«Книга Панчина – это мрачная антиутопия в духе Оруэлла и Кафки, но через эту пыльную паутину пробивается уверенность автора в величии человеческого разума. Это книга о том, как важно сохранять здравый смысл, как бы ни был абсурден окружающий мир – тем более важно, чем более абсурден. Никакой надежды нет, и это повод создать ее заново. Может быть, окажется еще не поздно».
Ася Казанцева, научный журналист,
лауреат премии «Просветитель»
Не буду повторяться, пересказывая то, что звучало уже от всех про бред и абсурд, царящий в книге. Я надеюсь, что мы с вами все умные и критически мыслящие люди, поэтому идиотия никогда не победит в этом мире.
Пока у власти были люди хоть с какими-то мозгами, люди, понимавшие, в какую иррациональную чушь верит большинство населения, человечество могло как-то существовать. Да, эти люди могли распространять суеверия, религию в своих политических, корыстных интересах, но не более того! Гадалок не назначали судебными экспертами, в клиниках лечили нормальными лекарствами, а в школах углубленно изучали биологию и математику, а не богословие и астрологию. Кто-то прекрасно понимал, нутром чуял, что иначе мы неизбежно вернемся в каменный век. Но теперь остались лишь следы от прежней культуры. Нас осталось мало — тех, кто в состоянии различить вымыслы и доказанные факты.
Не буду повторяться, пересказывая то, что звучало уже от всех про бред и абсурд, царящий в книге. Я надеюсь, что мы с вами все умные и критически мыслящие люди, поэтому идиотия никогда не победит в этом мире.
Пока у власти были люди хоть с какими-то мозгами, люди, понимавшие, в какую иррациональную чушь верит большинство населения, человечество могло как-то существовать. Да, эти люди могли распространять суеверия, религию в своих политических, корыстных интересах, но не более того! Гадалок не назначали судебными экспертами, в клиниках лечили нормальными лекарствами, а в школах углубленно изучали биологию и математику, а не богословие и астрологию. Кто-то прекрасно понимал, нутром чуял, что иначе мы неизбежно вернемся в каменный век. Но теперь остались лишь следы от прежней культуры. Нас осталось мало — тех, кто в состоянии различить вымыслы и доказанные факты.
Ай да Александр Панчин, ай да молодец. Давно я так не смеялся во время прочтения книги.
И не боится автор наказания за то, что содержанием сего труда он оскорбляет чувство верующих в "эзотерические науки".
Ну да по порядку. Разберемся с терминами. Что такое Апофения? Это склонность видеть взаимосвязи там, где их нет.
Например об этой болезни отлично рассказал Умберто Эко в "Маятнике Фуко" (прочтите - не пожалеете):
"Театральным жестом он распахнул ставни, предложил нам выглянуть и указал невдалеке, на углу между улочкой и бульварами, деревянный цветочный киоск.
— Господа, — сказал он. — Предлагаю вам самим отправиться и измерить эту будку. Вы увидите, что длина прилавка составляет 149 сантиметров, то есть одну сто миллиардную долю расстояния между Землей и Солнцем. Высота его задней стенки, разделенная на ширину окошка, дает нам 176/56, то есть 3,14. Высота фасада составляет девятнадцать дециметров, то есть равна количеству лет древнегреческого лунного цикла. Сумма высот двух передних ребер и двух задних ребер подсчитывается так: 190х2+176х2=732, это дата победы при Пуатье. Толщина прилавка составляет 3,10 сантиметров, а ширина наличника окна — 8,8 сантиметров. Заменяя целые числа соответствующими литерами алфавита, мы получим C10H8, то есть формулу нафталина.
— Фантастика, — сказал я. — Сами мерили?
