Не буду повторяться, пересказывая то, что звучало уже от всех про бред и абсурд, царящий в книге. Я надеюсь, что мы с вами все умные и критически мыслящие люди, поэтому идиотия никогда не победит в этом мире.
Пока у власти были люди хоть с какими-то мозгами, люди, понимавшие, в какую иррациональную чушь верит большинство населения, человечество могло как-то существовать. Да, эти люди могли распространять суеверия, религию в своих политических, корыстных интересах, но не более того! Гадалок не назначали судебными экспертами, в клиниках лечили нормальными лекарствами, а в школах углубленно изучали биологию и математику, а не богословие и астрологию. Кто-то прекрасно понимал, нутром чуял, что иначе мы неизбежно вернемся в каменный век. Но теперь остались лишь следы от прежней культуры. Нас осталось мало — тех, кто в состоянии различить вымыслы и доказанные факты.
Ай да Александр Панчин, ай да молодец. Давно я так не смеялся во время прочтения книги.
И не боится автор наказания за то, что содержанием сего труда он оскорбляет чувство верующих в "эзотерические науки".
Ну да по порядку. Разберемся с терминами. Что такое Апофения? Это склонность видеть взаимосвязи там, где их нет.
Например об этой болезни отлично рассказал Умберто Эко в "Маятнике Фуко" (прочтите - не пожалеете):
"Театральным жестом он распахнул ставни, предложил нам выглянуть и указал невдалеке, на углу между улочкой и бульварами, деревянный цветочный киоск.
— Господа, — сказал он. — Предлагаю вам самим отправиться и измерить эту будку. Вы увидите, что длина прилавка составляет 149 сантиметров, то есть одну сто миллиардную долю расстояния между Землей и Солнцем. Высота его задней стенки, разделенная на ширину окошка, дает нам 176/56, то есть 3,14. Высота фасада составляет девятнадцать дециметров, то есть равна количеству лет древнегреческого лунного цикла. Сумма высот двух передних ребер и двух задних ребер подсчитывается так: 190х2+176х2=732, это дата победы при Пуатье. Толщина прилавка составляет 3,10 сантиметров, а ширина наличника окна — 8,8 сантиметров. Заменяя целые числа соответствующими литерами алфавита, мы получим C10H8, то есть формулу нафталина.
— Фантастика, — сказал я. — Сами мерили?
— Нет, — ответил Алье. — Но один подобный киоск был измерен неким Жан–Пьером Аданом. Воображаю, что все цветочные киоски должны строиться более или менее одинаково. С цифрами вообще можно делать что угодно. Если у меня имеется священное число 9, а я хотел бы получить 1314, то есть год сожжения Жака де Молэ — этот день дорог сердцу каждого, кто, подобно мне, составляет часть тамплиерской рыцарственной традиции, — что я делаю? Умножаю на 146 (это роковой год разрушения Карфагена). Как я пришел к этому результату? Я делил 1314 на два, на три и так далее, до тех пор покуда не отыскал подходящую дату. Я бы мог поделить 1314 и на 6,28, что составляет собой удвоение 3,14, и пришел бы к цифре 209. Ну что ж, в этот год примкнул к антимакедонской коалиции Аттал I, царь Пергама. Годится?"
Итак, Александр Панчин представил нам мир, где царствует апофения.
Представьте что вы живете в стране иррационального, здесь не работают законы логики, здесь отключен разум. Это мир, в котором "преступнику" Эндрю Листо дают 15 лет за убийство "священной" утки, в которой обитал дух врача-гомеопата Любови Еремеевны.
Эндрю судят на основании показаний "важных" свидетелей: астролога (преступник родился под знаком воды - он по знаку зодиака Рыба, а значит склонен к убийству) и хироманта (по линиям на ладони Эндрю "ученый" определил, что тот убийца). 15 лет и не важно, что утка улетела!
Сначала, при прочтении ты смеешься, но потом ты осмысливаешь происходящее вокруг себя (достаточно включить известный тв - канал или открыть газету где масса объявлений этих прохиндеев - ванг) и понимаешь что окружающий мир близок к плавному переходу в этот мир Апофении. И уже становится не до смеха.
