– Девушка, будьте добры, одно место до Инска.
– Такого населенного пункта нет!
– А… ну да, разумеется. Но все-таки один билет, пожалуйста.
– Сорок два рубля тридцать копеек…
Чем больше я погружаюсь в миры Крапивина, тем сильнее меня цепляет. Честное слово! И как я могла обходить творчество писателя столько лет?
На этот раз я прочитала достаточно современное произведение В.П. Крапивина. Повесть «Ампула Грина» была написана в 2007 году, поэтому в её содержание пробрались такие известные моим современникам слова, как «интернет», «мобильный телефон» и др. Понятия эти так и норовят выбиться из общей словесной канвы повествования, однако книга не становится из-за современных словечек хуже. По мне, «поздний» Крапивин так же хорош, как и «ранний»; разница лишь в том, что писатель продолжает следовать за ходом времени, а время, как вы знаете, ключевая константа всех его творений…
Что из себя представляет повесть?
Повесть строится на противопоставлении добра и зла.
Тёмной стороной выступает тоталитарная Империя, возглавляемая регентом, с фашистскими законами о полезности / значимости каждого человека. Одной из задач полицейского государства является отслеживание неугодных ей людей, способных нанести ущерб новой общественной системе.
Светлую сторону представляет независимый городок Инск – эдакий прообраз рая на земле, идеальный мир, где дети никогда не дерутся, а взрослые не знают ревности, зависти и злости. Инск – это мечта. Все хотят жить в Инске.
Ясное дело, в Инск волею судьбы (случайным образом или специально) попадают люди, пытающиеся спасти свои жизни от длинных рук регента. А далее, как и полагается в таких случаях, борьба зла и добра начинает набирать обороты, а читатель только успевает переворачивать страницы книги.
За что я люблю Крапивина?
За возможность разгадывать тайный смысл его произведений. За символичность всего, что окружает героев его книг. В «Ампуле Грина» секретов также немало. Я попыталась расшифровать лишь несколько тайных посланий. Один Крапивин знает, верны мои предположения или нет…
Что есть песок? Что есть дорога?
Пожалуй, эти две категории отражают не только феномен времени, но и пространства. Крапивинская реальность действует по-другому: сначала кажется, что она ничем не отличается от привычного нам мира, но потом – в один момент – герои попадают в ситуацию «тягучего» или «сжимающегося» времени и пространства; при этом время переплетается с пространством самым причудливым образом, и наоборот.
Что есть хрустальный шар?
Круг символизирует бесконечность, единство, надёжность и постоянство. В круге заключена мощность и сила небесных тел. Круг – это самая совершенная форма. Возможно, что символ Бога, по В.П. Крапивину, – круг.
Таким образом, хрустальный шар – ключевой предмет книги, на мой взгляд, есть некий прообраз храма. (Не в смысле «храм как здание», а в смысле «храм как божественная сила».) Такой шар дарует надежду страждущим, указывает верное направление ищущим, ведёт к свету заблудившихся.
Если у человека имеется такой шар (неважно, материален он или нет), это означает, что он движется в верном направлении – выполняет свою миссию.
А у вас есть свой собственный хрустальный шар?
Крапивин очень любит детей. Нет, не так.
Крапивин крайне сильно любит идеальных детей. Опять не то.
Крапивин патологически любит идеальных, выдуманных им самим и несуществующих детей. Как Пигмалион, он влюбляется в собственное творение (из слоновой кости, вестимо) - совершенное... и безжизненное. В книге нет живых героев: при всем несомненном таланте автора и предпринятыми им усилиями в детализации биографий, персонажи выглядят ходячими конструктами, големами с бумажкой во рту - каждый из них имеет свою, вполне конкретную цель и не может сделать ничего, противоречащего программе.
Город Инск, похожий на массовую галлюцинацию - ни истории, ни географии, жители делают раз разом одни и те же движения, - как и любой маленький провинциальный город любую муху превращает в слона, а любое действие топит в болоте инерции. Явления, не существующие в реальности - Информаторий, гиперболоид, плитка бабы Клавы - работают только в Инске, а что там, за пределами этого эскапистского чистилища - да бог весть, кого это волнует.
Попытка срастить определенные политические тенденции и сказку оборачивается не постмодернизмом, как по идее должно, а каким-то монстром Франкенштейна: голова от одного, туловище от другого, ноги вообще не понятно откуда. Впрочем, очевидно, что основная целевая аудитория книги - подростки, для которых мои придирки - как старческое брюзжанье, и возможно, я просто слишком опоздал прочитать ее.
Совершенно неожиданно читая этот роман, я сформулировала для себя, что такое идеальный город, в котором хочется жить. Это город, в котором построенный на речном берегу песочный замок не будет разрушен просто так, случайно проходящей компанией. Его не надо ограждать, его не надо охранять, его все равно никто не разрушит. Потому что не возникает потребности сломать, испортить и подленько удрать. Наивно? Наверное, но пока даже в самом чистом и красивом городе жизнь с позитивным настроем к миру и впитанным с молоком уважением к другому не станет естественной потребностью, говорить об идеальном городе нельзя.
