Замечательный сборник рассказов от первого лица разных людей. Рассказов о своих корнях, о семьях, о секретах и тайнах в них.
Рассказчики совершенно разные люди, живущие в разных странах. Но меня больше всего поразили рассказы о России начала и середины XX века.
"Медальон", "Медная шкатулка" вполне могли бы стать романами или повестями. Очень уж интересны события в них, а герои просто так и просятся на то, чтобы рассказать о них поподробнее.
А вот рассказы из блокадного Ленинграда заставили просто очередной раз содрогнуться от ужаса. Только молодая юная девушка может так весело и задорно рассказывать о происходящем кошмаре: как она чуть не стала каннибалом, или о том, как, благодаря смеху, смогла избежать прямого попадания бомбы, или как её саму чуть было не пустили на мясо. Страшно.
А ещё "Супчик, "Баргузин, "Тополев переулок"...
Прекрасно! Я люблю Дину Рубину.
Сборники рассказов залпом всегда было читать сложно, глаз замыливается что ли. Пришлось растягивать, но все равно, какие-то истории что-то затронули (Медальон, Золотая краска или Супчик), отозвались, а какие-то прошли совсем мимо (Снег в Венеции, Цветок сливы). Но и язык, и стиль, и все эти завитушки жизненные, все эти чудеса бытовые и обычные, весь этот оптимизм и долготерпение, принятие и преодоление обстоятельств – это все Рубина, это все ее привычное. Как бы жизнь не бросала ее героев, не била, в итоге как-то все вроде и если не счастливо, то к покою выворачивает. И хотя, как сборники все и бывают, неоднородный, но если из всех рассказов хоть один отзывается, значит стоило читать.
Рассказы, входящие в этот сборник многие сравнивают с рассказами случайных попутчиков в поезде или автобусе. Судьба свела двоих на время дороги, а потом разбежались по своим делам. На самом деле я склонна считать такое мнение довольно расхожим штампом, потому что сама ни разу не раскрывалась со случайным попутчиком до такой степени откровенности и не видела, чтобы соседи так глубоко сближались. Но будем считать, что и такое бывает, а просто мне не повезло . Итак, возвращаясь к рассказам Рубиной, я соглашусь, что они похожи на дорожные истории. Они вообще похожи, словно их рассказывает один и тот же человек. Одни и те же приемы, одни и те же интонации. Странно, не новичок в литературе пишет.
Если не читать подряд, а по рассказу в день, то пожалуй и придраться не к чему. Есть все, и проникновенность истории, и глубина переживаний. Да что там, я настолько поверила в историю о «Наследстве», что полезла смотреть, что за скульптор такой, Ежи Терлецкий. Убедила меня автор, ничего не скажешь….
Маленькие новеллы-воспоминания сменяются более плотными зарисовками и вот тут возникло какое-то странное ощущение Вот новелла «Снег в Венеции», написана от первого лица и явно носит автобиографический характер. История о том, как вместе с мужем художником автор отправилась в Венецию, посмотреть окна и заодно на карнавал полюбоваться. И вроде бы автор подчеркивает, что она как все, ахает от безбожно взвинченных цен, не готова тратить завышенные суммы… Но между словом проскальзывает – ах, мы не поедем в Местре, это пригород , вот есть отельчик на Сан-Марко (ага, в разгар карнавала, стоимость запредельная), дороговато, но уж ладно… Ах, кафе Флориан, в нем сумасшедше дорого, две чашечки кофе как полбилета до Венеции – но уж ладно… Уж определитесь автор, вы – как все или «ну уж ладно»? Ворчу, но не хочется, потому что так все красиво описано, такая Венеция встает на страницах, такая волшебная, затянутая утренним туманом, с зыбкими фигурами в карнавальных нарядах…. Читала бы и читала, не вникая в смысл.
Вообще как всегда, написано красиво. Но чего-то мне не хватило. И история про милого пса, перепевы рассказа о симпатяге Кондрате, прошла мимо, уж больно хорош был его предшественник.
И воспоминания о Ренате Мухе - не трогают меня такие вещи
Боюсь, что эта книга - не для перечитывания, а жаль, есть у Рубиной книги, которые снимаю с полки каждый год
Бесконечное приключение
Про Дину Рубину я слышала столько всего лестного, что ожидания мои были весьма высоки. Так сложились обстоятельства, что для первого знакомства я выбрала сборник рассказов, который завышенных ожиданий объективно не оправдывает.
С одной стороны, мне понравился стиль и слог Рубиной, в авторской начитке слушать рассказы - одно удовольствие. С другой стороны, рассказы будто ограничивают писательницу во времени, малая форма не позволяет заложить в рассказ глубокий конфликт.
"Медная шкатулка" - сборник красивых безделушек в шкатулке памяти. С ними связаны яркие воспоминания, эмоциональные истории (приятные и не очень), зафиксированные во времени и пространстве детали жизни. Если слушать рассказы как воспоминания реальных людей, обращая внимание на быт героев рассказа, на психологический аспект повествования (почему вообще запомнилось то или иное событие), то сборник отлично зайдет.