— Нет, — ответил Алье. — Но один подобный киоск был измерен неким Жан–Пьером Аданом. Воображаю, что все цветочные киоски должны строиться более или менее одинаково. С цифрами вообще можно делать что угодно. Если у меня имеется священное число 9, а я хотел бы получить 1314, то есть год сожжения Жака де Молэ — этот день дорог сердцу каждого, кто, подобно мне, составляет часть тамплиерской рыцарственной традиции, — что я делаю? Умножаю на 146 (это роковой год разрушения Карфагена). Как я пришел к этому результату? Я делил 1314 на два, на три и так далее, до тех пор покуда не отыскал подходящую дату. Я бы мог поделить 1314 и на 6,28, что составляет собой удвоение 3,14, и пришел бы к цифре 209. Ну что ж, в этот год примкнул к антимакедонской коалиции Аттал I, царь Пергама. Годится?"
Итак, Александр Панчин представил нам мир, где царствует апофения.
Представьте что вы живете в стране иррационального, здесь не работают законы логики, здесь отключен разум. Это мир, в котором "преступнику" Эндрю Листо дают 15 лет за убийство "священной" утки, в которой обитал дух врача-гомеопата Любови Еремеевны.
Эндрю судят на основании показаний "важных" свидетелей: астролога (преступник родился под знаком воды - он по знаку зодиака Рыба, а значит склонен к убийству) и хироманта (по линиям на ладони Эндрю "ученый" определил, что тот убийца). 15 лет и не важно, что утка улетела!
Сначала, при прочтении ты смеешься, но потом ты осмысливаешь происходящее вокруг себя (достаточно включить известный тв - канал или открыть газету где масса объявлений этих прохиндеев - ванг) и понимаешь что окружающий мир близок к плавному переходу в этот мир Апофении. И уже становится не до смеха.
Представьте, что житель Апофении по имени Макс, уфолог, он работает в НИИ военных технологий и тратит бюджетные деньги на изучение летающих тарелок. "Абсурд" - скажете вы. И его коллеги смеются над Максом. Они говорят, что летающих тарелок не бывает. Но... Инопланетяне, конечно есть и они летают на... шаттлах. Вот так да.
Прокурору этого "дивного" мира поручают ужасное дело. Несколько десятков человек госпитализировано с сыпью и большой температурой. Количество больных с каждым днем увеличивается.
К какому выводу приходит прокурор Гай?
"Это происки черного мага!"
Как лечат больных?
"На груди у врача висела малая иконка с изображением богоматери...
...Все ясно, - сказал он через несколько секунд. - Внутренние органы в порядке. Нужно измерить энергетические токи методом биорезонанса. Я космический энерготерапевт. Вы можете мне доверять."
Я искренне надеюсь что такой "мир", где основное лечение это акупунктура, гомеопатия и ... сеанс ИНТЕНСИВНОЙ МОЛИТВОТЕРАПИИ не настанет никогда.
Советую всем кто не болен апофенией - есть над чем посмеяться , а есть над чем и поразмыслить.
А тем, кто заражен апофенией, данный текст бесполезен, пусть и дальше находят связь между черной кошкой и своей жизнью.
Хиромантия им в помощь.
Художественная ценность у книги невелика.
Сюжет куцый, язык топорный, диалоги натянутые, персонажи невнятные, а главное, если ранее вы читали отличный нон-фикшн Александра Панчина или бывали на его лекция, то вам все время чтения этой маленькой повести будет видеться и слышаться автор.
А вот идея ради которой молодой биолог и популяризатор науки из научно-популярного автора попытался переквалифицироваться в художественного достойна уважения, даже не смотря на то, что автор подает ее «в лоб». Панчин – идейный доброволец на войне с антинаучным абсурдом и мракобесием. И в «Апофении» он щедро «раздает на орехи» всем своим оппонентам сразу и гомеопатам, и антипрививочникам, и астрологам, и богословам, и пустословам, разве что профильным врагам – противникам ГМО мало внимания уделено в книге.
А еще меня не покидает ощущение, что Александр все же идеалист. Нет, не в том смысле, что он сомневается в материальной природе этого мира – тут он кремень! А в том, что не смотря на те тонны ереси, через которые Панчин наверное регулярно продирается как член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований и участник экспертного совета Премии имени Гарри Гудини, он все же сохраняет веру, что «разум когда-нибудь победит».