Все это имеет лишь косвенное отношение к истории, рассказанной Крапивиным. Он очень комфортно и обжито чувствует себя в этом странном мире, который вроде бы вырос из нашего с вами мира, с рассказами Грина и песнями Окуджавы, но в то же время развился в весьма и весьма негодяйский мир, в котором травят беспризорников и бомжей, взрывают детей, где военизированные интернаты и садисты-воспитатели. Где, когда образовалась та щель, в которую произошла деградация, автор не объясняет, все легко списать на особенности Великого кристалла или Безлюдных пространств. И строй там странный – империя при отсутствии императора. Или столь же странная смерть последнего «императора Андрейки», четырехлетнего малыша, чье место занял некто Регент. И как противовес этому жуткому миру образовался параллельный город Инск, в котором все хорошо, где деревянные подмостки, по которым весело стучат мальчишечьи сандалики, и гроздья сирени свешиваются через заборы, в котором чисто и тихо, случайные буфетчицы и уборщицы приветливы, жители разговаривают на ВЫ, а драка двух пацанов становится событием местного масштаба. Вот такое чересчур сладкое ностальгическое писательское представление о детстве. Хотя современные дети подчас в глаза не видали тихого провинциального городка и много ли мальчишек с ободранными коленками видели вы на улицах большого мегаполиса? Я так ни одного не вижу, как и детей во дворе нет, малышня с мамочками есть, а потом они все куда-то пропадают и возвращаются совсем другими, развинченными и скучными, не знающими, чем заняться. Но мы же читаем сказку, а в ней идеальное детство. В этом детстве стулья летают, куклы разговаривают, да не просто разговаривают, а резонерствуют, из разбитой елочной игрушки строится устройство круче лазера, взрослые умны и сами дети в душе, в нем студенты играют на гитаре и поют песни, а за попытку закурить получают по мозгам от подружки, в нем мертвые встают и смертельно отравленные выздоравливают, в нем есть памятник дружбе в виде буквы И (и это отличная идея, что за дружба без И, Маша и Катя, Петя и Вася, Ромео и Джульетта, Ильф и Петров…) В этом детстве негодяи наказаны, а их злобные планы проваливаются, отцы возвращаются и любовь продолжается…
В этом мире все прекрасно. Это сказка. Трижды сказка. Без малейшего намека на реальность
Флэшмоб 2011,совет от Sidnia
Вот уж не ожидала, что так любимый мною с детства Крапивин, абсолютно не понравится... тем более, на фоне недавно перечитанной "Колыбельной для брата".
Поздний Крапивин - это уже совершенно не мой автор; архаичная рэтро-фантастика с ностальгией по идеализированному советскому обществу - это перебор, и не радует вовсе! Даже немного грустно становится от таких метаморфоз.
Словом, хоть открытие и не из приятных, - все же, спасибо.
Книга похожа на сон, когда вроде бы совершаешь обычные действия, куда-то идешь, с кем-то знакомишься, но параллельно происходит какая-то неадекватщина (летают стулья, в маленького мальчика впрыскивают медленный яд, в несуществующий город бегут от злобной Империи). Главные герои у нас идеальные советские дети в реалиях сегодняшних дней, конечно же на фоне любимых летних каникул. Все стекаются в город Инск (которого не существует (опять как во сне)), и там героически борются со злом. Меня не пробрало, что странно, потому что совершенно однотипная "Бабочка на штанге" пробрала. Пожевав это все в голове нашла причину: в "Грине" слишком много всего. В "бабочке" был один главный герой, который вел сюжет, мы видели мир его глазами, от него знакомились с персонажами, сталкивались с сверхъестественным и побеждали зло. В Грине целая какофония героев, мест и событий, и при этом, как Клим здесь мне никто не понравился, а брат-сестра показались уже вторичной калькой. Да и весь город тоже прямо оттуда, из "бабочки" (хотя книги в цикле стоят наоборот по последовательности). Вся эта тема с Империей вообще не раскрыта, про нее вспоминали редко и вскользь, ради острых ощущений, но вместо остроты я получала тяжесть восприятия. Мне не зашли герои, место и сумбурность. Возможно, не попало под настроение. Но все равно выделю, что книга какая-то очень нежная, и чувствуется мастерство автора в отдельных сценах и фразах, очень теплая история (вот только сумбурная).
Когда все идет не так как должно/хочется, детская литература вполне выполняет функцию антидепрессанта, при условии, что читатель не будет поминутно заглядывать в собственный паспорт и с патетикой в голосе заявлять "Не верю!". В общем-то, на то она и детская, что бы в нее верить.
На очередном витке "Все-идет-не-так-как-надо...", Крапивин и его чудесный город Инск, позволили мне передохнуть.
