Почему решил прочитать: продолжение отличного первого тома от любимого автора
В итоге: в «Рябиновом клине» я абсолютно некритично относился к ритму и темпу повествования, меня всё устраивало. "Белые лошади" решили меня испытать на прочность – первая пара глав переполнены затянутыми описаниями природы и практически ничего не дают сюжету.
Потом, к счастью, начинаются колоритные приключения в цыганском таборе и, наконец-то, жаркая подростковая любовь, слияние душ и тел главных героев.
Следующим испытанием для меня, ипохондрика, стало подробное, избыточное описание всяческих бед и несчастий, в основном болезней, свалившихся на родных и близких Аристарха и Надежды – онкологии, инсульт, запои. Да что ж такое-то! Очень тяжко всё это читать. Когда-то я не стал дочитывать «Удушье» Паланика из-за нездорового пристрастия автора к подробному описанию симптоматики разных болячек и душевных расстройств.
Повторюсь, эмоционально очень тяжёлый том – смерти, ещё смерти, измены, расставания, увечья, болезни. Автор совсем не щадит своих героев.
История наполеоновских сокровищ цедится редко и по чуть-чуть. Буквально несколько страниц на весь том посвящено событиям 1812 года.
Язык и прихотливая сюжетная вязь по-прежнему прекрасны, как и обилие вставных историй-зарисовок из разных сфер и времён советской жизни.
На протяжении двух томов меня смущала временная линия. Детство героев, по всем приметам времени, как мне казалось, должно было проходить в первые послевоенные десятилетия – пятидесятые, ну край шестидесятые годы (живущие на станции ветераны-калеки, избежавшие ссылки на Соловки; отец Аристарха, бывший подростком в гражданскую, а во время войны уже управлявший ж/д станцией; вышедшие из лагерей репрессированные, трудодни и многие другие моменты), потом оказывается, что Аристарху в 1995-м году было 18-20 лет и его, студента, призвали в армию. Соответственно, он мой ровесник, родился где-то в середине семидесятых. Сколько же было его отцу на момент рождения сына? 60-70 лет? Или действительно в станционных посёлках был такой вневременной быт, что пятидесятые никак не отличались от восьмидесятых... Короче, в некотором смущении я. Но впечатления от романа это не портит.
9(ОТЛИЧНО)
Что такое наше тело по сравнению с нашими мыслями?!
Дина Рубина "Почерк Леонардо"
Безусловно, "Белые лошади" - один из лучших романов у Рубиной. Если первая книга данного цикла получилась этакой юмористической пародией на одесско-еврейско-деревенский литературный стиль автора, то данный роман безусловно встает в один ряд с лучшими работами автора как "На солнечной стороне улицы", "Желтухин", "Почерк Леонардо". Данная книга имеет большую принадлежность к серьезной, почти эпичной семейной саге, которую может в принципе потянуть Рубина. И "Белые лошади" однозначно встанет по своей популярности с вышеперечисленными романами в один ряд.
О чем же роман? Ну, так понятно же. О любви, которую не выбирают, не разыскивают, которая приходит в нужное время, в нужном месте, почти с первого взгляда, и от которой никуда нельзя уйти. Другой уже вопрос получается, как же жить с таким магнитным чувством, когда жизнь отворачивает героев друг от друга. Но ведь стежки-дорожки не параллельны в этом сложном, запутанном мире. Когда-нибудь, да они снова пересекаются, и ходя по ним взад и вперед, можно даже случайно и встретиться...
Романы Рубиной - это как чистый воздух, который ты вдыхаешь после выхода из лес постапокалиптического, синтетического, постмодернового леса. Но нужно быть осторожным. Мир Рубиной такой реалистичный, что надо быть осторожным, чтобы "не передышать этой чистотой".
Что еще понравилось в романе - красивые, более удачные по сравнению с первой книгой экскурсы в 19 век. Есть моменты, которые бы хотелось высказать, но не в критику стиля автора, а просто в контексте того, что не хотелось этого в романе видеть - некоторые э-э-эм.. политические моменты из сталинской эпохи, но куда же идти нам без правды? Да еще цыгане с их стереотипными фишками...
Так что поклонникам Рубиной - вперед! Покупаем и наслаждаемся, и даже можно читать без "Рябинового клина", на мой скромный взгляд.
Второй том трилогии «Наполеонов обоз» оказался про Любовь. Вот именно так с большой буквы. Аристарх и Надежда. Сташек и Дылда. Если с последней я познакомился немного в первом томе, то Сташек, который появился почти в конце первой книги был темной лошадкой. Как для читателя, так и для колоритнейшего дядьки Изюма, байкам которого посвящено немало страниц в первой книге.
