бы – чего особенного? Ну, жучки-паучки, ну, танцующие медведи, крабы-модники, морские коньки-папаши, рожающие деток, улитки, предающиеся любви (нифигасе, они сначала стреляют, как маленькие амурчики), совы-привидения, гремящие цепями, рыбная ловля – а цепляет, переворачивает в тебе что-то. И, хлоп, ты уже заядлый натуралист, который только и думает о том, как личинка муравьиного льва швыряется песком.
Я поняла, любовь – это талант, и поэтому мистер Даррелл безумно талантлив. Он наполняет, напитывает тебя любовью, шандарахает тебя любовью по голове, и ты наконец перестаешь смотреть вглубь себя и ковыряться в своих мелких, глупых, ничтожных проблемках, вспоминаешь, что ты – не пуп земли, и оглядываешься по сторонам, а там – сияющий, прекрасный, удивительный мир.
Чтобы вы поняли, чего это меня так пробрало, расскажу-ка вам историю. Еду, короче, в маршрутке, читаю про краба, которого Джерри лишил костюмчика, ржу в голос, потом перестаю читать и думаю примерно то же, что и абзацем выше. Выхожу, а в палисаднике у дороги – куст жасмина, а на нём облако белых бабочек, порхающих, парящих, перелетающих с цветка на цветок – как сон, как мечта о небывалом, несбыточном.
Мой словарь не слишком приспособлен говорить о таком. Не, я слыхала, конечно, все эти «когнитивные диссонансы» и «разрывы шаблона» - но это всё не то. Поэтому скажу просто, но от души: Спасибо, Джерри, ты протёр мне зенки.
PS. Ну и конечно юмор: тётушка с щенками в метро, сватовство к матушке, сестрицына медиумша, да и Ларри опять достаётся.
Но не только это – есть еще нотка тоски, печали по прошлому, по детству, по греческому Эдему – ещё бы, книжка заканчивается второй мировой войной.
PPS. Полетели в тартарары все мои планы. Теперь обязательно: Карик и Валя, Акимушкин, Кервуд – это то, что в пределах досягаемости, а дальше поглядим.
И снова я отправилась на солнечный остров Корфу вместе с семейством Дарреллов. Как и в первой книге здесь много солнца, моря, красот природы и любви ко всем проявлениям жизни. Юный натуралист Джерри с интересом изучает мир животных, гуляя по острову в сопровождении верного Роджера. Во второй книге описаны те же годы, что и в первой, так что встретятся многие знакомые. У Джерри появятся новые питомцы, в том числе сова Лампедуза и ослица Салли:
В первой книге была ода членистоногим, здесь о них тоже немало, но добавились и морские обитатели. Джерри ныряет и у берега, и с лодки, и на рифах в поисках новых экземпляров для изучения и питомцев в свои аквариумы. Не удержавшись пошла спросить у Яндекса, что же самое красивое из червей океанов и вот что мне ответили:
Это многощетинковые черви, в народе называемые "Новогодняя ёлочка", они обитают в Индийском и Тихом океанах, то есть Джерри в своих исследованиях прибрежной зоны Корфу с ними не сталкивался, но очень уж красивые, черти! А Джерри и в акватории Атлантического океана нашел немало красот.
И еще немного о книжных совпадениях: в марте я прочитала две книги об антропоморфных лисах, в апреле же мне одновременно попали в руки книги о юных натуралистах, эта и замечательная "Мисс Черити".
Почему я стал математиком, а позже - программистом? Да просто потому, что я никогда не любил... зоологию!
Да, вот такая личная история! После провала медкомиссии для поступления в военно-медицинскую академию, мама решила никуда меня не отпускать. Сказала: "В нашем городе два вуза - "пед" и "тех" - выбирай. В пединституте меня привлекали только два факультета - биофак и физмат, потому что я любил в школе химию и информатику. Но на биофак надо было сдавать золотому медалисту... биологию, я как начал готовиться и засел за зоологию, так мне все, как говорят белорусы "абрыдла", что я бросил и подал документы на физмат...
М-да, не было у меня под рукой тогда книг Даррелла, возможно, всё бы изменилось в моей жизни!
Буквально единицы авторов умеют заинтересовать своего читателя. Первым для меня был Даррелл, последним в прошлом году был Владимир Динец со своими аллигаторами. И вот, снова встреча с Джеральдом! Здесь вам и биография, и реальная профориентация, упорство героя, нужное любому пытливому уму для его развития, и живая семейная история, и красочный остров Корфу! А вообще, молодец, Даррелл, и, конечно, он бы не состоялся, если бы не его лучшая в мире мама!...
Это - такая добрая и светлая книга, на фоне короновирусных настроений - просто исцелительное времяпрепровождение! Рекомендую!
