Амстердам, 1943 год. Юная Ханнеке помогает жителям города с провизией. Она не просто продавец, а настоящий искатель сокровищ – ей нравится, что можно быть полезной в столь страшное время. Однажды работа приводит ее в дом фру Янссен: женщина в отчаянии просит, чтобы ей помогли отыскать пропавшего подростка. С этого момента жизнь Ханнеке меняется. Чем глубже она погружается в расследование, тем яснее осознает все ужасы нацистской военной машины. А впереди ее еще ждут испытания.
Несколько лет назад я дала себе слово, что никогда не поставлю плохую оценку книге о Второй мировой. И тем более, не напишу отрицательную рецензию.
Главное, чтобы помнили, читали и не забывали. Но вот теперь даже не знаю, что делать.
Книг всё больше и больше, уровень всё ниже и ниже.
Вот тут оккупированная Голландия, Сопротивление, подростки и их борьба. А мне как-то тошно. Не о той войне это. Эрзац.
Вроде и Холокост. И евреи. И страшные облавы.
А на самом деле — фантик.
Очень искусственно и глупо.
В Сопротивление просто затаскивают насильно. Искать пропавшую девушку-еврейку просто заставляют. Операции по спасению большого количества людей просто сливают из-за прихоти одной капризной (и абсолютно не преданной делу) подпольщицы. И "обязательные" Нетрадиционные отношения в этой страшной мировой трагедии... Да... Это я даже обсуждать не буду. Не трудитесь с комментами.
Совершенно не понравилось, хотя отрицательную оценку ставить не стала. Хоть тут слово сдержу.
Несколько лет назад я дала себе слово, что никогда не поставлю плохую оценку книге о Второй мировой. И тем более, не напишу отрицательную рецензию.
Главное, чтобы помнили, читали и не забывали. Но вот теперь даже не знаю, что делать.
Книг всё больше и больше, уровень всё ниже и ниже.
Вот тут оккупированная Голландия, Сопротивление, подростки и их борьба. А мне как-то тошно. Не о той войне это. Эрзац.
Вроде и Холокост. И евреи. И страшные облавы.
А на самом деле — фантик.
Очень искусственно и глупо.
В Сопротивление просто затаскивают насильно. Искать пропавшую девушку-еврейку просто заставляют. Операции по спасению большого количества людей просто сливают из-за прихоти одной капризной (и абсолютно не преданной делу) подпольщицы. И "обязательные" Нетрадиционные отношения в этой страшной мировой трагедии... Да... Это я даже обсуждать не буду. Не трудитесь с комментами.
Совершенно не понравилось, хотя отрицательную оценку ставить не стала. Хоть тут слово сдержу.
Название несколько сбило с толку, т.к. настраивает на какой-то позитивный лад, никак не подумаешь, что речь зайдёт о холокосте.
Слушается легко, сама книга небольшая, чуть больше 8 часов. Исполнительница, Александра Грин, абсолютно была незнакома, в целом, исполнение понравилось.
С одной стороны, книга понравилась, но порой хотелось крикнуть: Не верю!
Ситуация происходящего реальная, в Голландии, как и по всей Европе шло массовое истребление евреев. Но герои в книге выдуманные.
Да, сопротивление было, но здесь уж всё как-то настолько неправдоподобно они себя вели, особенно конец книги. Под конец всё положительное впечатление от задумки смазалось.
Да ещё и зачем-то нетрадиционная ориентация здесь "прикручена"... Это я точно не оценила. А как всё хорошо начиналось...
ГГня не до конца понимала то, что она делала. Сначала все поступки были исключительно за деньги. Автор изображает её настолько прозорливой, жаль, не следователем она работала.
Т.е., потеряв любимого мальчика, она не до конца осознала, что война - это зло?! Евреев, в её мыслях изначально, отправляли на работу... Дали другие рабочие места!? Как-то не проработано это в книге. То она наивная девушка, живёт лишь исключительно в своих интересах, то вдруг становится рьяной спасательницей еврейской девушки...
Вроде бы да, но не совсем логично по сюжету. Всё какие-то резкие прыжки.
Почему девушка в голубом пальто повела себя так, остаётся догадываться. Скорее всего, это было чувство вины или же наивность, что она убежит в другую сторону и её никто не поймает?..
Рекомендовать к прочтению не буду.
Хотелось бы мне сказать хорошее об этой книге, но скорее всего, выйдет больше негатива. Объясню почему. Если ты берёшь за основу какие-то реальные события, то вы должны максимально придерживаться реалий, если это конечно не собирается превратиться в альтернативную реальность. С этой книгой случилось то же самое, что и с романом «Весь невидимый нам свет». Да, книга легко читается, да это погружает в историю, но та неправдоподобность жутко режет глаз. Вот и здесь, то же самое. Читается легко, герои интересные, но ты видишь, что военную тему просто эксплуатируют.
