Об автореподробнее
Родился: 14 октября 1938 г., Россия

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).

Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет»...

До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».

Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.

Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.

Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер.

В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно... повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты).

Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).

Любимые герои Крапивина — это дети-«койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.

Слагаемые системы мироздания Великого Кристалла стали появляться в произведениях Крапивина раньше, чем возник замысел цикла. Да и после формального завершения цикла появляются произведения, фактически апеллирующие к мифосемантической системе Великого Кристалла. Уже в 1961 г. в повести «Я иду встречать брата» появляются упоминания Ратальского космодрома, планеты Леда (которые затем войдут в «Великое Кольцо Мироздания». Из повести «Летчик для особых поручений» (1975) приходит в мир Великого Кристалла Яков Михайлович Скицын (центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона»). Трилогия «В ночь большого прилива» (1969-1977) дала Великому Кристаллу образ «светлого штурмана Иту Лариу Дэна» (Дэни), известного во многих мирах Кристалла как один из Святых Хранителей, и живой кристалл Яшку, выращенный из звездного жемчуга. Тогда же появляется в творчестве Крапивина тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения, даже соединения.

Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии «христианского милосердия», забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.

Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя «Оранжевый портрет с крапинками», «Самолет по имени Сережка», «Дырчатая луна», «Кораблики».

Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.

Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям — «no comment».

© Виноградова О., Мещерякова М.