Во втором томе его нет совсем, а вот байки остались. И это прекрасно. Это настоящее искусство рассказчика в лице Дины Рубиной. Просто, красиво, изящно. Не могу не вспомнить нашумевшую историю «Дети мои». Да, тоже красивый язык, тоже про любовь, но совершенно не живой язык, совершенно не то мне показалось. А вот так байками, рассказами, историями создать такое… пульсирующее жизнью, уметь надо. Конечно же это только мне так слышится, это вовсе не означает, что какая-то книга хуже, а какая-то лучше.
Отвлекусь на минуту и замечу, что в современной России литературу спасают женщины. Серьезно. Какие блестящие имена Рубина, Яхина, Степнова, Улицкая. Мужики конечно тоже пишут ))), но мне кажется явно не дотягивают.
Дина Рубина совершенно гениальна в способности из мелочей, подробностей, моментах сплетать яркую, живую картину отношений между мужчиной и женщиной. И пусть женщине уже почти, но не исполнилось 18, а мужчина ненамного старше. В школьную программу книга определенно не попадет, как же так можно! А ведь как раз и не помешало был возможно. Подумать, сравнить, прикинуть мысли этого романа для подрастающего поколения было бы возможно много полезней, чем от переживаний Ростовой и Болконского. Смело кидайте в меня тапок)))
И, наверное, меня бы уже начало немного подташнивать от такого накала страстей и пафоса истории, если бы не изумительный язык романа. Как бы то не было, а когда ты посреди рутинных дел, слушаешь аудиокнигу в исполнении автора, вдруг останавливаешься и вопишь на всю кухню: «Аристарх, бл… , какой же ты му…!» или «Ну, Дылда, ну что же ты рыжая, эх…» Наверное, ради таких моментов и стоит слушать аудиокниги. Такими вещами расшевеливаешь какие-то затекшие душевные мышцы, начинаешь что-то понимать, о чем-то задумываться. О важном и простом.
Чего мне не хватило в этой книге, а так хотелось бы…так это собственно говоря наполеоновского обоза. Ведь это в книге есть. Скрытые сокровища, приключения таинственного предка Бугровых, почти детективная история с завещанием бог знает какой давности, не традиционный взгляд на войну 1812 года. Но так мало, так мимоходом. Ну и пусть трилогия стала бы пятикнижием. Ничего евреи уже такое писали и хорошо получилось. Впрочем, может я зря, ведь впереди еще третий том. Но боюсь опять буде про любовь))) Ну что же важно читать и про любовь)))
Ох, дорогие мои, это просто бомба!
Первая часть этой трилогии "Рябиновый клин" меня почти разочаровала. Нет, был яркий и вкусный язык, забавные истории, много колоритных персонажей, но вот целостности я не чувствовала абсолютно.
А ещё сбивало название всей трилогии "Наполеонов обоз". Где? Как? Какие-то зачатки и то слабые.
Зато вот вторая книга забрала меня полностью. Вот это абсолютно моя Дина Рубина! ВЕ-ЛИ-КО-ЛЕП-НО!
Трогательная история любви. Причем не ванильная, не сиропная, скорее трагичная и несправедливая. Как так получилось? Что за напасть?
Какой-то приключенчески-исторический квест.
Что, и такое возможно?
Всегда напрягают совпадения, но тут как-то получилось красиво и захватывающе.
А уж язык повествования просто сказочный. Первый том отдыхает. А тут — просто красиво.
А ещё драматизм. Для кого-то оказалось много. А вот я давно так не страдала. Прочувствовала.
Вот точно готова советовать, но не знаю, как тут обойтись без первого тома?
Вторая часть трилогии «Наполеонов обоз» попала мне в самое сердце.
В первой части было обзорное знакомство с героями. До конца не было понятно, какие у них судьбы, мечты, боли. Лишь слегка была приоткрыта завеса их жизни в настоящем.
В этой части будет путешествие в прошлое, нелегкое, приправленное счастьем и горем, приобретениями и потерями. Нелегкая судьба у героев, порой так обидно было. Хотелось обнять, отогреть и заверить, что все будет хорошо.
Но поверили бы, когда так тяжело и так больно…
Не знаю, как так получилось у Дины Рубиной, что мне с этой книгой одновременно было уютно и не комфортно. То обманчиво успокаиваешься, слог обволакивает душевностью. То, как ведром холодной воды окатили и хочется отдышаться, переварить.
И столько вопросов в голове о несправедливости. «За что? Почему?». Ярко, остро, метко…
Мне необходимо скорейшее продолжение.
Даже не знаю с чего начать. Вторая книга трилогии, как мне и предсказывали, действительно понравилась больше первой. Не могу не похвалить ее и указать на несомненные плюсы, в «Белых лошадях» нет размазанности, размытости сюжета. Узкая направленность, освещение пары Сташика-Надежды. С заездом правда в 1812 год за наполеоновским обозом, что и хорошо, и плохо. Подогревает интерес, но есть вопросы к исторической действительности. Доверие же к автору подорвано, читаю и гложет червь сомнения, Рубина та еще сказочница.