Вот аннотация нещадно врёт, да, Хеннеке живёт в Амстердаме в 1943-м году, но она отнюдь не альтруист. Свою помощь она оказывает отнюдь не бесплатно, а во-вторых, она просто пытается забыться и не думать о том, что она косвенно явилась причиной смерти своего возлюбленного. А вот дальше идёт достаточно странная ситуация, которая является абсолютно нелогичной в годы войны. К Хеннеке подходит её клиентка и просит, внимание, найти и спасти сбежавшую еврейскую девушку. Люди вы серьёзно? Вы считаете, что в годы войны, оккупации и постоянном контроле немцев, можно просто так попросить незнакомого человека о помощи? Ладно бы это был простой человек, но еврейская девушка…. Вы серьёзно? Причём аргумент для этого: «Я боюсь, я рисковать собой не хочу», ага, именно поэтому ты просишь незнакомую девушку об этом, то есть ей рисковать жизнью можно. Это ещё ладно, я вообще удивлена тому, что Сопротивление просто шло по улице, хватало первого попавшегося человека и говорило: «А теперь вы работаете на нас». Автор, бы хотя бы подумала о том, что это всё-таки тайная организация и кому угодно и без согласия они бы не донесли свои взгляды. Где же элементарная проверка? А зачем, это же роман для современных подростков, они ж копаться не будут, сделаем из этого приключение. И это раздражает.
Отдельная история это сбежавшая девушка, которая откровенно ведёт себя неправдоподобно. Вот ты серьёзно не понимаешь, что невозможно просто так сбежать и сделать вид, что ты не еврейка. Более того, видимо у девушки совсем голова уехала, потому что она рискнула подвергнуть опасности ещё и молодого человека, но всё же из-за любви делается и при этом она спокойненько живёт, работает, совестью не мучается и никто не задаёт ей вопросов, откуда она, собственно говоря, взялась.
Но, скажу сразу, это ещё не худший вариант литературы подобного плана. Но, умоляю вас, не считайте, что так себя вели люди, жившие в военные годы, и что люди в Сопротивлении, занимались какой-то ерундой. Автор много раз говорила в послесловии о том, что она хотела показать ужасное отношение к евреям, но, однако вместо этого она решила просто написать приключенческий роман, очень далёкий от поднятой темы. Упомянуть пару раз о том, что людей убивали и отправляли в лагеря, это не значит, подать суровую реальность того времени. К сожалению, со своей основной задачей писательница не справилась. Но это лишь моё мнение.
1943 год. Амстердам находится в оккупации. Работу найти сложно, поэтому, когда работодатель семнадцатилетней Ханнеке вовлекает её в свой незаконный бизнес по продаже товаров с чёрного рынка, она не возражает. Однажды один из клиентов просит найти еврейскую девушку, пропавшую из секретной комнаты в его доме.
В 2017 году книга получила премию Эдгара Аллана По как лучший подростковый роман. Вручается она за детективы. Я их не люблю, но, как обычно, понравилась аннотация, время действия – и завлекли хвалебные отзывы на иностранном буктьюбе. И оказалось, что историческая подоплёка – её единственный «плюс».
Как детектив книга слабая. По крайней мере в том смысле, как я понимаю этот жанр: автор оставляет на страницах «крошки хлеба», следуя за которыми, читатель при должном желании может сам разгадать тайну или преступление. Моника же никакой лишней информацией не делится. Например, сначала убедит читателя, что девушка не могла исчезнуть через заднюю дверь дома, потому что та заперта с внешней стороны, а потом на главного героя внезапно снизойдёт озарение – вся детективная нить построена исключительно на внезапно открывшихся фактах. Мне было скучно.
Как подростковый роман, да и вообще, книга тоже не очень. Мало логичности в поступках героев, и зачастую их мотивы неубедительны. Хватает штампов. Не достаёт глубины – хотя бы в описании переживаний Ханнеке. Они вроде и есть, но какие-то поверхностные, закольцованные на интриге, а не сфокусированные на внутреннем мире героя. Описания работы голландских студентов в борьбе с фашизмом меня тоже не удовлетворили: по верхам как-то.
Но даже несмотря на всё вышеперечисленное я бы поставила оценку выше, просто потому, что читала на английском, а значит, время не было потрачено совсем уж зря. Но желание автора, рассказывая о горькой судьбе евреев, ещё и посочувствовать парню с нетрадиционной ориентацией, который не может открыто жить с любовью своей жизни, и всё это чуть ли не в одном абзаце – это для меня за гранью. Как можно поставить такие вещи в один ряд, просто уму непостижимо…
Эта книга переносит нас в Амстердам 1943 г., город находится в оккупации, еды катастрофически не хватает.
