Роман «Русский крест» – «сага о поколении». Интимный дневник, охватывающий масштабный период конца XX – начала XXI века, раскрывает перипетии и повороты судеб четырех школьных друзей в контексте вершившихся исторических событий.
Впервые с главными героями романа автор знакомит читателя в книге «Утерянный рай» – лирическом повествовании о школьной юности. Вторая книга романа – «Непуганое поколение» о взрослении, выборе пути, непростых решениях и ответственности за них. Жизнь разведет повзрослевших героев по разные стороны баррикад, где каждый из них будет отстаивать свою правду. Именно это «непуганое поколение», чья юность пришлась на безмятежные 70-е, потом совершит настоящую революцию, изменит весь облик страны. Но чтобы прийти к новой картине мира, им предстоит преодолеть немало испытаний.
В течении жизни перед нами мелькают тысячи судеб. В этой саге разворачивается жизнь поколения, которое родом оттуда, из советского союза. Каждый раз когда я читаю такие книги, то оцениваю их не как все остальные. Виной этому наверное ностальгия. Каждый раз читая такое, погружаюсь и ищу что-то знакомое .
Я прочитала только две книги из серии. Начинается с того, что автор знакомит нас со взрослением подростков. Судьбы каждого из них не просты, не шаблонны. Но мне хватало описания обычных житейский мелочей, которые соприкасают меня с моим далеким детством. А жаль.
Симпатизирует из всех героев меня больше всего Шурка, Александр. Школа, армия, институт ... Вроде все как обычно и у всех, но оно у всех обычное разное. Знаю, что многим произведение не по душе, но я не разделяю их мнение, мне интересно и нравится стиль автора.
В течении жизни перед нами мелькают тысячи судеб. В этой саге разворачивается жизнь поколения, которое родом оттуда, из советского союза. Каждый раз когда я читаю такие книги, то оцениваю их не как все остальные. Виной этому наверное ностальгия. Каждый раз читая такое, погружаюсь и ищу что-то знакомое .
Я прочитала только две книги из серии. Начинается с того, что автор знакомит нас со взрослением подростков. Судьбы каждого из них не просты, не шаблонны. Но мне хватало описания обычных житейский мелочей, которые соприкасают меня с моим далеким детством. А жаль.
Симпатизирует из всех героев меня больше всего Шурка, Александр. Школа, армия, институт ... Вроде все как обычно и у всех, но оно у всех обычное разное. Знаю, что многим произведение не по душе, но я не разделяю их мнение, мне интересно и нравится стиль автора.
Вторая часть романа "Русский крест" «Непуганое поколение» продолжает рассказывать о жизни четырех друзей и связанных с ними персонажей, которые продвигаются по избранным ими путям и преодолевают возникающие перед ними проблемы, как в социально-политическом, так и личном плане. В стране объявлена и начинают развертываться перестройка и гласность, которые каждый воспринимает по-разному. Жизнь разводит повзрослевших героев по разные стороны баррикад, где каждый из них отстаивает свою позицию. Сага по-прежнему не проглядывается, замечания, о которых я писал в отзыве на первую часть "Утерянный рай" целиком относятся и ко второй части. Также встречаются неточности, например, автор пишет, что Дубравин служил в армии три года, хотя с 1967 года срок службы в сухопутных войсках был сокращен до двух лет. Есть и другие неточности. Но, в целом, нужно отдать должное автору за смелость. Взяться за художественное изображение сложнейшего периода в жизни нашей страны, когда рушилось одно государство и на его месте создавалось другое, фактически на пустом месте - это требует большого мужества.
Знаете, к современной литературе я отношусь скептически: во-первых, считаю расточительством тратить время на знакомство с смсообразным чтивом, когда на полках библиотек – горы непрочитанных классиков; во-вторых, не вижу действительно талантливых авторов в современной писательской среде. Однако, даже несмотря на заведомо предвзятое отношение к современной литературе, я полностью соглашусь с Владимиром.
Книгу «Утерянный рай» мне посоветовала близкая подруга, которая принимает участие в проекте «Дневник поколения» (наверняка слышали – это конкурс автобиографических рассказов, который призван продолжить роман А.Лапина, как летопись судеб). Разумеется, я не могла проигнорировать совет подруги, - настоящего ценителя литературы, - и не прочесть роман. И, к своему удивлению, обнаружила, что, оказывается, не так печально обстоят дела в русскоязычной литературе, как мне казалось раньше. «Утерянный рай» вызвал во мне целый калейдоскоп воспоминаний и натолкнул на размышления о судьбе отдельного поколения в контексте эпохи. Разумеется, я не могла не начать поиск второй книги, так как очень хотелось продолжить знакомство с эпопеей Лапина. И вот книга «Непуганое поколение» наконец-то поступила в продажу, и я наверняка была одной из первых, кто решил ее приобрести.
Что я могу сказать? Действительно качественная, берущая за душу литература, без излишнего умничанья и потуг со стороны писателя казаться современным и, как сейчас принято говорить, «креативным». Уже на первой странице понимаешь – каждое слово здесь искренне и правдиво. Автору просто незачем искусственно заинтриговывать читателя, так как госпожа История, с ее бесконечными сюрпризами, уже все сделала за него. Каждый герой – это действительно герой, без преувеличений, - герой своего времени, которому предстоит пройти все испытания и искушения эпохи, в коей ему суждено было родиться и жить. После «Утерянного рая», который знакомит читателя с Дубравиным и его окружением, читать роман «Непуганое поколение» интереснее вдвойне – ведь, как говорится, «старый друг – лучше новых двух», а с персонажами уже успеваешь подружиться, прочтя первую книгу, и с интересом следишь за их дальнейшим духовным развитием.
