Возможно, время было не самым удачным для знакомства с данным произведением, отсюда и ощущения остались смешанными.
В целом мне всё понравилось, произведение довольно светлое и тёплое, отношения с родными, особенно с бабушкой искренние и настоящие, без ложной идеальности. Читая, веришь, что такое вполне могло быть: за хорошее хвалили, за проступки ругали. У кого такого не было в жизни?. И что держали в кулаке, дабы с пути не сбились, всем нам, выросшим в определённое время это понятно и знакомо. Даже слишком знакомо, отсюда и героиню можно понять. Я тоже не понимала в детстве-юности, почему мне нельзя кататься на велосипеде, одеваться как-то иначе и возвращаться в определённое время.
И меня также раздражали разговоры о том, что надо вести себя так-то и так-то, потому что иначе ждёт тебя одиночество и прочее. Всё это знакомо и от этого наверно несколько коробит, не даёт насладиться атмосферой света и тепла, детства. Порой здесь детством и не пахло. Иной раз становилось и вовсе грустно, когда бабушка вспоминала о своей жизни. Я бы даже сказала, что грусти тут больше, нежели радости. Она запомнилась сильнее, особенно концовка. Мне было очень жаль того, что у дидэ так и не было своего дома, хоть с двумя комнатками, почти до слёз горько и больно за неё. Все моменты с ней особенно запоминающиеся в этом произведении и, пожалуй она мне понравилась сильнее всех остальных персонажей, пусть временами и слишком закручивала гайки.
Мать я и вовсе не понимаю, странный поступок с её стороны родить ребёнка и отдать его своей матери на воспитание. Никогда не пойму таких мамаш. А главная героиня, она, конечно, ещё та заноза во всех местах, но читать о её приключениях было забавно и весело. Ещё мне понравилось, как была проведена параллель с ней и её более старшими кузенами и с ней и более младшей племянницей. Как показали, что всё зависит от глаза смотрящего, что одна и та же ситуация может видеться по-разному в зависимости от твоего возраста и тех, кто рядом с тобой, в какой они возрастной категории.
Минус разве только в том, что не было ощущения, что пишут от лица ребёнка, не было взросления, скорее сразу ощущалось, что пишет взрослый о ребёнке и это повлияло на атмосферу. Отсюда и осталось смешанное ощущение, вроде все компоненты на местах, но чего-то не хватает. Однако это не помешало мне вполне себе насладиться книгой, почерпнуть из неё много нового и окунуться в незнакомый, но манящий грузинский колорит.
Иногда мне кажется, что люди, у которых были дедушки и бабушки – это особый человеческий подвид. Конечно, я имею в виду нормальные семейные отношения. Их любовь совсем не такая как родительская – она менее требовательная и более всепрощающая. И человек, познавший ее, совсем по-другому смотрит на мир. Лето у бабушки - классический атрибут детства, удивительное время, когда ребенок оказывается вне привычного контекста, вне традиционной для него системы домашнего воспитания, вне стандартных поведенческих шаблонов. Это время познания чего-то совершенно иного – реалий другого быта, вкуса другой (не маминой!) еды, сюжетов каких-то совсем других сказок и прибауток. А еще бабушки и дедушки – абсолютно уникальная возможность узнать своих родителей так, как никогда не узнаешь в обычной жизни, как сыновей и дочерей (анализируя эту информацию во взрослом возрасте, наверное, можно многое понять о себе и своей семье). У меня ничего этого не было. А у Тинатин Мжаванадзе было. И она делится этим чрезвычайно щедро и полно. И это удивительно.