Официальный сайт: rusf.ru/vk

В глубине Великого Кристалла. Все произведения цикла
Год выхода: 2020
Книга собрана из материалов, находящихся в свободном доступе в интернете и бумажных книг из личной библиотеки, купленных во времена СССР. В компиляцию включены семь произведений основного цикла: Выстрел с монитора Гуси-гуси, га-га-га… Застава на Якорном Поле Крик петуха Белый шарик Матроса Вильсона Сказки о рыбаках и рыбках Лоцман и девять произведений, примыкающих к основному циклу: Я иду встречать брата В ночь большого прилива (трилогия) Голубятня на желтой...
Шестая Бастионная
Год выхода: 1987
В новой книге В. Крапивина на автобиографической основе показана неповторимая пора детства, в неожиданном ракурсе предстают улицы родного города писателя Тюмени и облик города-героя Севастополя. Вторую часть книги составляют повести, в которых, несмотря на фантастический сюжет, продолжена основная тема. По-прежнему лейтмотивом звучат нравственные проблемы, существующие в мире взаимоотношений детей и взрослых. Адресуется школьникам среднего и старшего возраста.  Художник Е. И. Стерлигова.  
Алые перья стрел.
Год выхода: 1984
В книгу вошли уже знакомые читателю повести и новая — «Шесть лет спустя». Через все три повести проходит единый приключенческий сюжет. Романтика необычных событий четко высвечивает характеры, судьбы, самобытность героев, дает живое представление о далеких послевоенных годах. Адресуется средним и старшим школьникам. Художник Е. И. Стерлигова.  
Острова и капитаны. Книга 1 и 2.
Год выхода: 1989
События романа уводят читателя в историю кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского, в дни боев за Севастополь и возвращают в наше время. Фабула построена на приключениях мальчишек разных эпох — главных героев романа, олицетворяющих идею связи поколений. В этом томе — первые две книги романа. Художник Е. И. Стерлигова.
Острова и капитаны. Книга 3.
Год выхода: 1990
Третья книга романа известного уральского писателя. Фабула построена на приключениях мальчишек разных эпох — главных героев романа, олицетворяющих идею связи поколений.  Художник Е. И. Стерлигова.
Всадники со станции Роса
Год выхода: 1975
В этой книге рассказывается о веселых, грустных и тревожных событиях, которые бывают в жизни ребят. И во всех этих историях есть что-то чудесное, сказочное, потому что чудеса всегда случаются с теми, кто смел, кто умеет крепко дружить, кто всегда готов прийти на выручку товарищу. И такие люди, даже самые маленькие, выходят победителями в борьбе за добро и справедливость.
Сказки и были Безлюдных Пространств. Летящие сказки. Сказки о парусах и крыльях. Стальной волосок. Фантастические романы.
Год выхода: 2020
Книга собрана из материалов, находящихся в свободном доступе в интернете и бумажных книг из личной библиотеки, купленных во времена СССР. В сборник включены произведения, входящие в циклы: Сказки и были Безлюдных Пространств Летящие сказки Сказки о парусах и крыльях Стальной волосок и три внецикловых фантастических романа. Иллюстрации в издании отсутствуют.  
Сказки и были Безлюдных Пространств. Летящие сказки. Сказки о парусах и крыльях. Сральной волосок. Фантастические романы.
Год выхода: 2020
Книга собрана из материалов, находящихся в свободном доступе в интернете и бумажных книг из личной библиотеки, купленных во времена СССР. В сборник включены произведения, входящие в циклы: Сказки и были Безлюдных Пространств Летящие сказки Сказки о парусах и крыльях Стальной волосок и три внецикловых фантастических романа. Иллюстрации в издании отсутствуют.  
В глубине Великого Кристалла. Все произведения цикла.
Год выхода: 2020
Книга собрана из материалов, находящихся в свободном доступе в интернете и бумажных книг из личной библиотеки, купленных во времена СССР. В компиляцию включены семь произведений основного цикла: Выстрел с монитора Гуси-гуси, га-га-га… Застава на Якорном Поле Крик петуха Белый шарик Матроса Вильсона Сказки о рыбаках и рыбках Лоцман и девять произведений, примыкающих к основному циклу: Я иду встречать брата В ночь большого прилива (трилогия) Голубятня на желтой поляне (роман-трилогия) ...
Стальной волосок
Год выхода: 2009
Перед вами — сборник новых произведений классика русской фантастики и лауреата множества литературных премий, тюменского автора Владислава Крапивина. Фантастическая сказка, давшая название сборнику, рассказывает о далеких временах Крымской войны. Бриг «Артемида» отправляется в секретный рейс из Санкт-Петербурга в Гавану, чтобы доставить документы, могущие повлиять на исход войны… Продолжение этой истории вы узнаете в романе «Гваделорка», который рассказывает о современных школьниках,...
Рейс «Ориона» (Рассказы)
Год выхода: 1962
Двое друзей собираются добраться домой не обычным путем, на поезде, а на собственноручно сделанном плоту, собранном из крепких бревен. Их не пугают ни трудности сборки плота, ни ухудшающаяся погода. И именно их плот становится спасительным мостом для многих машин, застрявших в непогоду на размытой глинистой дороге. Для младшего и среднего школьного возраста.
Пионерско-готический роман, тинейджеры и «обескураживающие повторы»
Год выхода: 1994
Статья опубликованная в журнале «Уральский следопыт», № 8, 1994 г. О знатоке фантастического жанра, подававшем надежды, а ныне малоизвестном критике Романе Арбитмане, любителе по отношению к книгам Крапивина употреблять выражение «пионерско-готический роман»
Колыбельная для брата. Повесть
Год выхода: 1987
Повесть о школьниках, о том, как важно вовремя прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Художник Евгений Алексеевич Медведев.
Наследники
Год выхода: 2008
Заключительная часть трилогии «Острова и капитаны». Теперь в центре повествования эгоистичный трудный подросток Егор Петров. Но ему ещё предстоит изменить свои представления о смысле жизни, о справедливости, о долге… А ещё для него, как и для Гая, Толика или Курганова, запах моря и плеск волн о борт корабля приобретут особый смысл.
Граната
Год выхода: 2008
Эта книга о двенадцатилетнем мальчишке Гае, о любви к морю и об острове, на котором все удивительно и где всегда ждут увлекательные приключения. Этот роман не оставит равнодушным никого, ведь она соткана не только из тепла детства, но и из печалей взрослого мира…
Хронометр
Год выхода: 2008
Причудливое сплетение времен и событий: путешествие Крузенштерна и Лисянского, оборона Севастополя, мальчишки послевоенных времен и кадеты начала XIX века… Все это вы найдете в книге знаменитого писателя Владислава Крапивина. Но главное, что там есть — это ветер приключений и блеск благородных поступков!
Мальчик со шпагой
Год выхода: 2008
Серия: Паруса Эспады (#1)
В первую книгу трехтомника «Паруса Эспады» вошел роман-трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, еще в семидесятых годах, сразу после выхода в свет, получившее статус культового. По образу и подобию пионерского отряда «Эспада», изображенного в романе, по всей стране стали создаваться внешкольные детские объединения. По мотивам книги были сняты телесериалы «Всадники на станции Роса» и «Мальчик со шпагой» (к сожалению, сейчас их посмотреть невозможно — записи не сохранились).
Давно закончилась осада…
Год выхода: 2008
Роман связан с Севастополем, который автор считает своей второй родиной. Главные мотивы книги — любовь к героическому прошлому, к флоту, морю и парусам. Элементы фантастики, которые вплетаются в ткань произведения, делают его приключенческие сюжеты еще более напряженными.