Как говорил один мой старый знакомый, «литература – это хлеб для личности», и я часто вспоминала эту фразу во время прочтения первых двух книг «Русского креста». Собственно, что такое хлеб? Это – простой, но, в то же время, невероятно мощный эликсир жизни, сила которого – именно в его простоте. И что бы ни говорили любители словесных выкрутасов, метафорического экстаза и подтекстно-контекстных связей, я никогда не променяю простоту на искусственно сложную литературу, на которую столь падки сегодняшние книголюбы, ибо правда жизни, как правило, всегда лежит на поверхности.
Именно поэтому считаю, что произведение Александра Лапина заслуживает высокой оценки.
Прочитал книгу с огромным удовольствием! Мало, кто среди современных российских писателей берет на себя такую ответственность – писать роман о целой эпохе, причем, эпохи необычайно сложной и противоречивой. И, на мой взгляд, с этой задачей Александр Лапин справился. На примере «Утерянного рая» и «Непуганого поколения», которые уже присутствуют на прилавках книжных магазинов и доступны читателю, можно предположить, в какой монументальный труд выльется вся сага, состоящая из пяти книг.
На мой взгляд, автор очень точно вырисовывает характеры главных героев, Дубравина Александра и его друзей – представители того поколения действительно верили в вечную дружбу и чистую любовь, широко открытыми глазами смотрели на мир и в любой момент готовы были пойти на защиту своих убеждений и правил. Также Лапин подмечает много подробностей и метко характеризует ими то время. Как известно, любой портрет, если он претендует на объективность и точность, должен состоять из отдельных деталей, - этих крупиц и символов, - которые, в конечном счете, складываются в общую картину. И Лапин демонстрирует изрядную наблюдательность и верность действительности, подмечая эти детали и складывая из них, как из паззлов, портрет эпохи.
К сожалению, в современной литературе наблюдается тенденция ко все большей обезличенности и поверхностности изображаемых персонажей: во главу угла ставится сюжет, он берет на себя основную смысловую нагрузку, именно на нем пытаются выстраивать всю интригу произведения, а то, чем живут персонажи, о чем они думают и в чем заключаются их мотивы – все это отодвигается на второй план, а то и вовсе игнорируется. Лапин эту тенденцию разрушает, тем самым продолжая традиции великих русских писателей, мастерски вырисовывавших характеры и изображавших внутренний мир своих героев, - Льва Толстого, Ивана Тургенева, Николая Гоголя и других. Каждый герой романа «Русский крест» – это личность, в полном смысле этого слова, - личность сложная, противоречивая, и тем самым представляющая огромный интерес для читателя, ибо в чем, как не в эволюции личности, должна заключаться основная коллизия романа?
Словом, «Непуганое поколение», как и «Утерянный рай» произвели на меня положительное впечатление. С удовольствие прочту остальные три части.
Весьма печальная история приключилась со мной однажды. Выиграв в издательской раздаче эту книгу, я было возрадовалась в почтовом отделении (я всегда радуюсь, когда вырываюсь из объятий толпы). Из чувства справедливости приобрела первую книгу цикла. Прочла её. Ужаснулась. И даже, кажется, ругалась матом. Но надо так надо!
Началось всё плохо. А конкретно:
Хочу поблагодарить Вас за то, что держите в руках эту книгу!
Что я всегда воспринимаю как "наорали, обхамили". А как ещё можно воспринимать это "Вы!"? "Мы считаем, что клиент - лох, падаль, денежный мешок и лох" тут по контексту не подходило. Но, допустим, опустим. Потому что это такая мелочь в сравнении с тем, что будет дальше. А дальше будут уже знакомый картон, фанера и дешёвое мыло. Но самое страшное – это что дальше будет твориться с языком. Такой концентрации пошлости я не встречала никогда. А эти все до одной исковерканные поговорки, народные мудрости и глупости! Честно пыталась убедить себя в том, что это такой стилистический приём, что автор намеренно пользуется рвотными средствами, чтобы показать, что вот мол, вот так и приходилось жить в эти тошнотворные времена. Но мои толерантность и абстрактное мышление скончались ещё на приветствии, реанимации не поддавались, только хитро подглядывали из полуопущенных век.
Картоха толченая дымится в гигантской кастрюляке. Одно слово, лучшая рыба – мясо-колбаса. Жратвы, короче, завались.
Хорошо ещё, что в этой книге автор не злоупотреблял, как в прошлой, "маленькими грудками". А местами даже становилось почти интересно. Но в этих редких случаях линия на том и заканчивалась, а нас переключали на другую, неинтересную, рекламу. Ну и ладно, не очень-то и хотелось.
— Галя, почему ты перестала писать? Ведь солдат живет от письма до письма. Вопрос о письмах, но на самом деле завуалированно: «Любишь ли ты меня еще?» Эх, глупый! Разве может женщина после стольких лет разлуки ответить не только тебе, но и сама себе на этот вопрос? Это с мужчинами все понятно. Огонь в груди горит. Страсть…