Информация
Родился: 25 июня 1903 г., Мотихари, Индия
Умер: 21 января 1950 г., Лондон, Великобритания

ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ — английский писатель и публицист.

Родился 25 июня 1903 в Матихари (Бенгалия). Его отец, британский колониальный служащий, занимал незначительный пост в индийском таможенном управлении. Оруэлл обучался в школе св. Киприана, в 1917 получил именную стипендию и до 1921 посещал Итонский колледж. В 1922-1927 служил в колониальной полиции в Бирме. В 1927, вернувшись домой в отпуск, решил подать в отставку и заняться писательством.

Ранние — и не только документальные — книги Оруэлла в значительной мере автобиографичны. Побывав судомоем в Париже и сборщиком хмеля в Кенте, побродив по английским сёлам, Оруэлл получает материал для своей первой книги «Собачья жизнь в Париже и Лондоне» (Down and Out in Paris and London, 1933). «Дни в Бирме» (Burmese Days, 1934) в значительной степени отобразили восточный период его жизни. Подобно автору, герой книги «Пусть цветёт аспидистра» (Keep the Aspidistra Flying, 1936) работает помощником букиниста, а героиня романа «Дочь священника» (A Clergyman's Daughter, 1935) преподает в захудалых частных школах. В 1936 Клуб левой книги отправил Оруэлла на север Англии изучить жизнь безработных в рабочих кварталах. Непосредственным результатом этой поездки стала гневная документальная книга «Дорога на Уиган-Пирс» (The Road to Wigan Pier, 1937), где Оруэлл, к неудовольствию своих нанимателей, критиковал английский социализм. Кроме того, в этой поездке он приобрёл стойкий интерес к произведениям массовой культуры, что нашло отражение в его ставших классическими эссе «Искусство Дональда Макгила» (The Art of Donald McGill) и «Еженедельники для мальчиков» (Boys' Weeklies).

Гражданская война, разразившаяся в Испании, вызвала второй кризис в жизни Оруэлла. Всегда действовавший в соответствии со своими убеждениями, Оруэлл отправился в Испанию как журналист, но сразу по прибытии в Барселону присоединился к партизанскому отряду марксистской рабочей партии ПОУМ, воевал на Арагонском и Теруэльском фронтах, был тяжело ранен. В мае 1937 он принял участие в сражении за Барселону на стороне ПОУМ и анархистов против коммунистов. Преследуемый тайной полицией коммунистического правительства, Оруэлл бежал из Испании. В своем повествовании об окопах гражданской войны — «Памяти Каталонии» (Homage to Catalonia, 1939) — он обнажает намерения сталинистов захватить власть в Испании. Испанские впечатления не отпускали Оруэлла на протяжении всей жизни. В последнем предвоенном романе «За глотком свежего воздуха» (Coming Up for Air, 1940) он обличает размывание ценностей и норм в современном мире.

Оруэлл считал, что настоящая проза должна быть «прозрачна, как стекло», и сам писал чрезвычайно ясно. Образцы того, что он считал главными достоинствами прозы, можно видеть в его эссе «Убийство слона» (Shooting an Elephant) и в особенности в эссе «Политика и английский язык» (Politics and the English Language), где он утверждает, что бесчестность в политике и языковая неряшливость неразрывно связаны. Свой писательский долг Оруэлл видел в том, чтобы отстаивать идеалы либерального социализма и бороться с тоталитарными тенденциями, угрожавшими эпохе. В 1945 он написал прославивший его «Скотный двор» (Animal Farm) — сатиру на русскую революцию и крушение порожденных ею надежд, в форме притчи рассказывающую о том, как на одной ферме стали хозяйничать животные. Его последней книгой был роман «1984» (Nineteen Eighty-Four, 1949), антиутопия, в которой Оруэлл со страхом и гневом рисует тоталитарное общество.

Умер Оруэлл в Лондоне 21 января 1950.

Библиография

Романы

1933 — Фунты лиха в Париже и Лондоне ( = Собачья жизнь в Париже и Лондоне) / Down and Out in Paris and London
1934 — Дни в Бирме / Burmese Days
1935 — Дочь священника / A Clergyman's Daughter
1936 — Да здравствует фикус! ( = Пусть цветёт аспидистра) / Keep the Aspidistra Flying
1937 — Дорога на Уиган-Пирс / The Road to Wigan Pier
1939 — Памяти Каталонии / Homage to Catalonia
1940 — Глотнуть воздуха / Coming Up for Air
1949 — 1984 / 1984 ( = Nineteen Eighty-Four )

Повести

1945 — Скотный двор ( = Скотский уголок; Скотский хутор; Скотское хозяйство ; Звероферма; Ферма животных ) / Animal Farm

