Почему такая низкая средняя оценка? Это же ГЕНИАЛЬНАЯ книга. Понимаю, что не каждому читателю по зубам стиль писательницы, но тема, страдания народа на примере семьи и вытекающие отсюда последствия.
Потрясающая русская словесность, строгая, чёрно-кровавая история.
Смотрю и удивляюсь: у самой посредственной книжки в жанре фэнтези оценки выше, чем у серьёзных добротных книг.
Благодарю судьбу за то, что эта книга попала мне в руки почти сразу же после выхода в свет. Обычно хорошие книги и я встречаются через годы и даже десятилетия, но в этот раз всё произошло идеально.
Слёзы льются сами. Больше никогда не повторим.
Мемуарная литература бывает разной: кто-то пишет о великих (или не очень) битвах, в которых довелось поучаствовать; кто-то рассказывает (или выдумывает) историю своей жизни; а кто-то собирает бирюльки памяти, перемежая картинки прошлого философическими сентенциями. Каждый вариант хорош по-своему.
Книга Елены Чижовой определенно относится к последней категории. Типичные судьбы ленинградских девочек из разночинной семьи, типичный быт до- и послевоенных коммуналок, экскурсы в прошлое и будущее, размышления и рассуждения. Или, как определяет сам автор, это история становления "городского сознания", главные свойства которого самостояние и противостояние.
Злобные времена не располагают к меланхолическим воспоминаниям, поэтому Чижовский вариант чаепития у тетушки таков:
На дворе хрущевская оттепель. «Черные маруси», та́я в спецгаражах, превращаются в грязные лужи, подернутые бензиновыми разводами. Радужный слой год от года истончается. Силой поверхностного натяжения (руки так и чешутся уточнить: нечистой силой) молекулы бензина цепляются друг за дружку, пыжась сложиться в зловещие «Хлеб» и «Мясо». Как принято выражаться в их всесильном ведомстве: встать в строй. Пусть не в этом поколении, пусть хотя бы в следующем, когда все «лишнее» выветрится из ненадежной людской памяти. Растворится в нашем общем, нашем первобытно-общинном тотеме…
Все в книге хорошо: безжалостный рассказ о блокаде, мелочи, из которых складывалась жизнь, панегирик homo peterburgus’у, дух времени — кроме авторского стиля. Претенциозностью он порой напоминает дневник Островской — Чижова гораздо умнее, конечно, но из образа типичной (опять это слово!) духовно богатой девы выйти не может. Опять же, как человек умный, Чижова не забывает играть в самоиронию, но это такая ирония, что читаешь — и понятно: человек предельно серьезно относится к себе. Не всем дано бестрепетно произносить высокие слова и не выглядеть нелепо. Здесь, на мой взгляд, это не получилось. Еще немного — и манерность становится карикатурной, еще шажок — и падения в бездну пошлости не избежать. И неважно, советская это пошлость или антисоветская.
Играли в Пруста, а получили очередную демоническую женщину. Впрочем, у такой манеры письма тоже есть поклонники, а на мои предубеждения (и проекции) можно не обращать внимания.
Читая отзывы на эту книгу, я была уверена, что это абсолютно моё!
Во-первых, Петербург, который я особенно люблю и в жизни и в литературе.
Во-вторых, эта та историческая эпоха, которая меня всегда привлекала…,
Я ошиблась, с книгой не подружились.
Ниже попытаюсь найти причины…
Читать эту книгу, как рассматривать семейный фотоальбом автора. И это сказано не образно, на страницах роман, действительно можно встретить редкие семейные фотографии.
Автор пытается реконструировать семейную историю на протяжении четырех поколений своей семьи, попутно, пытаясь осмыслить судьбу Петербурга в XX веке.
Читать Чижову сложно, пишет она слишком витиевато. Периодически мысли перескакивают с одной темы на другую, возвращаясь обратно к первой, в потоке бесконечных рассуждений, очень легко потерять основную мысль.