Вышедшая на пару лет раньше «Манюня» Наринэ Абгарян известна повсеместно, и попытайся рассказать про «Лето, бабушка и я» первый вопрос будет: это как «Манюня»? И да и нет. Да, это два города на букву Б., да это две республики советского союза, да это две бабушки и две внучки. Но все же, это скорее непохожие книги. Как мне показалось, в отличие от Наринэ, Тинатин не пытается развеселить читателя, и это очень импонирует. Признаться, меня напрягало сначала, как легко с языка героев слетали слова «тупой», «придурки», «дебилка» и прочая высокомерная экспрессия, но… в какой-то момент я прислушалась к себе и, увы, водителя беснующегося на дороге я мысленно называю-таки придурком, а тетку, бегущую с ребенком на красный свет я поневоле крещу дебилкой… Конечно, можно поспорить, надо ли так дословно переносить жизненную лексику в литературу, но в данном случае у автора все очень органично и, вообще, я просто зануда)))
В рамках работы личного парадокса Баадера-Майнхофа (так если верить интернетам, называется явление, когда тебе начинает попадаться информация на одну тему из самых разных источников), как только друзья вернулись из отпуска в Грузии, я повсеместно натыкаюсь на истории, рецепты, вина, имена, связанные с этой чудесной страной, и книга Тинатин Мжаванадзе – вишенка на этом окологрузинском торте. Ее стоит читать до поездки, после поездки или вместо поездки, как в моем случае.
«Лето, бабушка и я» – книга, где все соответствует названию. В ней много прекрасного лета, потому что, какое еще время года может царить в Грузии? Только лето! Там много колоритной аджарской грузинской бабушки, в которой, не смотря на национальный колорит, проглядывает что-то очень знакомое и родное. Там много девочки Тинатин – вот она малышка, младшая в роду любимица, а вот, ты и оглянуться не успеешь, а она уже студентка. А еще, там безымянные деревушки и курортный город Батуми, родственники близкие и дальние, советские стандарты и грузинская особица, море и горы, добрый бог и простая жизнь, мацони и мчади, и вай чемс мтерс – горе моему врагу…
Эта книга – очень личная история, финал которой ждешь с замиранием в сердце, потому что бабушки и дедушки, как правило, те наши близкие, которые первыми открывают двери смерти для нас. Это история, от которой начинает казаться, что каждый из нас, обернувшись к своему детству, легко напишет повесть о шалостях и радостях, людях и судьбах, открытиях и потерях. Каждый, потому что любая жизнь человека – уникальная и неповторимая, может быть достойна книги и все мы, как бы банально это не звучало, пишем свою историю и только от нас зависит и жанр, и атмосфера, и выбор между многоточием и точкой.
- Я, наверное, за грузина замуж выйду, - говорила я в детстве подругам. Уж очень мне нравились эти суровые журнально-киношные красавцы. Живых-то я и не видала...
На третий бы день задницей дверь открыла (как предсказывала бабушка Дидэ), и свекровь прокляла бы моих родителей, что так плохо меня воспитали. Грузинская жена это вам не то что! Сколько знать надо, сколько уметь. И начнем, пожалуй, с умения себя вести. Как стоять, как сидеть, походка, руки-ногти, как мужа встречать, сколько детей рожать (пока не родишь девочку: сыны - счастье, а дочери - ангелы).
Маленькая Тина права - ей досталась самая главная бабушка на свете. Так вот уж сложилось, никому не досталась, а ей - да.
Давно я уже вышла из детства, и замуж за грузина мне не грозит, но таки полезла в интернет с запросом "грузинские дети". Так, посмотреть, какими бы они у меня были. И особенно интересовалась грузинскими детскими хорами (волшебная глава!).
Но что же мешает мне сейчас послушать советов бабушки? Вот, не далее как вчера, летала на метле по дому, собирала сумку в больницу (думала без стационара мы с младшим не обойдемся) и выговаривала неизвестно кому, что благосостояние семьи определяется количеством ненадёванных трусов в заначке.
Ха-ха? А вы попробуйте-ка сумку в больницу собрать.
Очень сочувствую бедным детям, которых растят одни лишь мамы и папы. Очень. Они представления не имеют о том, что такое настоящее воспитание.
Какая чудесная книга!
И не зря её многие сравнивают с "Манюней" Наринэ Абгарян. Эта книга также о детстве, бабушке и счастье. Она вся пронизана теплом и любовью. И это так естественно! Разве можно писать о родных людях иначе?!
Аджария. Батуми.