К тому времени мой зверинец сильно разросся. В него входил Улисс, сова-сплюшка, которая просиживала весь день на ламбрекене, имитируя загнивающий пенек, и время от времени, с выражением высшего презрения, изрыгала из себя катышек на постеленную внизу газетку. Собачий контингент увеличился до трех собак, после того как крестьянская семья в качестве подарка на день рождения вручила мне двух щенков-дворняжек, которые за свое исключительно недисциплинированное поведение получили прозвища Писун и Рвоткин. Многочисленными рядами выстроились банки из-под варенья – как с заспиртованными образцами, так и с живыми микроорганизмами. Прибавьте к этому еще шесть аквариумов с разнообразными тритонами, лягушками, змеями и жабами. В грудах коробочек со стеклянными крышками хранились бабочки, жуки и стрекозы.
KillWish, Тур №4, Книга №18
+
Охота на снаркомонов 2020, 247 Рекомендация от РАН
После того, как я проглотил «Сад богов» , решили мы с женой посмотреть сравнительно свежий английский сериал про Дарреллов. Довольно быстро я понял, что авторы сценария не только крайне вольны с канвой, но и что я не знаю заметного числа эпизодов, которые они кромсают и переставляют как бог на душу положит. Я предположил, что они берут их из второй части – «Птиц, зверей и родственников». Частично я угадал.
Между «Моей семьей…» и сиквелом прошло 13 лет. Времени этого было мало, чтобы меланхолия, заметная в «Саде богов», взяла верх, так что Джеральд пытался прокатиться все на том же коньке – иронии, солнце и детском счастье. Если признать, что эффекта новизны не было, что автор пытался оживить повествование за счет новых героев и локаций, то в остальном все крайне хорошо. Иронии достаточно, чтобы скрасить некоторые повторы.
Наверное, лучшей характеристикой умения Даррелла беллетризировать свое детство является то, что я все же собрался и купил замену той «Моей семье…», что рассыпалась несколько лет назад у меня в руках. Кроме этого, я в ходе блиц-визита в «родовое поместье» на новогодних праздниках взял с собой в Питер и с трудом запихал в ручную кладь «Рози - моя родня» , в которой есть и «Филе из палтуса», где будут еще эпизоды про Дарреллов.
Читал я милое карманное издание на английском, так как Вики напугала меня, что адекватного перевода на русский второй части трилогии про Корфу нет. Что, интересно, больше смущало в 70-е, гомосексуалисты или спиритуализм? Или говорящая голова, разгадки которой Джерри так и не нашел? Не знаю, да и ладно. Но мне откровенно нравится, с какой любовью, с какой иронией и симпатией Даррелл писал о греках. Такая любовь с колкостями, прямо как у Гоголя к малороссам, только все же от иностранца, пусть и пропитавшегося.
Продолжаю слушать трилогию и смотреть сериал «Дарреллы». Книга нравится больше, потому что в ней больше животных и самого Джерри, а в фильме на них приходится едва ли 1/10. Но мальчик, исполняющий роль, очарователен. И вообще актерский состав удачен — все похожи.
Конечно, это не экранизация, а «по мотивам», но: если просто смотреть сериал, не читая книгу, то всё поймешь шиворот-навыворот. А если читать книгу, но не заглянуть в интернет, не узнаешь много важного.
Деньги
Во-первых, нищета английского семейства целиком на совести киношников. Настоящие Дарреллы потому и уехали в Грецию, что могли безбедно жить там впятером на одну пенсию.
«…в то время — особенно на греческую мерку — мы были неплохо обеспечены, никто из нас не работал в обычном смысле этого слова, а потому большую часть жизни мы развлекались».
Это принципиальный момент, потому что он создает ту довоенную атмосферу благополучия и респектабельности, которая так отличает, например, детективы Агаты Кристи. В широком смысле это та норма человеческого существования, вне лихорадочной гонки за куском хлеба, где есть место и семейным традициям и привязанностям, и развитию талантов. Не выживание, а собственно жизнь.
Ларри
В фильме старший брат Ларри — 23-летний маменькин сынок, возомнивший себя писателем. Идеальный комический персонаж. Реальный Лоренс Даррелл — известный писатель, его романы имели большой успех и у критиков, и у читателей. Ему прочили славу Пруста. В годы войны был дипломатом и пресс-атташе в британском консульстве, а еще — шпионом в Александрии Египетской. Написал сценарии нескольких фильмов и сам снимался в кино. Несмотря на популярность в мире, у нас известен лишь как персонаж романов младшего брата. Кстати, на Корфу он приехал первым, вместе с женой (та самая Нэнси из сериала), а потом уже привез мать с братьями и сестрой.
Вот такая «карьера» в сериале — от писателя с мировым именем до неудачника.
Никаких эмоций, только факты. Искусство живет по своим законам.