История нашей страны прошлого века во многом трагична, а история Петербурга особенно. Читать о тех событиях всегда больно, и я бы не удивилась, видя её на страницах книги. Но не болью пропитана книга, а ощущением вселенской несправедливости и глубокой обиды к сложившимся обстоятельствам и окружающему обществу в целом. Читаешь, и в тебе прямо оседает тот негатив, что транслирует автор.
Чтобы совсем не закончить отзыв в отрицательном ключе, могу поблагодарить автора за честный рассказ о блокаде и эвакуации. Эти страницы романа остались самыми ценными и запоминающимися.
А я продолжаю собирать книги о Петербурге. Вот и этой соблазнилась. Подкупило: "петербурженка в четвертом поколении". Мне, понаехавшей, интересен взгляд местного жителя на любимый город.
Сначала о хорошем. Замечательный рассказ о жизни предков в Петербурге, о блокаде, о коммунальном быте. Конечно, эти же явления были уже описаны (а в некоторых случаях описаны и интереснее, и ярче), но читать было увлекательно. Отдельные эпизоды напоминают фольклорные былички, что неудивительно, весь писалось по воспоминаниям. Интересна (но не нова) идея раскрыть общую историю сквозь призму судьбы частной семьи.
На этом хорошее и заканчивается. Может, я слишком многого ждала от книги. Но.
1. Примерно половину книги занимает многословие на грани самолюбования. Внезапные метафоры, многочисленные философские отступления. И ты вязнешь в этих строках, даже разделяя позицию автора. Но зачем же столько пафоса?
2. Попытка строить повествование на метафоре маятника интересна, но для мемуарной литературы немного... неловка. Чуть-чуть не хватило мне, чтобы герои стали живыми, близкими. Вспоминается "Лестница Якова" Улицкой, которая была более удачна. Хотя объемы книг несопоставимы, конечно.
3. Петербург. Нет, и здесь этот неуловимый город не описан.
Как-то так...
"Город, написанный по памяти" можно отнести к мемуарной литературе. Автор рассказывает нам историю своей семьи, историю четырёх поколений, которая непосредственно связана с Петербургом - Ленинградом. Я бы сказала, главные герои здесь Город и Любовь к городу. Эвакуация, послевоенное время, коммунальная жизнь, вопросы советского квартирного обмена - все это присутствует в книге. Ну и конечно же, основная тема - блокада.
Чижова, в целом, пишет хорошо, местами немного пафосно, но всё же хорошо, пронзительно. Книга понравилась и понравилась бы ещё больше, не будь в ней отдельных кусков и даже глав, где автор в своей метафоричности и образности перегнул палку. Первая часть прекрасна, читала с упоением, радовалась, что к нам, читателям, вернулась, наконец, Елена Чижова времён ее романа "Время женщин". Вторая часть чуть менее прекрасна, особенно ближе к концу, когда начинаются философские рассуждения о внутренней борьбе с системой, которая красным колесом прошлась по семье автора, по городу, по стране. Такие места читать не просто, вязнешь в болоте словоблудия, спотыкаешься о нагромождения слов, поначалу пытаясь вникнуть, а потом понимая, ничего не потеряешь, прочитав эти страницы по диагонали. И пусть таких страниц не очень много, но все же впечатление от книги данное обстоятельство подпортило. Поэтому четыре, а не пять. Книгу тем не менее рекомендую. В море мемуаров и воспоминаний, которые не пишет сейчас только ленивый, она выглядит достойно. Издание содержит немногочисленные фото, что очень кстати. И обложка симпатично и подходяще оформлена, как мне кажется.
"О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!"
Написано во Владимире примерно в 1240 году. "Слово о погибели Русской земли".
Свой отзыв о книге Елены Чижовой «Город, написанный по памяти» хочу начать именно с этих слов.
Почти тысяча лет прошло с тех пор, а и поныне мы храним в памяти дорогой сердцу образ прошлых лет. Вот и автор вспоминает историю своей семьи через призму нашей многострадальной Родины.