Юная Ханнеке поменялась с родителями местами, взвалила на свои плечи обеспечение семьи продуктами и деньгами. Официально она работает секретарем в похоронном бюро. Неофициально - на продовольственные карточки умерших приобретает различные товары, за которые люди готовы хорошо заплатить.
Работа опасная, но помогает ей отвлечься от горестных мыслей о погибшем возлюбленном. Просьба одной из клиенток ставит ее перед тяжелым выбором. Либо оставить все, как есть и жить спокойно дальше, либо помочь найти пропавшую еврейскую девушку и подвергнуть свою жизнь смертельной опасности.
Но девушку вовлекают и в другие незаконные опасные дела. Она знакомится с участниками Сопротивления, которые помогают прятать евреев и спасают их маленьких детей. Смелые, готовые пожертвовать своими жизнями.
В этой книге рядом ходят любовь и предательство, смелость и трусость, бездумные поступки и горькие сожаления. Здесь не будет душераздирающих сцен, но история трагична, а за основу взяты реальные события.
Влюбленные девушки отчаянны и изобретательны.
Мир безумен, и я не могу его изменить.
Амстердам построен на каналах. Земля в Голландии низкая – даже ниже уровня океана. Столетия назад фермеры создали сложную систему водных путей – просто чтобы не дать голландцам утонуть в Северном море. Мой старый учитель обычно сопровождал этот кусок нашей истории популярной пословицей: «Бог создал мир, а голландцы создали Нидерланды». Он говорил об этом с гордостью, но для меня эта пословица была и предостережением: «Не надейся, что кто-нибудь придет и спасет нас. Мы здесь одни».Мы откормили его после прошлой войны, чтобы он вернулся и морил нас голодом в эту войну.Да, что-то действительно может быть важным для тебя, даже если остальные так не считают.А ты устаешь, когда приходится притворяться и актерствовать? – спрашиваю я.
– Нет. Ведь благодаря этому я остаюсь жив.Храбрым иногда очень опасно. Храбрость нужно расходовать экономно."Я считала себя такой независимой! Но потом моя жизнь изменилась. Я привыкла заботиться о других, и теперь мне не хочется быть одной. Никогда бы не подумала".Разве любовь – не полная противоположность рациональному?Влюбленные девушки отчаянны и изобретательны.Хотя я знала, что фотографии будут цветными, я не ожидала такого потрясающего эффекта. Они показывают те стороны войны, о которых мы никогда не говорим. Голодный ребенок. Два солдата, издевающиеся над испуганным евреем. Подвал, полный onderduikers, которые улабаются перед камерой, чтобы показать, что у них все в порядке. Цвет делает все таким ярким, таким реальным. Когда смотришь на черно-белые снимки, то кажется, будто это что-то историческое. Но то, что изображено на этих слайдах, – не история. Все это происходит прямо сейчас. Теперь до меня доходит смысл работы Мины. Каждая фотография – ее собственное маленькое восстание.На переднем плане я вижу мальчика-подростка в пальто шоколадного цвета. Он показывает солдату язык. Это его тайное восстание.Когда-то у нас в доме завелась мышь. Она шуршала под полом, только когда я была в комнате одна. Папа и мама никогда ее не слышали. Когда я заговаривала о ней, они переглядывались и произносили: «Ах да, твоя мышь». Мне было тогда лет девять. В конце концов даже я начала думать, что никакой мыши нет. Просто это мой товарищ по играм, которого я выдумала. Но однажды пришла Элсбет, и мышь появилась возле ее стула. Элсбет громко завопила. В эту минуту мышь стала реальной, по-настоящему реальной. Ведь ее увидел кто-то еще, кроме меня.Все ведут себя так, словно в колонне, которую гонят, нет ничего необычного. Наше представление о том, что такое нормально, слишком сильно изменилось.На самом деле все мы умираем в одиночестве.Когда что-то заканчивается не так, как ты ожидал, – действительно ли это конец? Означает ли это, что следует искать другие ответы? Такие ответы, которые не будут лишать сна по ночам? Или это означает, что пришла пора примириться?Две лучшие подруги встречаются на улице, чтобы сказать столько всего сразу: я выдала тебя, я люблю тебя, я хочу тебя спасти, прости меня.Важно, чтобы кто-то нас понял. Мы измучены и вовсе не безупречны, но делаем в этой войне все, что можем. На нас навалилось что-то огромное и чудовищное.Может быть, делая хорошие поступки во искупление плохих, нельзя ожидать, что уцелеешь.
Однако в этом мире можно либо поступать правильно, либо быть в безопасности.
Должно же быть рациональное объяснение, снова говорю я себе. Люди не растворяются в воздухе.
Но на самом деле это ложь. Во время оккупации люди растворяются в воздухе каждый день. Сотни людей, которых забирают из дома.