Простая женщина, которая в одиночку вырастила своих детей, а теперь занимается воспитанием внуков и правнуков. У неё свои понятия о красоте, правильном поведении и Боге.
Она свято чтит старые традиции и устои. Изо всех сил поддерживает родственные связи.
Бабушка.
Иногда суровая, даже грозная. Но всегда любящая, понимающая, самая-самая близкая и родная!
Вспомнила и я своих уже умерших бабушек. Погрустила, но так тепло на душе стало!
В рамках игры "Крестики-нолики"
Прекрасно понимаю, что окажусь в меньшинстве, но моему терпению пришел конец: я больше не хочу читать книги вроде "манюнь", "вафельных сердец" и прочей "милоты". Вот на этой книге - "Лето, бабушка и я" - мое терпение лопнуло. Все! Хватит! Я - сухарь. Читать скучно, иногда откровенно противно. Буквально после фразы: "Я тебе внучку родила, воспитывай как хочешь, а мне работать надо" - я поняла, что книга совсем не моя, и она будет меня раздражать. Так и вышло. Я не вижу ничего милого и ностальгичного в том, что бабушка полностью растворяется во внуках. Мне скучно читать о чужих детских воспоминаниях. Это как будто кто-то из знакомых рассказывает тебе о том, каким он был милым забавным ребенком, как он залез туда-то, как его чуть собака не покусала или еще какие-то мелочи, ему одному дорогие приятные воспоминания. Ладно еще, если это родственник - тут уж можно поумиляться. Но когда это рассказывает в книжке какая-то левая тётя - спрашивается, нафига? Но судя по рейтингу книги, "Лето, бабушка и я" все-таки нашла своего читателя, и слава богу. А я буду держаться подальше от книг подобного рода, лучше проведу время за чтением Настоящих детских книг и книг о детях, которые очень люблю.
Ох, сколько всего ещё у меня было, чего не было у вас. И ни грамма не жалею я о том, чего не было.
Читая книгу, всё время смеялась, ухмылялась, хмыкала и даже местами возмущалась, а в конце расплакалась, как ребёнок, перед тяжестью неизбежного.
Да, наверное таких книг уже много, и, возможно, некоторым читателям они начинают мозолить глаза. Но не мне. Это удовольствие, отдых для души, и мне они никогда не надоедят.
Это ведь интересно,- детство в СССР. Это всегда возвращение назад, пусть и виртуальное, забавные приключения, невероятные проделки, лёгкая ностальгия.
Это напоминание о вещах, которые для наших детей привычны и обыденны, а там, тогда, были тотальным дефицитом и казались недостижимой мечтой. Как, например, полиэтиленовые пакеты. Обычные полиэтиленовые пакеты, каких сейчас миллионы на каждом шагу. С цветочками, с котятами, с рекламой и всякой разной дребеденью. А тогда иметь такой пакет- было высшим счастьем. И обладателю завидовали не только дети, но и взрослые.
А школьная форма? Ну ладно, допустим это было красиво, и, признаюсь, я её даже любила.
Но не дай Бог прийти в школу с распущенными волосами. Это считалось преступлением, как и накрашенные ногти и губы, и подведённые ресницы.
А серёжки? Помню те красные малюсенькие ниточки, которые носили те , кто отважился таки пробить вуха. Как же они их прятали за косичкам, хвостиками, как же боялись гнева директора и завуча, а всё же стремление к моде и красоте брало верх.
Ээх! Опять меня занесло...
Это книга-воспоминание. И это совсем не похоже на Манюню , если вдруг вы об этом подумали.
Автор пишет о самом дорогом для неё человеке. Как ни странно, не о маме, - о бабушке.
Но всё становится понятным, как только прочитаны первые главы.
Бабушка Тины Стала для неё вселенной. Кладезем мудрости, источником бесконечных примет, цитат, нравоучений. Она обожала свою бестолковую позднюю внучку, а если и ругала и наказывала, то в этом было столько любви и нежности, что это и наказанием можно считать с натяжкой.
Да, ей досталась самая лучшая в мире бабушка. Она знает всё на свете, умеет всё на свете.