Мама
В книге это мудрая невозмутимая женщина, золотой стандарт диалога с детьми: «Да, милый». Она не носится с младшеньким, не запрещает ему возиться со зверьем и исследовать остров. Десятилетний мальчик один гуляет целыми днями, лазает по скалам, знакомится с местными жителями, купается и выходит на лодке в открытое море. И с ним НИЧЕГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ. Современные дети, которым не дают сделать ни шага без сопровождения, от души бы ему позавидовали.
А потому я с недоумением взирала на неврастеничку в сериале, которая без конца устраивает свою личную жизнь и личную жизнь взрослых детей, а Джерри то и дело одергивает, чем-то всегда недовольна и что-то постоянно запрещает и активно выступает против его домашнего зоопарка.
Актерская игра безупречна, оба варианта по-своему хороши, но всё же — дистанции огромного размера.
Как же я хочу в Грецию, кто бы знал! Как скучаю по белым домикам, клетчатым скатертям на деревянных столах, теплому морю, вкусной еде и душевным людям! Нет возможности поехать, так хотя бы так, в книге вернулась обратно на Корфу, к милому семейству, где все чем-то увлечены и к чему-то стремятся. Мне кажется, отличительная черта этого семейства в том, что дети там растут увлекающиеся. И дополнительно, им позволено совершать ошибки, увлекаться не тем, однако мать их, мягкая обычно, в случае необходимости может проявить твердость, как это было с Марго и спиритизмом.
Эта книга все так же насыщена воспоминаниями о животных, об изучении, Даррелл немыслим без них, он и сам себя отдельно от этого увлечения не видит, но она также полна и юмора. Честно говоря, я понимаю его родных, со стороны очень смешно читать все эти истории, но участникам всегда неловко. С другой стороны, это правда забавно. Особенно я смеялась над явлением друзей в три часа ночи. Как представишь, так просто до слез, хотя "муттер" со мной бы не согласилась :)
Потрясающая книга - невероятный источник позитива.
Всем рекомендую.
Не могу сказать, что я фанат книг о животных, но вот тех авторов, которых люблю, могу читать бесконечно. Даррелл один из них.
В его книгах прекрасная природа, необычные и обычные животные со множеством интересных сведений о них. А самое главное, бездна юмора, добрых подколов над родственниками и сплошной позитив.
Даррелл из тех людей, который умеет видеть смешное и забавное в обыденном, умеет рассказать красочно и увлекательное о достаточно скучных вещах.
В его романах множество персонажей: птицы, звери, насекомые, водные жители. И люди — родственники, случайные знакомые, друзья, соседи.
И ко всем свой авторский подход. И все они получаются очень живыми, понятными, выпуклыми. Он не смеется над ними, даже если они иногда и выходят несколько карикатурными.
Он тепло и по-доброму улыбается.
Видно, как он всех любит. Приятно!
Вокруг Света
Я вновь вернулась на Корфу. Когда за окном 33 градуса в тени и хочется найти себе лужицу и там раствориться, забавные приключения на греческом острове то, что доктор прописал.
Эта часть уже не цельное повествование. Это набор событий и историй, которые происходили с Джерри и его семьей в то же самое время, что и в первой книге, но волею судеб туда не вошедших. Однако бунт родных практически "вынудил" Даррелла написать эту книгу наперекор всему)))
Лучше всего ее читать или подряд за первой частью, или как я с небольшим перерывом - так события легче укладываются в хронологию и не кажутся нарезкой чего-то, а просто новыми страничками той же истории. Но все равно эта часть впечатлила меня поменьше, хотя и свою порцию морского удовольствия я получила сполна. Что-то там будет дальше?!)))
Прочитано в рамках игр Собери их всех! и "Пятилетку - в три тома!". Второй тур
У меня в свое время в санузле паук сплел паутину. Я сказала, что туалет надо убирать аккуратнее, чтобы не потревожить паучка. Через месяц с ним стали здороваться все домашние, а потом он куда-то делся. Я прямо себя хрюшкой чувствовала из детской сказки.
Вот я со своим паучком, а английская семья конца тридцатых со всем зверинцем, улитками, пауками, ежами, совами жила на Корфу, в Греции, прямо перед войной. Это старший постарался (на самом деле он давно уже там обосновался, с женой и ребенком) Ну и что ,что старшая сестра после первого раза на острове умудрилась залететь, а старший брат уже приготовился стать гением литературы - об этом же можно не писать, а вот о паучках, жуках, животных и птицах написать можно и нужно.
А так же нужно написать о греческих праздниках и о друзьях, об оливковом масле и о вине и о том как ценил Корфу Наполеон.