20 век запомнился нам бесконечной чередой революций и войн. В учебниках истории об этом говорится как о великих испытаниях для народа, перечисляется количество погибших. В круговерти сегодняшнего дня многие уже забыли своих родственников, они ушли ничего не передав нам, потомкам. Коротка память людская.
Автор рассказывает нам историю своей семьи, называет родных по именам, сохраняет в памяти их образы.
Главным действующим лицом книги является город Санкт- Петербург. «Великий город с областной судьбой». Город - сфинкс, город – призрак, город торжественный и холодный, не принимающий посторонних. Можно ездить туда ежегодно, обойти все музеи, дворы закоулки, но так и остаться гостем. Там нужно родиться и вырасти, похоронить три поколения родственников, пережить революции, войны, блокаду, оставить частичку себя в истории этого великого города.
Я бы посоветовала эту книгу опытному читателю, не ищущему истины в приключениях или заманчивом сюжете. Истории, рассказанные из уст в уста, непостоянны. А истории, положенные на бумагу, навсегда останутся в памяти и в сердцах тех, кто еще не потерял веру в русскую литературу. Прочтите новый роман автора, вернитесь к истокам.
Елена Чижова. Город написанный по памяти
Случайная книга. Человек, нет, конечно, писатель, пытался делать стиль. До тех пор, пока не посчитал, что сейчас он будет говорить истину. И это было хорошо – рассказ о бабушках. Этот рассказ даже прорывался в конце в размышлениях о рябининском наследстве… Автор дает обещание сильного слога, поддерживает его честным рассказом о блокаде. Что вот зубы сводит и ты – почти – понимаешь, как умирать в выборе между смертью и сладким людоедством. И вот – всё оказывается измышлением. Просто потому, что нет слога и личных впечатлений. Скажите, зачем? Ради этих ста станиц блокады и предыдущих милых про дореволюционное. И очень слабое постреволюционное. Так я и без вас знаю. Хотите свою жизнь перескажу. Ненависть к советскому и этому мутному наследию мне близка. Сам не знаю, как переварить в литературное, а в произведении и ответа нет. Есть ли портрет города, в котором хочет жить автор? Есть, я его чувствую. Но только нет веры и продолжения. Мы все чувствуем эту веру в фасады, язык, ощущение болота. Но это фантом и – мечта тех, кто неродной этому городу. Очень жаль. За мемуарную прозу – твердая тройка. За позицию – пять, плюс, любые баллы. За литературу не скажу, тут не о чем говорить.
Апрель 2019 года
Однажды, сидя на широком подоконнике и вспоминая бабушкины рассказы о её деревенской жизни, я вдруг подумала: а что, если я — та самая «девка, решившая нейти замуж», которая, впрягшись в соху времени, должна «опахать» этот город, изнемогший от повальной болезни — не то морового поветрия, не то моровой язвы.
⠀
Елена Чижова рассказывает о четырёх поколениях своей семьи, вместе с Ленинградом пережившей весь страшный XX век: репрессии, блокаду, послевоенный голод, оттепель, застой, перестройку…
Эта книга хорошо вписывается в ряд недавних книг — семейных саг на реальной основе, в которых автор пишет о собственной семье до прабабушек-прадедушек. В основе — устные рассказы, фотографии, документы, письма, дневники, в результате — очень личный текст, на стыке худлита, мемуаров и эссеистики. На одну полку с «Городом…» я мысленно ставлю «Памяти памяти» , «Рецепты сотворения мира» и «Лестницу Якова» . Последнюю в меньшей степени, но путь тоже будет тут.
Открывая «Город…», я была уверена, что мне понравится. Однако с этой книгой мне, увы, так и не удалось подружиться. Дело в том, что текст очень личный, и если личность автора не близка, то не будет ни понимания, ни сопереживания, ни удовольствия.
Елена Чижова пишет очень сложно, вставляет бесконечные уточнения, читая которые, уже забываешь, к чему они здесь. Чрезмерно усложнённые высказывания щедро пересыпаются аллюзиями на культурные и исторические явления, с которыми я не знакома.
