…«И гений, парадоксов друг» – гений и впрямь может быть другом парадоксов своей биографии… Как только писателя причисляют к сонму классиков – происходит небожественное чудо: живого человека заменяет икона в виде портрета в кабинете литературы, а всё, что не укладывается в канон, как будто стирается ластиком из его биографии. А не укладывается не так уж мало. Пушкин – «Солнце русской поэзии» – в жизни был сердцеедом, разрушившим множество женских судеб, а в личной переписке – иногда и пошляком. Можно умиляться светлым отрывкам из недавно введённого в школьную программу «Лета Господня» Ивана Шмелёва, но как забыть о том, что одновременно с этой книгой он писал пламенные оды в поддержку Гитлера? В школе обходят эти трудности, предлагая детям удобный миф, «хрестоматийный глянец» вместо живого человека. В этой книге есть и не слишком приглядные подробности из биографий русских классиков. Их вполне достаточно для того, чтобы стряхнуть с их тел гранитно-чугунную шинель официозной иконы. Когда писатели становятся гораздо более живыми, чем на страницах учебников, то и их позитивное воздействие на нас обретает большую ценность.
Но мне здорово понравилось. Были неинтересные моменты, незнакомые писатели, но в целом довольно интересное чтиво. Кто воевал на войнах, кто предсказывал будущее, кто принимал психоактивные вещества для вдохновения.
Но мне здорово понравилось. Были неинтересные моменты, незнакомые писатели, но в целом довольно интересное чтиво. Кто воевал на войнах, кто предсказывал будущее, кто принимал психоактивные вещества для вдохновения.
Как заговорить о классической литературе так, чтобы современный школьник не отвернулся от серьезной книги? Как не спугнуть человека «клипового» мышления, «закормив» бесконечно-длинными штампами теоретических подходов? Мария Аксенова, как мне кажется, решает эту проблему на страницах своей новой книги «Знаем ли мы все о классиках мировой литературы?»
Главный редактор «Энциклопедии для детей Аванта+», автор книги «Знаем ли мы русский язык?», Аксенова, как и следовало ожидать, в новой книге намерена лишь «угостить» неискушенного читателя самым ярким и незабываемым «кусочком» из жизни писателя.
Всех писателей (а их в книге 165!) Аксенова умещает в пять глав. Так, в главе 1 «Писатели-дипломаты» проливается свет на семейные истории Тютчевых: оказывается, дед будущего поэта, в молодости «был влюблён в знаменитую Салтычиху – изуверку Дарью Салтыкову, но… не смог смириться с её кровопийством. Фурия мстила ему за измену, да так, что он едва спасся».
А вот И. С. Тургенева (Аксенова зачисляет его в главу 2 «Разведчики, шпионы, конспираторы»!) удерживала «на краю чужого гнезда» возможно не столько любовь к Полине Виардо, сколько… необходимость сообщать в Россию ценные политические сведения из Европы!
Много страниц посвящено писателем-фронтовикам, на которых в школе часто не хватает времени. Так, не каждый знает, что в Литературный институт не приняли Ю. В. Друнину (глава 3 «Писатели на войне»), автора знаменитых строк:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
В главе 4 «Пророки» представлены удивительные совпадения в жизни и творчестве писателей, предсказания личных и мировых судеб.
Возможно, кому-то книга покажется нелогичным сумбуром. Но иногда достаточно одной интересной зарисовки, чтобы не «проходить» литературу, а постоянно к ней возвращаться.
Знаем ли мы все о классиках мировой литературы? Конечно, нет. Но и прочитав эту книгу, вы все о них знать не будете. Получилась какая-то сборная солянка из писателей и фактов. Писатели - российские и зарубежные, с мировым именем и вообще непонятно откуда выкопанные. Факты - разрозненные, местами очень и очень любопытные, местами просто перечисление данных биографии (особенно в разделе об участниках войн). К сожалению, после прочтения книги у меня в голове не осталось какой-то цельной картинки. Так, ощущение, как будто на досуге Яндекс.Дзэн полистала: хм, занятно - а это какая-то муть - о, что-то интересненькое попалось…
А ещё удивила несоразмерность глав. Про писателей на войне огромная глава, особенно раздел про участников ВОВ, как будто автор по этой теме диссертацию защищала) А последние две главы (про писателей-пророков и баловавшихся изменяющими сознание веществами) по сравнению с предыдущей главой совсем чуть-чуть, как будто впопыхах надергали случайных фактов с просторов сети. Хотя для меня как раз эти главы и оказались в результате самыми интересными