Лирическое отступление. Прочитав "Моя семья и другие звери", я мгновенно влюбилась в автора! Это была потрясающая художественная юмористическая литература обильно снабженная интересными данными о мире животных, насекомых и т.д. Мне казалось Даррелла много просто не может быть! Прочитав подряд четыре книги заметок о путешествии, я безумно устала от однообразия... И мне показалось, что к автору я уже не вернусь...
"Птицы, звери и родственники" является продолжением/дополнением "Моя семья и другие звери", по сути книги можно объединить в одну. Это биографические заметки писателя о его детстве, проведенном на острове Корфу. Очень умиляют и веселят его рассказы про сестру Марго и брата Ларри, да и вообще, про всех этих странных англичан. Их непутевые попытки к спиритизму или еще более ужасающие новые знакомства с очень странными людьми. Все это перемежается с наблюдениями Джерри за насекомыми и животными, которые попадаются ему на пути. Очень жалко было ежиков, и очень позабавила история с медведям, ну и чего стоит сцена с собачками! Вот про Корфу я бы еще четыре книги прочитала и даже можно подряд.
Когда я полгода назад купил эту книгу, я и знать не знал, что это вторая часть трилогии о жизни автора на острове Корфу. Я расспросил нескольких любителей творчества Даррелла, и оказалось, что 2-ю часть вполне можно читать как самостоятельное произведение, поскольку она не имеет общих продолжающихся сюжетных линий с 1-й и 3-й частями. А то уж думал, что придётся искать книгу №1, прежде чем читать эту.
Что ж, прочитав №2, я с уверенностью могу сказать, что очень хочу прочитать №1 и №3.
Эта книга не фигурирует ни в одном списке самых смешных книг. Однако я хохотал в голос уже с первых страниц! Всё повествование представляет из себя симбиоз двух форм: во-первых, живописные описания флоры и фауны; во-вторых, рассказы о семейных приключениях. Вот эти то приключения (а порой и простые разговоры) были очень уморительными! Я даже сбился со счёта - не меньше 20-ти раз едва ли не закатывался под стол от смеха! Ну а описания природы всегда были "с изюминкой", то бишь, не просто "светит солнце, поют птички", а каждый раз - интересный факт/замечание о том или ином создании.
В целом, семейно-натуралистический текст так и пыщет любовью к ближнему своему - будь то зверь, будь то брат или сестра. Даррелл пишет, излучая киловатты тепла; этот текст очень приятно читать. Неожиданно для самого себя, прочитал книгу за два вечера, двумя глотками свежего греческого воздуха. Как будто побывал на том солнечном острове, да и в доджливом Лондоне тоже. Сразу захотелось посмотреть BBC, National Geographic или "В мире животных".
Сами животные, кстати, являются неотъемлимыми героями книги. Выньте из текста медведя Павло, ослицу Салли или сову Улисса - и это будет совсем другая книга. Держу тетрадку с именами персонажей книг - так вот здесь было впору записывать в качестве персонажей каждую рыбёшку, жука или паука - до того все они к месту.
Джеральд Даррелл это крупнейшая фигура в натуралистике и естествознании, это писатель, читая которого вспоминаешь о братьях наших меньших. А ещё вспомнился Николай Дроздов. До чего ж добрый дядечка! Судя по неистощимому позитиву книги "Птицы, звери и родственники", Д.Даррелл тоже был добрейшей души человек. Что нам мешает быть такими же?
И вновь замечательные автобиографические заметки Джеральда Даррелла о жизни его семейства на греческом острове. Первая часть трилогии Корфу «Моя семья и другие звери» заканчивается отъездом Дарреллов из Греции в Лондон. Но, в очередной раз, не вытерпев климатические издевки Туманного Альбиона, миссис Даррелл и её дети возвращаются в Пераму.
Книга потрясающая! Красочные описания уголков Греции, знакомства с малоизвестными видами животных, богатое видовое разнообразие острова, непревзойденный юмор и тёплые семейные отношения делают произведение незабываемым!
Извечные споры между братьями и сестрой доводят до хохота, всегда добродушная мама просто умиляет, а её новый знакомый капитан Крич не может не вызвать улыбку. Сам Джерри оказался приглашенным на завтрак к графине и получил в подарок сову Лампадузу. К тому же у Джеральда появляется ослица Салли, мальчик попадает на сбор олив, а ещё знакомится с улитками-гермафродитами, лягушкой-чесночницей, ядовитой рыбой семейства Скорпеновые, угрями и коловратками.
А ещё новые персонажи Макс, Дональд, Таки, цыган и его медведь Павло, старые знакомые – Спиро и Теодор, ну и куда же без верного пса Роджера?
В детстве у меня был журнал «Юный натуралист», статьи из которого можно сравнить с главами Даррелла – интересно, лаконично и очень познавательно. Книгу рекомендую любителям флоры и фауны, красочных описаний Греции, как маленькое летнее приключение в компании весёлых англичан.