Нет. Не тем она пугала внучку в детстве: "Тебя на третий день из дома выгонят, задницей дверь откроешь(предполагается дверь дома потенциального мужа)". да, не это, оказывается, самое страшное в жизни...
Бабушка была аджаркой. А значит - мусульманкой. Но умела она молиться и христианскому Богу. Этот момент был сильно непонятен Тине. Но бабушка и Бог были неразлучны. А уж какой, вряд ли стоит мелочиться на эту тему. Главное, что он передался внучке в наследство. Чувствуется, что она выросла хорошим человеком.
В её сердце отложились ростки тех истин, которые втолковывала ей бабушка. И продолжают расти. Это главное.
А накрахмаленные простыни? По себе сужу- когда была бабушка, я их тоже любила. А сейчас ничего, обхожусь. Как и без волос, которые обрезала после школы.
В книге много персонажей. Родственники, друзья, соседи. Много жизненных ситуаций, в которых каждый читатель не без удивления узнает себя. Мы так похожи, грузины, русские, украинцы. Когда-то мы были семьёй. Теперь просто соседи. Но и этого достаточно, чтобы жить в любви, мире и согласии. Что нам делить? Разве что общие воспоминания.
Второй день не идёт из головы «И Ленин, та-а-а-акой маладой, ийуныактяберь фпириди!»
Ох уж этот школьный хор. Ох уж эти приставучие песенки-паразиты.
“Крошечная, смешная, с хвостиком-фонтаном на круглой голове, похожая на птенца белой совы» - вот такой она появилась перед нами - девочка, главная героиня этой книги.
Нет, главная героиня не она – бабушка, «седая худощавая женщина с крапчатыми руками в зеленом ситцевом халате в «турецкий огурец».
А девочка – она автор этой необыкновенно теплой, летней, радостной, очень светлой и доброй книги.
О детстве. О деревне. О Грузии.
Да - да, я знаю, что для творческих людей сравнение с другими творческими людьми не является комплиментом.
И все же я сравниваю.
«Лето, бабушка и я» напомнило мне книги Фазиля Искандера.
И, поверьте, сравнение это в моих устах – лучшая похвала, ибо для меня проза Фазиля Искандера – одна из книжных «вершин», почитаемых, любимых и перечитываемых.
В этой книге очень тонко передан дух старого батумского дома, где прочны и нерушимы родственные связи, где царит атмосфера всеобщей, вселенской любви.
Где незыблемо уважение к старшим и почитаемы традиции.
Где за столом звучит многоголосное пение.
Где в одном доме переплелись и сроднились мусульманство и православие.
И весь этот шумный и разноцветный мир вращается вокруг нее - старой худой женщины с прямой спиной и неутомимыми руками.
Ее нескончаемые труды крахмалят белоснежные простыни, пришивают плотные ряды пуговок к кружевным блузкам, заплетают тугие девичьи косы, накрывают щедрые столы.
Ее тихие молитвы берегут девочку от мирового зла, а заодно отводят от нее слезы, мигрени и сглаз.
Похожая на совенка девочка растет, наполненная до краев любовью, неиссякаемый источник которой всегда рядом – это бабушкино старое и не очень здоровое сердце.
Любовь, пролитая на человека в детстве, незримо хранит его всю жизнь.
Прочтите «Лето, бабушка и я», поцелуйте своих бабушек.
Или вспомните о них.
Чувствуете, как потеплело вокруг?
Я честно надеялась найти что похожее по атмосфере на "Манюню" . Но прочитав первую главу я умилилась, мне безумно было приятно читать этот слог, красиво... Вторая глава оказалась такой жизненной, очень яркой и разнообразной на чувства и эмоции. После повествование полилось неспешно, интересно и не без доброго юмора.
За не столь большой объем повествования (320 стр с илл.) я успела полюбить главных героев, побывать в детстве.
Дочитывала последние главы с комом в горле.
Это, действительно, честная книга о любви и о счастливом детстве.
Очень сочувствую бедным детям,
которых растят одни лишь мамы и папы.
Очень. Они представления не имеют о том,
что такое настоящее воспитание.