Добрый такой город, в котором не страшно и заблудиться. Даже мобильник случайно забыть на рыночном прилавке, не страшно - вернут даже несколько часов спустя, да еще и подарком осчастливят. Просто так.
Впрочем, чудеса и прелести Инска и людей его населяющих, можно перебирать бесконечно - как раз на 400 стр. хватит. Но рано или поздно придется встать на Дорогу, и пойти по ней, а уж куда она выведет в реальной жизни, от нас все же тоже зависит, даже если "все-идет-не-так...". Просто после этой книги остается чуть больше веры, что все можно исправить, ну вот практически ВСЕ.
Главное верить, и не только в книгу.
Блог читателя Tairis_Hamster
Крапивина я очень люблю с раннего детства. Я прочитала почти все его книги, и вот недавно села перечитывать цикл "Сказки и были безлюдных пространств". "Ампула Грина" последняя книга из этого цикла и ее я читала впервые.
Главные герои, как всегда, мальчишки лет двенадцати - Грин, Лыш, Май. Но есть и герой постарше - Валерий - уже студент. Основные действия происходят в Инске, город, видимо, находящийся на территории Безлюдных пространств. Там нет зла, в безлюдных пространствах - это же аксиома. Рядом проходит Дорога.
Много фантастических теорий, про них уже говорилось в других книгах, так что это показалось мне знакомым и привычным... я почти верю в это. Опыты, тем же лучеметом из елочной игрушки или с летающими стульями Лыша, основное в них, мне кажется, что все возможно, если очень-очень этого захотеть и дело это направлено на добро.
Рядом со всем этим, за пределами Инска, система. В вершине ее Регент и организация "Желтый волос". Империя вроде бы выдуманная, но проблемы ставятся весьма актуальные и далеко не выдыманные.
Например:
И все-таки вспомни. Сколько было случаев! Нужна срочная операция, пересадка костного мозга, а денег нет, и начинается очередная истерическая компания: "Ах, спасите Вовочку, ах, спасите Танечку, пожертвуйте кто сколько может!.." Какую-то Танечку, может, и спасут, а других, скорее всего, не успеют… Было?
– И что дальше? – Валерий проклял минуту, когда согласился пойти с Меркушиным в кабак.
– Тебе не приходило в голову: почему Регент и правительство сидят своими задницами на необъятных мешках с золотым резервом, а дети мрут? Хватило бы ничтожной доли этого резерва, чтобы спасти всех…
– Мне это приходило в голову, – отчетливо сказал Валерий. – Это сволочизм. – Впрочем, он выразился покруче.
– А вот и не сволочизм, – с грустной умудренностью отозвался Марат Меркушин. – Это, друг ты мой, суровая, но необходимая логика. Здесь нет жестокости. Просто система понимает: дети эти, если и поправятся, не смогут быть полноценными членами общества, станут нахлебниками. Так же, как миллионы беспризорников, пенсионеров, бомжей, инвалидов… Они все, как песок в отшлифованных валиках системного механизма. И чтобы механизм вертелся без скрипа, от песка надо избавляться. Это закон общественного развития.
Человеческая точка зрения против политической, жесткой такой политической. Программа тайная "Желтого волоса" состоит в сокращения числа жителей. Перенаселение стало проблемой... а сократить можно - бездомных, безпризорных, немощных.. на благо империи. Но побеждает, конечно, добро.
Те, кто критикует книжку за наивность и немножко простоватую фантастику, забывают что книга детская. Для тех, кто еще ребенок или так и остался ребенком в душе, верящим в чудо!
Единственный момент который мне не понравился: в последних книгах что-то часто герои, те что постарше, начали стаскивать платья с девушек. Для детской книги, это, по моему мнению, совсем лишнее.. в сюжет как-то гармонично не вписывается.
Рецензия старая и содержит спойлеры.
Я долгое время не хотела читать ее, возможно, из-за рецензий на Альдебаране. Право, какие глупости... Книга хороша. Смелые вихрастые мальчишки, пусть даже с мобильными телефонами, такие же загорелые и исцарапанные девчонки, но более серьезные. Снова соприкасаются грани Великого Кристалла, и возникает Инск, второе "я" Ново-Заторска, про который чиновники уверяют, что он не существует. Сюда нет доступа злу, потому что баба Клава включает плитку (отшибающую память новым жильцам), профессор включает самовар, а отряд детей собирает шары, чуть-чуть помогающие запутавшемуся Времени.
Именно в Инске оказывается детдомовец Грин, потому что только тут могут ему помочь. И сюда же попадает взрослый Валерий, которого преподаватель спасает так от верной гибели. И здесь, в этом светлом городе с несовременной обстановкой, разворачивается еще один виток Дороги...
Проэктор добра из елочного шара и свечки, Союз Вольных Городов - куда ходят Реттенберг, Овражки, Инск и многие другие места, паренек Мыш, который учит летать гнутые стулья, просачивающаяся всюду совсем не игра про путь через пески с красным шаром и многое, многое другое...