Для первого знакомства с автором - было любопытно, но от романов Дины Рубиной все равно ожидаю большего))
Ожидания не оправдались... Начну с того, что малая проза Рубиной мне нравится даже больше, чем ее романы. Очень хотелось почитать что-то новое из рассказов. Увидев в анонсе книги фразу «новый сборник рассказов», моему счастью не было предела. Эйфория прошла после нескольких первых рассказов... Это НЕ НОВЫЙ сборник рассказов! Это полностью сборник «Окна» и к нему добавлено несколько новых рассказов. Но называть книгу новым сборником рассказов – это просто неуважение к читателю... Не знаю кто это делает автор или издательство, но очень неприятно.
Этот сборник представляет не Дину Рубину – одного из замечательнейших романистов современности, а Дину Рубину – вдумчивого слушателя и щедрого рассказчика. Незамысловатые житейские истории и, правда, похожи на сокровища из старой медной шкатулки, хранящей эфемерные следы прошлого. В ней нет антикварных украшений и писем знаменитостей, так – пустячки: флакончик золотой краски, мамина книжка с рецептами, кольцо с драконом, засохший цветок... И как щемит сердце, когда они –эти безделицы начинают напевно выводить свои истории… Сколько жизней с их мечтами, бедами, крутыми поворотами... Задаешься вопросом: а бывают ли вообще счастливые судьбы? Бывают, отвечает шкатулка. Такие чудесно забытые( пропущенные) Мойрами истории сверкают яркими бусинками в кружеве серых и черных – обычных повествований. Стихает звук последней истории, и ты бережно прикрываешь крышку шкатулки. С легкой грустью и легкой улыбкой. До следующего раза, когда тебе вновь понадобятся силы, чтобы сплетать дальше нити своей судьбы. Видите, как воспарила! Что-то магическое есть в словах Дины Ильиничны. Магическое, заразительное и облагораживающее.
Сборник рассказов, и в каждом истории из жизни. Автор рассказывает о своей семье и о чужих людях - все образы яркие, запоминающиеся. Время действия и начало прошлого века, и война, и современность. Рубина лаконична, легка в изложении мыслей, читается очень быстро. Но и заставляет о многом задуматься. Именно из таких маленьких историй людей и складывается история нашей страны.
Как умеет Дина Рубина на нескольких страницах уместить и историю страны, и историю отдельного человека, который, как ни крути, а от истории не отделим. И крутит человека то судьба хитрая, то история беспощадная. А Дина Рубина пишет об этом, будто историю в поезде рассказывает – так мол и так бывает. Такие дела….
Таку низьку оцінку поставила за мухлювання.
"Нова збірка оповідань" значилося на літресі. Клас, думаю, це ж Канарка була так недавно, а от уже і оповіданнячка підіспіли. І що я бачу? Ті самі нові оповідання, а їх десь половина збірки, дуже швидко закінчуються. Читаються, як і завжди, на одному диханні. А далі - що це? Десь я це вже бачила. Половину книжки віддали під вже опубліковані оповідання зі збірки "Вікна". Тому не рекомендую ніяк.
Сборник рассказов Дины Рубиной начинается с историй, жанр которых писательница обозначила как «монолог попутчика в вагоне поезда». Это и в самом деле рассказ от первого лица, где персонаж раскрывает перипетии своей судьба, которая бывает прихотлива ничуть не менее писательского воображения. А иногда, наоборот, в жизни ничего не происходит особенного, и рассказать попутчику нечего: быт, встречи, разлуки. Но и такую жизнь писательница не отставляет без внимания, записывает ее, ведь даже такая мелочь, как слово «супчик», которое относится к числу лингвистических предпочтений одной из героинь коротких историй Рубиной, может однажды взять и сыграть решающую роль в судьбе. Автор воспроизводит прямую речь своих персонажей по меньшей мере в восьми рассказах из восемнадцати. У Дины Рубиной есть история, но индивидуальная интонация в ней не угадывается; то, что мы можем прочесть, это ее имитация теми силами, которые наличествуют у писательницы, а их не так уж много. То ли с непривычки, то ли по каким-то другим причинам она, словно бы прикрывая маской собственное лицо, пересказывает услышанное своими словами — отсюда интонационное однообразие. В девятом по счету рассказе «Тополев переулок» Дина Рубина отказывается от монолога, и описывает реальность, несколько отстраняясь от своих героев и тех обстоятельств, в которых они оказываются, но ее герои по-прежнему самые обычные люди, а место действия — Россия, и все как-то безрадостно. И только начиная с рассказа «Снег в Венеции» к нам возвращается та Дина Рубина, к которой мы привыкли, место действия перемещается в город, которому «больше всего идет ночь, и, вероятно, особенно хорошо бывал он в зловещем свете факелов в каком-нибудь семнадцатом столетии». И читатель словно бы из мира черно-белого попадает в мир раскрашенный красками всех цветов радуги, и уже не покидает его до самой последней строчки.
Источник