Книга, к которой лучше писать истории, а не рецензию. Думаю, со мной согласится каждый, кого воспитывала бабушка. Ведь у меня тоже была чудесная-расчудесная бабушка Паша. Читая "Лето, бабушка и я", постоянно натыкалась на совпадения. Так и хотелось закричать: и моя бабушка так делала! и моя бабушка так говорила! и моя бабушка такая же!
Моя бабушка... Царствие небесное ей!
Наверное, Тинатин Мжаванадзе понимала, что написав эту книгу, она воспела молитвы за всех бабушек мира, которые в других мирах наблюдают за нами. И я очень благодарна ей за приятные минуты воспоминаний из моего детства.
Книга очень светлая, добрая, но и личная. Автор не боится повернуть себя нелицеприятной стороной, не она здесь героиня, а главная в этом повествовании дидэ. Дидэда - большая мама. Человек, который провёл свою внучку по жизни от самого рождения до девятнадцатилетия. Она именно из тех женщин, о которых сама сказала: "Женщина, если нужно, столько сможет, что на ее месте пять мужиков надорвутся". Она многое смогла, многое вынесла, слишком много отдала, но осталось у неё не меньше - любовь, доброта, вера и надежда.
Возможно, кто-то и не согласится со словами автора:
Не всем настолько везет- так уж вышло, что именно мне досталась самая главная бабушка в мире.
Если кто-то скажет: "Нет, моя бабушка лучше и главнее!", то это будет здорово! Очень важно понимать, любить и ценить своих бабушек. И помнить о них.
Благодарна автору за такую замечательную, светлую, душевную книгу.
Один из тэгов этой книги - "лето внутри", и мне кажется, что это самая емкая характеристика этого сборника воспоминаний. Не все истории в книге "Лето, бабушка и я" происходят летом, но общее впечатление именно такое - детство, бабушка, каникулы, проказы, море и т.д. Причем написано это так, что моментально вспоминаешь, как это круто - быть ребенком, на ходу придумывать новую проказу и тут же воплощать ее в реальность, не задумываясь о последствиях. Нашла ножницы - подстригись, чего зря время терять, дома скучно - прыжки со шкафа на диван помогут поднять настроение, увидела незнакомую собаку - подойди и погладь. Про собаку и уколы от бешенства просто до боли знакомая история, с той разницей, что в моем случае это была кошка))
Во всех воспоминаниях маленькой девочки присутствует ее Бабушка. Бабушка, которая всегда позаботится о своей маленькой внучке, поддержит, присмотрит, вкусно накормит и поделится очередной порцией житейской мудрости:
В школе слишком сильно прихорашиваться не надо. Во-первых, мешает учиться, голова не тем занята, а во-вторых — все привыкнут, что ты красивая, и никому не будет интересно. А если ты все время скромница, а уже потом, когда форму снимете, и ты такая вся в красивом платье, и все ахнут!
или, залечивая очередную царапину на внучке, начнет сетовать, что за непутевый ребенок ей достался:
Причитания ее я знаю наизусть — они уже устоялись и отлились в форму корсиканской баллады: тут перечислены все ее беды за всю жизнь, надежды на спокойную старость и горькое разочарование от последней внучки, которая отравила ей эти надежды.
Конечно, некоторые моменты в историях меня напрягали - глава о бабушкиных заговорах или ее наговоры на монетку, которая потом отдавалась просящим милостыню. Или мамина позиция - отдать ребенка на воспитание бабушке и практически самоустраниться, это как-то... Наверно, это обычай такой, который я не могу понять. А еще мамино философское замечание на то, что ребенок плохо учится в школе: "Главное, чтобы выросла здоровая - выдадим замуж. А нет - будет за нами в старости присматривать". Вот это "замуж, замуж, ЗАМУЖ!" как единственный достойный способ существования к концу книги просто утомило. Впрочем, мне показалось, что и автора это в свое время тоже достало. Но в целом, мне очень понравилась эта книга, она очень светлая, юмористическая и позитивная (за исключением последних глав, на которых не разреветься можно, только собрав всю силу воли в кулак).