Представьте, что житель Апофении по имени Макс, уфолог, он работает в НИИ военных технологий и тратит бюджетные деньги на изучение летающих тарелок. "Абсурд" - скажете вы. И его коллеги смеются над Максом. Они говорят, что летающих тарелок не бывает. Но... Инопланетяне, конечно есть и они летают на... шаттлах. Вот так да.
Прокурору этого "дивного" мира поручают ужасное дело. Несколько десятков человек госпитализировано с сыпью и большой температурой. Количество больных с каждым днем увеличивается.
К какому выводу приходит прокурор Гай?
"Это происки черного мага!"
Как лечат больных?
"На груди у врача висела малая иконка с изображением богоматери...
...Все ясно, - сказал он через несколько секунд. - Внутренние органы в порядке. Нужно измерить энергетические токи методом биорезонанса. Я космический энерготерапевт. Вы можете мне доверять."
Я искренне надеюсь что такой "мир", где основное лечение это акупунктура, гомеопатия и ... сеанс ИНТЕНСИВНОЙ МОЛИТВОТЕРАПИИ не настанет никогда.
Советую всем кто не болен апофенией - есть над чем посмеяться , а есть над чем и поразмыслить.
А тем, кто заражен апофенией, данный текст бесполезен, пусть и дальше находят связь между черной кошкой и своей жизнью.
Хиромантия им в помощь.
Художественная ценность у книги невелика.
Сюжет куцый, язык топорный, диалоги натянутые, персонажи невнятные, а главное, если ранее вы читали отличный нон-фикшн Александра Панчина или бывали на его лекция, то вам все время чтения этой маленькой повести будет видеться и слышаться автор.
А вот идея ради которой молодой биолог и популяризатор науки из научно-популярного автора попытался переквалифицироваться в художественного достойна уважения, даже не смотря на то, что автор подает ее «в лоб». Панчин – идейный доброволец на войне с антинаучным абсурдом и мракобесием. И в «Апофении» он щедро «раздает на орехи» всем своим оппонентам сразу и гомеопатам, и антипрививочникам, и астрологам, и богословам, и пустословам, разве что профильным врагам – противникам ГМО мало внимания уделено в книге.
А еще меня не покидает ощущение, что Александр все же идеалист. Нет, не в том смысле, что он сомневается в материальной природе этого мира – тут он кремень! А в том, что не смотря на те тонны ереси, через которые Панчин наверное регулярно продирается как член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований и участник экспертного совета Премии имени Гарри Гудини, он все же сохраняет веру, что «разум когда-нибудь победит».
P.S.
Кстати, хорошая идея – преобразовать «Апофению» в пьесу. Очень остросоциальный и дикосмешной спектакль может получиться. И его обязательно обвинят в оскорблении чьих-нибудь трепетных чувств)))
Апофения - язвительная антиутопия про Россию далекого, ну или не очень уж далёкого будущего, где РПЦ срослось с госаппаратом, телегонию признали официально, врачей сажают в тюрьмы, а в больницах заправляют гомеопаты. Антипрививочники давно победили, а воду перед тем, как пить, нужно структурировать. Мир всеобщей вынужденной воинствующей глупости и бескритичности, который описан не так уж литературно, зато реалистично и болезненно, накал мракобесия высок, первую главу аж физически противно читать.
Противоречивое впечатление и сложность при оценке прочитанного, заставляют меня вкратце высказать свое мнение.
Для начала скажу, что, на мой взгляд, идея книги отличная! (Конечно, насчет духа Кафки или Оруэлла - утверждение спорное, но это все равно) Плюс, вероятно, эта книга может принести пользу некоторым сильно простодушным и легковерным людям. Будут ли они ее читать, я не знаю, но потенциально - польза возможна. В простой и игривой форме до них, как минимум, донесут идею о бесполезности гомеопатии. А как максимум - заставят задуматься, что случится, если срочно не начать борьбу с окружающей и навязываемой нам деградацией.