Дневники

Поэзия

Статьи

1940 — Рецензия на «Майн Кампф» Адольфа Гитлера
1946 — Рецензия на «Мы» Е. И. Замятина
1947 — Предисловие к украинскому изданию «Скотного двора»

Эссе

1931 — Казнь через повешение / A Hanging
1931 — The Spike
1936 — Воспоминания книготорговца / Bookshop Memories
1936 — Как я стрелял в слона / Shooting an Elephant
1937 — Down the Mine
1937 — North and South
1937 — Spilling the Spanish Beans
1939 — Чарльз Диккенс / Charles Dickens
1939 — Не считая чёрных / Not Counting Niggers
1940 — Boys' Weeklies
1940 — Charles Reade
1940 — Во чреве кита / Inside the Whale
1940 — Моя страна правая или левая? / My Country Right or Left
1940 — Мысли в пути / Notes on the Way
1941 — England Your England
1941 — Литература и тоталитаризм / Literature and Totalitarianism
1941 — Искусство Дональда Макгилла / The Art of Donald McGill
1941 — Лев и единорог: социализм и английский гений / The Lion and the Unicorn: Socialism and the English Genius
1941 — Уэллс, Гитлер и Всемирное государство / Wells, Hitler and the World State
1942 — Вспоминая войну в Испании / Looking back on the Spanish War
1942 — Редьярд Киплинг / Rudyard Kipling
1943 — Присяжный забавник / Mark Twain — The Licensed Jester
1943 — Марракеш / Marrakech
1943 — Уильям Батлер Йейтс / W. B. Yeats
1944 — Артур Кестлер / Arthur Koestler
1944 — Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали / Benefit of Clergy: Some Notes on Salvador Dali
1944 — Raffles and Miss Blandish
1944 — Англичане / The English People
1945 — Антисемитизм в Британии / Anti-Semitism in Britain
1945 — Freedom of the Park
1945 — Future of a Ruined Germany
1945 — Good Bad Books
1945 — В защиту английской кухни / In Defence of English Cooking
1945 — В защиту П. Г. Вудхауза / In Defence of P. G. Wodehouse
1945 — Nonsense Poetry
1945 — Заметки о национализме / Notes on Nationalism
1945 — Poetry and the Microphone
1945 — Кислая месть / Revenge is Sour
1945 — The Sporting Spirit
1945 — You and the Atomic Bomb
1946 — A Good Word for the Vicar of Bray
1946 — Чашка отменного чая / A Nice Cup of Tea
1946 — Books vs. Cigarettes
1946 — Признания рецензента / Confessions of a Book Reviewer
1946 — Decline of the English Murder
1946 — Как умирают бедняки / How the Poor Die
1946 — Pleasure Spots
1946 — Политика и английский язык / Politics and the English Language
1946 — Политика против литературы. Взгляд на «Путешествия Гулливера» / Politics vs. Literature: an Examination of «Gulliver's Travels»
1946 — Riding Down from Bangor
1946 — Джеймс Бёрнем и революция менеджеров / Second Thoughts on James Burnham
1946 — Some Thoughts on the Common Toad
1946 — Подавление литературы / The Prevention of Literature
1946 — Почему я пишу / Why I Write
1947 — Лир, Толстой и шут ( = Толстой и Шекспир ) / Lear, Tolstoy and the Fool
1947 — О радости детства... / Such, Such Were the Joys
1948 — Писатели и Левиафан / Writers and Leviathan
1949 — Размышления о Ганди / Reflections on Gandhi

Премии
Лауреат
2017 г. — Зал славы научной фантастики и фэнтези (Творцы (выбор жюри))
2011 г. — Прометей (Зал славы, Скотный двор)
1984 г. — Прометей (Зал славы, 1984)
1946 г. — Хьюго (Повесть, Скотный двор)
Номинант
2017 г. — Зал славы научной фантастики и фэнтези (Творения (выбор публики), 1984)
2007 г. — Прометей (Зал славы, Скотный двор)
Интересные факты

Несмотря на то, что в произведениях Оруэлла многие усматривают сатиру на тоталитарный строй, самого писателя власти долгое время подозревали в тесных связях с коммунистами. Как показало рассекреченное в 2007 досье на писателя, британская контрразведка MI-5 с 1929 и почти до самой смерти писателя в 1950 вела за ним слежку.

Например, в одной из записок досье, датированной 20 января 1942, агент сержант Юинг описывает Оруэлла следующим образом:

Этот человек распространяет коммунистические убеждения, и некоторые из его индийских друзей говорят, что часто видели его на собраниях коммунистов. Он богемно одевается как на работе, так и в часы досуга.