С большим мастерством автор выписывает переплетение, окружение, обстоятельства двух семей. Получается полотно, кружево судеб. Столбик с накидом, дырка-пустОта, жизнь каждый раз побеждает смерть. Ведь жизнь – продолжение, продолжение рода, истории. Вверх-вниз, великие качели судеб. Наши герои растут, мужают, а жизнь подкидывает им не одну задачку, препятствие, всегда готовит очередное испытание. Потери близких – больно, ножом по живому. Я, как мазохист, залипаю на этих моментах. Баюкая и лелея чувство утраты. А у Рубиной ощущение реализма существования героев и в описании игры жизнь-смерть – не отнять, ей особенно удаются подобные места. И губкой впитывая в себя, верю, верю, верю…
Но надо отметить большой накал страстей в романе. Кое-где переигрывание, продавливание читателя. Некоторые моменты весьма спорные. Где находится зерно, понимание смысла измены? Или в библейской сценке с Иаковом и Лией-Рахилью, претворенной и пересказанной по-новому, или в двухмесячном обучении урокам любви в таборе? Что за чушь эти уроки любви и какие из цыганок жрицы любви! Любви не учат, она из сердца. Задевает пересмотр истории и роли Кутузова в войне 1812 года – или по серьезному давайте, или не трогайте историческую тему лишь бы погалдеть и в очередной раз переписать многострадальную в очередном нелицеприятном свете. Ну, блин, осознаешь, что тебя водят за нос, писательница в который раз замахнулась, сводя в целое самые разные невероятности, совпадения. И всё равно, развесив уши, хаваешь и тебе это нравится. Такая Санта-Барбара.
Посоветована в лампомобе 2020, большое спасибо за совет russischergeist
Также прочитана в дуэлях СиВ и Каравеллах.
Этот том по настроению вышел ностальгично-лирическим. Не было тут Изюма для задора, а жаль. Основная линия отдана Аристарху и его рассказу о детстве, юности, учебе в Первом меде и вообще годах жизни до той самой встречи с Надеждой, которая случилась в конце первой книги. Много было всякого-разного, взросление как-никак, достижения и разочарования, крутые повороты, потери и обретения. Рассказ-то лился плавно и в хронологически выверенно, то, отвлекаясь, петлял во времени и пространстве. И про Наполеонов обоз с несметными богатствами слегка поговорили, но в основном про судьбу, про чувства, про жизнь, и про то, как все это сложно, ярко и ошеломительно. И так несправедливо, что горло перехватывает. Удивительны и не удивительны все эти люди, истории, совпадения, и как легко во все этого погружаться вслед за автором, проживать.
Какая-то совершенно невероятная история развернулась в этой книге - второй части трилогии Наполеонов обоз. Индийское кино и всякая там разная Санта-Барбара просто отдыхают по сравнению с теми выкрутасами судеб персонажей, с которыми я так душевно познакомилась в Рябиновом Клине. Какие-то, если бы я начала просто пересказывать, космические совпадения, случайности, встречи, потери, предательства.... Все это в кратком изложении могло бы показаться мылодрамной дичью, но, боже мой, как же шикарно пишет Рубина. У меня, чесслово, уже эпитеты восторженные закончились, нет уже никаких сил и слов, чтобы выразить мое восхищение ее слогом, каким-то магическим владением слова и способностью передать тончайшие какие-то детали и мелочи, ее наблюдательностью и мудростью. Это бесподобно.
А какая любовь в книге описана. Одна, черт побери, на миллион. И не розово-слюнявая какая-то драма, а такое настоящее что-то, прям со страниц искрящееся.
Я уже не могу терпеть (час назад закончила второй том), пошла читать финальную книгу.
В книге "Наполеонов обоз" по местам все расставит третий том. Первый отрывистый, сумбурный, много линий. Читаешь не без удовольствия (всё же слог Рубиной), но сюжет не затягивает. Второй том - истории любви - летишь, чувствуешь, страдаешь вместе с героями. Чудесно! Героями проникаешься, их уже любишь. Два тома прошивает и связывает ненавязчивая историческая нить. Если третий том удастся - роман состоялся! Если нет - мысленно возьмем лучшее из 1 и 3 тома, добавим весь второй и получим " свой роман" любимой Рубиной. А пока ждем окончание!
Если первая книга давала возможность на что-то надеяться, вторая лично у меня вызвала только резкое отторжение.
