Валерий Брюсов в статье «Медный всадник» (1909) так пересказывал сюжет этого произведения: «В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер».
Император Николай I в свое время фактически запретил её издание, усмотрев в сюжете не восхваление Петра I, а бунт «маленького человека»
Происшествie, описанное въ сей повѣсти, основано на истинѣ. Подробности заимствованы из тогдашнихъ журналовъ. Любопытные могутъ справиться с извѣстiемъ, составленнымъ В. И. Берхом. * * * «Восемьдесятъ пять лѣтъ минуло с момента созданiя «Мѣдного всадника», и ни одно издание сочинений не воспроизвело текста того «Мѣдного всадника», который Пушкинъ, как мы достоверно знаем, предназначалъ для печати. И только в настоящемъ издании текстъ «Мѣднаго всадника» впервые за 85 лѣтъ появляется в той...
Император Николай I в свое время фактически запретил её издание, усмотрев в сюжете не восхваление Петра I, а бунт «маленького человека»