Мой культурный опыт, оказывается, чрезвычайно далёк от авторского, не больше или меньше, а просто из другой, параллельной реальности. Единственное, что отзывалось — швейное дело и связанный с ним пласт смыслов (в семейной истории Елены Чижовой ремесло портного, закройщика, ткача имело немалое значение).
В целом, книга, что называется, «не моя», но это не значит, что она плоха. Произведение чётко выстроено, стиль избыточный, но ровно выдержанный на всём пространстве текста, семейные истории интересны сюжетно, в них есть место тайнам, скандалам, счастливым стечениям обстоятельств.
-----
Больше картинок и поболтать: заходите в мой букстаграм ;)
Читаю вторую ночь подряд книгу Елены Чижовой. Город , память которого болью генетической прорастает в потомках. Фантомы памяти, фантомные боли : как бы нам это ни пытались обьяснить с разных точек зрения -факт остается. Многие из нас помнят вещи, которые по прямой шкале хронологии они помнить не могут от слова "Никак", но тем не менее... Боль памяти и память боли Ленинграда ; старый Питер, смешение и прорастание временнЫх пластов. Очень сильно и очень больно.
Из фрагментов рукописи, не вошедших в основной текст: "С истиной спорить можно. С памятью -нет" ( с)
Из всех книг Е. Чижовой, которые я смотрела (пыталась читать), для меня эта самая сильная.
#издательствоаст #редакцияеленышубиной #читать #читатькниги #ленинград #питер #блокадаленинграда
Наверное, каждый из нас мог бы рассказать историю своей семьи. Возможно, кто-то даже мог бы написать книгу. Но вот казус в том, что это делают единицы. Да еще и не просто историю семьи, а через историю страны и города. Если отбросить несогласия с автором по историческим моментам, а остановиться только на литературе и манере рассказа, то это гениальная книга. Сразу можно сказать, что эта книга – очень сложный текст. Глубокий и ёмкий, в котором вязнешь не только в событийном и именном ряде, но и манере изложения. Автор рассказывает, точнее говорит с читателем! И как только ты об этом забываешь, начинаешь читать как обычный текст, так очень быстро теряешь нить рассказа… Ведь в живом разговоре очень много зависит от тональности рассказа, которую можно передать голосом или даже глазами. Как удается автору передавать разговор в тексте – для меня загадка.
Нужно сказать сразу, что книга тяжелая для восприятия. И если читатель готовится читать мемуары – это не то, если роман о городе – тоже мимо, историческая книга – увы. Для меня это особый жанр Чижовой – разговор о… Это прослеживается в её предыдущих книгах. В новом романе она опять верна себе. Ощущение, что Елена Семеновна рассказывает мне это на кухне или сидя в кресле. История нескольких поколений одной семьи, где удивительным образом выживают только женщины – мальчики не выживают или долго не живут. История города через историю одной семьи. Безусловно, особое место в книге занимает период блокады Ленинграда. Но в процессе чтения понимаешь, что блокадный период для нас сегодняшних еще не такой далёкий и, поэтому, позволяет нам быть сопричастными с городской истории и истории страны. На самом деле, весь период истории России ХХ века трагический для самой страны, трагический для Ленинграда-Петербурга, трагический для каждого из нас. Путешествуя по городу, автор заставляет нас размышлять об истории, затрагивая наши чувственные струны. Ведь всех нас когда-то посещают чувства любви, гордости, отчаяния, человечности. Именно поэтому, «Город, написанный по памяти», это не мемуары каковыми мы привыкли считать подобные издания. Это диалог, который мы мысленно ведем с автором. И в этом диалоге нет правых и неправых, нет одной истины. Наверное, самое важное здесь – это наша память, которую мы иногда боимся ворошить, чтобы не признаться в чем-то. Оценки, которые мы даем своей памяти никогда не будут приняты однозначно. Но ведь не это главное. Главное – сказать, открыть. Именно это мы не успеваем иногда. Е.С. Чижова успела! Читайте и будьте счастливы!