В общем, за это можно бы поставить и пять, потому что цель книги достойная, а форма более-менее оригинальная. Но из-за того, что создана она в жанре художественного произведения (а не просто какого-нибудь там, без претензий на талант писателя), оценивать ее только за идею я не могу.
Не вдаваясь в подробности разбора диалогов, структуры и языка повествования, я скажу, что, к сожалению, все это просто плохо. И хоть мне совсем не хочется портить дебют Панчина своей критикой, но как ученый и популяризатор науки он гораздо более талантлив и обаятелен, чем как писатель. (Послушайте, как он дискутирует с попами и прочими священниками)
Мое мнение - непосредственно художественной ценности у книги нет. Поэтому, если вы и так не верите в гомеопатию, астрологию, экстрасенсов и аналогичный мусор, если и без того все эти явления кажутся вам нелепыми и вызывают недоумение, книгу читать смысла не вижу, эстетическое наслаждение в данном случае получить сложно. С точки зрения литературного качества, претензий слишком много, но за благую цель книги, авансом ставлю половину из пяти.
Страшненький прогноз в книге. Автор прошёлся напалмом по всему, во что так любят верить человеки.
Жду, когда книгу внесут в список запрещённых, а против автора начнут возбуждать дела об оскорблении чувств читающих. Это будет лучшим доказательством правильности прогноза.
Впрочем, нет. На самом деле надеюсь, что здравый смысл победит и новое Средневековье не наступит.
В книге всё достаточно схематично и условно, чтобы абсурд происходящего бросался в глаза. В реальной жизни всё происходит гораздо менее очевидным образом.
Например гомеопатия, по которой автор палит изо всех орудий и которую в 2017 году соответствующая комиссия РАН признала лженаукой.
Пациент приходит к врачу с жалобой на боль в колене. Доктор не хухры-мухры из подзаборной шарашки, это серьёзный специалист из серьёзного государственного лечебного учреждения в крупном городе N. На двери кабинета висит красивая табличка: "хирург-ортопед, высшая категория".
И вот солидный доктор внимательно смотрит на рентгеновский снимок и назначает солидное лечение: три баночки различных гомеопатических шариков и... экранировать фольгой корпус компьютера на работе у пациента, чтобы не излучал на колено. Занавес.
Напомнило «Пленённую Вселенную» Гарри Гаррисона, в которой космическое путешествие было задумано очень умными людьми с Земли, но космический корабль они заселили очень глупыми людьми (казалось бы, почему?!). Глупые люди оказались ещё глупее, чем думали люди умные, поэтому чуть не запороли многовековой эксперимент.
Также есть некоторое сходство с «Алой чумой» Джек Лондон, в которой человечество тоже потеряло почти все знания, добытые предками непосильным трудом. Но у Лондона оно потеряло хотя бы не по своей вине.
Мрачная антиутопия в стиле Оруэлла? Как бы не так! Никогда не доверяйте обложкам — вот что я вам скажу. «Апофения» Александра Панчина — хулиганство высшей пробы, концентрированная, словно кислота, сатира на общество, написанная столь лёгким стилем, что буквы того и гляди вспорхнут со страниц прочь. Ближайшая аналогия, которую я могу привести, чтобы объяснить вам, на что это было похоже, пожалуй... фильм «Идиократия» (за вычетом юмора ниже пояса, разумеется).
Сатира у автора получилась на "ура", это несомненно. Но получилась ли антиутопия? Давайте разбираться!
Я вывела для себя несколько критериев годных антиутопий. Это логика и проработанность мира, атмосфера и стиль, глубина характеров персонажей, строгий контроль над сюжетными линиями и яркий финал.