P.S.
Кстати, хорошая идея – преобразовать «Апофению» в пьесу. Очень остросоциальный и дикосмешной спектакль может получиться. И его обязательно обвинят в оскорблении чьих-нибудь трепетных чувств)))
Апофения - язвительная антиутопия про Россию далекого, ну или не очень уж далёкого будущего, где РПЦ срослось с госаппаратом, телегонию признали официально, врачей сажают в тюрьмы, а в больницах заправляют гомеопаты. Антипрививочники давно победили, а воду перед тем, как пить, нужно структурировать. Мир всеобщей вынужденной воинствующей глупости и бескритичности, который описан не так уж литературно, зато реалистично и болезненно, накал мракобесия высок, первую главу аж физически противно читать.
Противоречивое впечатление и сложность при оценке прочитанного, заставляют меня вкратце высказать свое мнение.
Для начала скажу, что, на мой взгляд, идея книги отличная! (Конечно, насчет духа Кафки или Оруэлла - утверждение спорное, но это все равно) Плюс, вероятно, эта книга может принести пользу некоторым сильно простодушным и легковерным людям. Будут ли они ее читать, я не знаю, но потенциально - польза возможна. В простой и игривой форме до них, как минимум, донесут идею о бесполезности гомеопатии. А как максимум - заставят задуматься, что случится, если срочно не начать борьбу с окружающей и навязываемой нам деградацией.
В общем, за это можно бы поставить и пять, потому что цель книги достойная, а форма более-менее оригинальная. Но из-за того, что создана она в жанре художественного произведения (а не просто какого-нибудь там, без претензий на талант писателя), оценивать ее только за идею я не могу.
Не вдаваясь в подробности разбора диалогов, структуры и языка повествования, я скажу, что, к сожалению, все это просто плохо. И хоть мне совсем не хочется портить дебют Панчина своей критикой, но как ученый и популяризатор науки он гораздо более талантлив и обаятелен, чем как писатель. (Послушайте, как он дискутирует с попами и прочими священниками)
Мое мнение - непосредственно художественной ценности у книги нет. Поэтому, если вы и так не верите в гомеопатию, астрологию, экстрасенсов и аналогичный мусор, если и без того все эти явления кажутся вам нелепыми и вызывают недоумение, книгу читать смысла не вижу, эстетическое наслаждение в данном случае получить сложно. С точки зрения литературного качества, претензий слишком много, но за благую цель книги, авансом ставлю половину из пяти.
...всегда, когда мы подозреваем, что свершилось чудо, что произошла магия — это всего лишь кто-то пукнул.
Тебе подобные выступают за дискриминацию геев, чтобы потом поехать в Ватикан молиться под фресками Леонардо да Винчи и Микеланджело, известных своим неравнодушием к мужчинам. Двойные стандарты. Слышал?
Люди уничтожают лес, чтобы сделать из него мебель, а лес — это легкие планеты, его надо беречь.
А мы убедили себя в том, что на небесах есть невидимый дядька, которому не плевать на то, как мы чистим картошку — по часовой стрелке или против часовой. Заодно мы уверовали в гомеопатию. Клинические испытания? Нет, не слышали. Это все старая атеистическая наука! Эксперименты показывали, что гомеопатия не работает? Законам физики противоречит? Отменим эксперименты и законы, но оставим гомеопатию. Ведь КТО-ТО сказал, что его бабке это о-го-го как помогло! КТО-ТО сказал! Представляешь! Чья-то бабка!
Но в итоге теологи показали, что хвосты у людей - это не возврат к предковому состоянию, как предполагали сторонники ошибочной теории Дарвина, а результат совокупления женщины с бесом. Все подобные биологические гипотезы были запрещены, ибо отрицали учение телегонии, а значит, склоняли молодых девушек к разврату и разрушали семейные ценности.