Автора не упрекнёшь в огромной работе по сбору материала, выстраиванию образов не только героев, но и многочисленных персонажей. Много внимания уделено характерным деталям и подробностям Ленинграда 80-х годов. Язык Дины Рубиной как всегда прекрасен. Но… Дальше буду говорить от себя. Есть моменты, на которые нельзя не обратить внимание. В первую очередь, это касается странной философии автора. Резануло авторское отступление по поводу пожаров в Москве 1812 года – «Скажи-ка, дядя, ведь не даром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана?» Дина Рубина на полном серьёзе обсуждает – зачем, дескать, варварски жгли город по приказу градоначальника Растопчина. Надо было, мол, по примеру европейских городов сдаваться на милость Наполеона… Приплыли. Может быть, и гитлеровские войска надо было встречать хлебом-солью?!! Тогда как представителя еврейского народа не было бы сейчас никакой Дины Рубиной. Даже обсуждать не хочу эту гнилую философию некоторых недоумков, которые считают, что, если бы победили немцы, мы бы сейчас все ездили на Мерседесах. Не было бы вообще кому сейчас на чём ездить. Фашизм уничтожил бы население страны, оставив для рабского труда минимум.
Видимо, Дина Рубина совсем оторвалась от России, если не видит разницы между советскими лагерями и фашистскими концлагерями. Память очень короткая. Опять же для нации, пережившей холокост, это недопустимо.
Для гнилой философии, не помнящей кто реально победил фашизм, нет никакого оправдания. И протаскивать столь гнусные мифы в безобидной мелодраматической книжке довольно паскудно. Сегодня переврём несколько фактов, назовём Кутузова – никчемным, обвиним Сталина «в подготовке вторжения в Европу». Это кто такую глупость пропагандирует со страниц книги, издающейся в России. Так под мелодраматические истории и протаскиваются гнилые вымыслы, абсолютно ничего общего не имеющие с исторической правдой. Зато у прочитавших всё это и не удосужившихся проверить – а правда ли это? – закладываются мифы на подкорке, которые являются враньём, домыслом и в очередной раз работают на очернение страны. Не говорю уже о затасканном и избитом рассуждении, что французов победил «генерал мороз». Читайте «Войну и мир», там Толстой точно объяснил - «"...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»(Толстой Л.Н.). А поэтизировать французов нашей стране надоело ещё в первой половине ХIХ века, не надо сейчас продолжать надоевшее восхищение цивилизованным воинством Наполеона. Награбленное добро, которое везли французы в обозах, принадлежало не кому-то абстрактному, а российскому государству. Как-то неприятно предвкушать, что в заключительной части этой трилогии кто-то на полном серьёзе хочет завладеть куском награбленного национального богатства России.
Вторая часть полностью посвящена «роковой» любви Сташика и Нади. Поначалу мне казалось нормальная история любви, настоящей любви, о которой пишут в романах. Это ровно до того момента, когда … Короче, если автор нашла возможность создать катастрофу, то, как мне показалось, она перестаралась. Обстоятельства совсем из другого жанра. Мне напомнило всё произошедшее – кино немого периода, когда всё преувеличено, герои страдают на экране, страсти кипят, все стреляются, «от любви до ненависти один шаг». Явный перебор трагичности. Если каждый немного вдумается в написанное, то поневоле задаст вопрос – даже очень большая любовь, такая, чтобы одна на миллион, способна быть настолько самоубийственна?!! Да, ответите – это история Ромео и Джульетты. Но это Шекспир! В реальном мире люди бы кончились, если бы из-за проблем в любовных отношениях сразу с обрыва в реку бросались. Краски слишком сгущены, перебор трагичности.
К сожалению, главный герой, Аристарх, получается у автора довольно никчёмным персонажем. С одной стороны, нельзя не испытывать симпатии к мальчишке, каждый шаг которого описан автором с младенческого возраста столь подробно и с любовью. Вот только поступки его выдают в нём личность противоречивую, неуравновешенную, эгоистичную, далее со всеми остановками. Сорваться на два месяца в цыганский табор – не задумываясь, изменить своей только что венчанной жене – запах его смутил, откосить от армии – быстрее смотаться в Израиль(представьте, дорогая Дина Рубина, как из израильской армии, чтобы избежать призыва, убегает молодой парень). Это по крупному, а по мелочам - даже перечислять не буду. Одно гордое неприятие того, что мама не рассказала о своём реальном происхождении – для паренька выливается почти в конец света!
Про Надежду распространяться не буду. Резкий переход от самоубийства (а точнее убийству нерождённого ребёнка) к осознанному (с чего такие метаморфозы?!!) усыновлению чужого ребёнка – не только психологически не аргументированы, а скорее фантастичны и абсурдны.
Всё выше перечисленное – только мой взгляд, но разочарован сильнее всего идеологическими вбросами набивших оскомину мифов от людей, давно и очень сильно не любящих нашу страну.