В мире, скажем деликатно, повсеместно снизился уровень критичности (попросту говоря, народные массы отупели). Астрологи, хироманты и прочие «мастера тёмных искусств» стали весьма уважаемыми и важными членами общества. Их приглашают в качестве экспертов в суд, с ними консультируются высшие правительственные чины по поводу решений во внешней и внутренней политике. В больницах лечат только божьей помощью, молитвами и гомеопатией, разводя лекарства (и мозги тех самых народных масс) в тысячи раз. Никому ничего не помогает, но все упорно верят. И вот тут у нас появляется первая проблема — степень проработки мира и его логика. Я не верю (и — ирония), что люди могут массово настолько утратить связь с реальностью. Если какое-то лекарство не помогает (а гомеопатия не помогает НИКОГДА), то человек пробует что-то другое. Тут можно было бы поставить «Апофении» первый минус балл, но... это намеренное преувеличение, характерное для сатиры! Здесь я вспомнила замечательные сказки Салтыкова-Щедрина (и некоторых знакомых упоротых фанатов гомеопатических «лекарственных» средств), и продолжила читать дальше, всматриваясь в сюжет и персонажей всё внимательнее, чтобы не пропустить настоящие недочёты (я не умею читать, не выискивая при этом в тексте какие-нибудь ошибки, уж простите).
Следующее, на что я обратила внимание, это атмосфера, тесно связанная с авторским стилем. Лично я (это только мое мнение, бывают и другие) предпочитаю мрачные, пронизанные отчаянием и безысходностью антиутопии, желательно без противно-липкого «хэппиэнда» (да, всяческие голодные игры да дивергенты пролетают). В «Апофении» столь желаемой мною мрачности я не обнаружила. Слишком легкий стиль, мало описаний при обилии диалогов и монологов, которые персонажи выдают в любых ситуациях, не скупясь на пояснения и исторические примеры. И тут нас подкарауливает распространенная ошибка неопытных в плане написания художественных произведений авторов. Стремление не показывать, а рассказывать. Да, это может показаться странным, нелогичным, необычным, но высший пилотаж для писателя — ПОКАЗАТЬ развитие событий, кульминацию и развязку, а не выложить всё вышеупомянутое в диалогах и монологах. Диалоги и монологи — это про пьесы, не про романы или повести, про пьесы. А написать хороший, живой и правдоподобный диалог так сложно, что вообще мало у кого получается (классиков читаем, товарищи, лично я считаю, что самые крутые диалоги у Булгакова). Диалог внутри произведения должен быть не для читателя, а для персонажей. Если автору удастся вложить в каждую реплику не один смысл, а несколько, можем считать, что имеем дело с литературным гением.
Что там у нас дальше? Глубина проработки персонажей. Ну, тут всё в порядке, для сатиры персонажи-функции более чем хороши. И, надо отметить, все действующие лица обладают яркими характерными чертами, пусть и все без разбору много болтают.
Сюжетные линии не обрываются на середине, все доходят до логического конца, и находятся у автора на строгом учёте. Я, знаете ли, терпеть не могу, когда возьмутся что-то рассказывать, а потом бросят. Так вот в «Апофении» такого нет.
Что же касается финала, то тут мы имеем приятный и смешной «вот-это-поворот», после которого можно закрыть книгу с хорошим настроением, и отправиться читать новости о том, как одна семья из города Т. вызвала полицию и священника, потому что в доме завёлся полтергейст. Знаете, что? Всё-таки у Александра Панчина получилось описать достоверный мир, и как-то от этого страшно.
Итого! Если есть такой жанр "сатирическая антиутопия", то Александр Панчин написал произведение как раз такое. Но это не антиутопия в чистом виде, и, уж конечно, мрачности здесь никакой нет. "Апофения" однозначная сатира.
Источник
То, о чём Александр Панчин неоднократно в своих выступлениях рассказывал о лженауках и разных когнитивных искажениях, собрано воедино и завёрнуто в художественную обёртку. Гомеопатия и НЛО, астрология и вегетарианство, экстрасенсы и целители прочно заняли ведущие позиции в мире, созданном автором. Иногда не очень умело, где-то кусками не к месту, порой излишне назидательно (и даже как будто высокомерно), но, в целом, написано довольно занимательно. К прочтению необязательно. Но то, что такая книга была когда-то написана, само по себе, здорово, как минимум, для её автора.