This man has advanced communist views, and several of his Indian friends say that they have often seen him at communist meetings. He dresses in bohemian fashion both at his office and in his leisure hours.



Согласно документам, писатель действительно принимал участие в таких собраниях, и в характеристике он проходил как «симпатизирующий коммунистам».

Из автобиографической заметки (1940):

Писатели, которыми я никогда не устаю восхищаться: Шекспир, Свифт, Филдинг, Диккенс, Чарльз Рид, Сэмюель Батлер, Золя, Флобер; из современников — Джеймс Джойс, Т. С. Элиот и Д. Лоуренс. Но я думаю, что наибольшее влияние из современников на меня оказал Сомерсет Моэм; его искусством прямого, без вычурностей повествования я восхищаюсь. Кроме писательства, я больше всего люблю огородничество. Мне нравится английская кухня и английское пиво, французские красные вина, испанские белые вина, индийский чай, крепкий табак, камины, свечи и уютные кресла. Я не люблю большие города, шум, автомобили, радио, консервы, центральное отопление и «современную» мебель. Вкусы моей жены почти полностью совпадают с моими. У меня никудышное здоровье, но оно никогда не мешало мне делать то, что хочу, в идущей сейчас войне.



Оруэлл - автор термина "Холодная война"
Выражение «холодная война» впервые употребил Джордж Оруэлл 19 октября 1945 года в статье «Ты и атомная бомба» в британском еженедельнике «Трибьюн». Появление атомной бомбы в руках иных (кроме США) держав, по Оруэллу, могло бы привести к возникновению 2—3 «чудовищных сверхгосударств», которые, благодаря обладанию оружием, позволяющим уничтожить миллионы людей в считанные секунды, поделили бы мир между собой. Эти сверхдержавы, согласно Оруэллу, вероятнее всего заключили бы между собой негласное соглашение никогда не применять атомное оружие друг против друга; оставаясь непобедимыми, они находились бы в «состоянии постоянной ‘холодной войны’ со своими соседями» («in a permanent state of ‘cold war’ with its neighbors»). Такое развитие ситуации, по его мысли, положило бы «конец масштабным войнам ценой бесконечного продления ‘мира, который не есть мир’». В марте 1946 года Оруэлл писал в The Observer, что после конференции в Москве в декабре 1945 года «Россия начала вести 'холодную войну' против Британии и Британской империи».

Экранизации

1953 — Studio One
1954 — BBC Воскресенье — Ночной театр: 1984 / BBC Sunday-Night Theatre: 1984
1954 — Звероферма / Animal Farm
1956 — 1984 / 1984
1965 — 1984 / Nineteen Eighty-Four
1984 — 1984 / Nineteen Eighty-Four
1997 — Цветы любви / Keep the Aspidistra Flying
1999 — Скотный двор / Animal Farm

AgnesVer № 349 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Скотный двор» 7 месяцев назад
грустно
мудро
Моя оценка:
«Скотный двор» (англ. Animal Farm: A Fairy Story, в других переводах «Скотское Хозяйство», «Скотский Уголок», «Скотский Хутор», «Ферма животных», «Ферма Энимал», «Зверская Ферма») — изданная в 1945 году сатирическая повесть-притча (a fairy story), называемая также антиутопией, Джорджа Оруэлла. Является критическим аллегорическим переосмыслением революции 1917 года в России и последующего установления сталинского тоталитарного режима. В романе изображена эволюция состояния животных, изгнавших со...
semen № 209 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Да здравствует фикус!» 1 год назад
Моя оценка:
нетривиально и неоднозначно
«Да здравствует фикус!» (1936) – горький, ироничный роман, во многом автобиографичный. Главный герой – Гордон Комсток, непризнанный поэт, писатель-неудачник, вынужденный служить в рекламном агентстве, чтобы заработать на жизнь. У него настоящий талант к сочинению слоганов, но его работа внушает ему отвращение, представляется карикатурой на литературное творчество. Он презирает материальные ценности и пошлость обыденного уклада жизни, символом которого становится фикус на окне. Во всех своих...
NATASH поделилась мнением о книге «1984» 1 год назад
Моя оценка:
Жуть берет от прочитанного.Еще в том же ряду 451 градус по Фаренгейту Бредбери.
Джордж Оруэлл (настоящее имя — Эрик А. Блэр), писатель острого, иронического ума, за свою недолгую жизнь создал множество произведений, из которых в нашей стране наиболее известны повесть-притча «Скотный двор» и знаменитый, ставший итогом жизненного и творческого пути своего создателя роман-антиутопия «1984», вошедший в данное издание. Написанный четыре с лишним десятилетия назад, этот роман и сегодня сохраняет свою актуальность.