Это было очень смешно. Но и грустно. Это даже выдумкой назвать сложно. Просто собранные в единое целое лженаучные верования.
Оценивать это как художественное произведение считаю бесполезным. Язык абсолютно топорный. Автор как мог комично описывал все проявления человеческой дурости.
Оценка сильно подскочила благодаря одной из последних глав. Бесконечно можно смотреть на три вещи: как течет вода, как горит огонь, как у адекватного человека сдают нервы от окружающих его идиотов.
Это не оспа! Признаки оспы есть? Есть. Оспа? Нет. А может и оспа, которая мутировала. Мутировала-эволюционировала. Я Оспа! Я хочу убивать людей! Вакцина? Нет, спасибо. Не хочу вакцину. Я мутирую! Побежала, побежала мутировать! А что? Хочу и мутирую! Тут мутация, сям мутация! Колдуй-балдуй. Теперь я оспа-мутант, красивая оспа! Засунь вакцину себе в зад, тухлый европеец!
Я журналист! Я пишу ахинею. Диплом ученого есть? Нет, не слышали. Но я пишу! Смотрите на меня, я пишу! Я умею писать!
Я мамаша! Я училась? Нет. Я врач? Нет! Но я знаю, что хорошо для здоровья моих детей! Знаю лучше всех! Ме густа! Мамаши эти как начали кричать под каждым забором, что, мол деток вакцинируют. Ужас-то какой! А врачи-то шарлатаны и жулики все кругом! И хотелось бы им, мамашам, не вакцинировать своих деток, а то вдруг там аутизм, или того хуже, атеизм какой-нибудь разовьется. Или мозг взорвется!...И вирус, который дремал на протяжении сотни лет, вирус, который был так затравлен, что нос свой сопливый сунуть к нам не смел, услышал крик этих печальных мамаш и сказал их невинным деткам: "Ах, вы еще не вакцинировались? Тогда я иду к вам!"
А на банке на этикетке и написано "Я - вирус оспы! Я всех убивать, крошить! Не открывай банку дебил" А что они подумали? А подумали они:"Ой, какая замечательная банка со смешной этикеткой! Давайте её притащим в институт. Вот ведь эти наши чудные деды, маразматики-атеисты, верили в каких-то там микробов. Мы-то знаем, что все болезни насылает на нас Господь. А Господь-то в банке не живет! Сколько раз банку открывали, а Господь из нее не выползал, и десницу свою не высовывал! А микробы - это ведь лишь теория! Как теория эволюции. Ха-ха-ха" Тупицы
Доверие к старой науке начало угасать с реформой образования, когда в класс впустили попов в рясах, креационистов и еще фиг знает кого, когда стали выращивать поколения невежд, неспособных к мышлению,поколения, для которых истина - то, что чья-то бабка сказала, а не то, что логично, обосновано и доказано кропотливым научным трудом.
Мы легли спать в мире технологического прогресса, а проснулись среди бесноватых параноиков, верящих в любую нелепость, про которую пишут в газете. Параноиков, рехнувшихся на абсолютизации морали, искаженной нравственности и страхе перед невидимым дядькой на небесах.
В предисловии автор говорит, что ввиду своего содержания новелла не рекомендуется никому. А кто я такая, чтобы спорить с автором?
Это довольно специфическая антиутопия. Коротенькая, не очень гладкая, но злободневная вариация на тему "что могло бы быть, если бы вдруг..." Каким бы был мир без учёных, без медицины, без науки? Что было бы, если бы все безоговорочно верили гадалкам и ясновидящим? А если бы астрологические прогнозы имели силу закона? Конечно, местами это было бы весело, но в целом так себе перспектива.
Моё мнение таково: "Защита от тёмных искусств" почти о том же, но в разы лучше, интереснее и познавательнее, её действительно стоит читать. А исполнение "Апофении" слабовато и прочесть её можно только из-за хорошей идеи, малого объёма и уважения к автору.
*Апофения - переживание, заключающиеся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных.