Плоть - это огонь. Огонь, который создал Бог. Если огонь находится там, где ему положено, он может обогревать дом, он может служить человеку. Но вырвавшийся наружу, он сжигает этот дом и губит того же человека.
Разумеется, не смог бы Отец из притчи о блудном сыне обнять своего сына, если бы тот не вернулся. Не смог бы дать ему новую одежду, надеть на его палец прекрасный перстень, не смог бы устроить в его честь пир, если бы тот каялся, не придя к Отцу, сидя перед корытом, в котором кормил свиней. Идти к Отцу — значит прийти к покаянию, все пересмотреть, принять какие-то решения, это значит научиться отличать важнейшее, главное, драгоценное, священное от второстепенного.
...когда христианство не насаждалось насильно, а свободно проповедовалось апостолами и их приемниками - оно победило. Оно победило только тем, что христиане оказались самыми добрыми, самыми честными, самыми сильными людьми, на которых язычники смотрели с завистью, поступкам которых они удивлялись! Как магнитом Церкось притягивала к себе язычников, и именно потому, что в ней торжествовали человечность, доброта, служение, чистота!
Есть чудеса? Да! Постоянное чудо, самое большое чудо - это когда Бог поворачивает сердце. Нам не надо таких чудес, чтоб море расступалось перед нами. У нас гораздо более тяжкое, непроходимое море - нашей гордыни, нашей самости, нашего противления. Вот это море должно расступиться. Когда мы бываем бездумны, легкомысленны, беспечны, болтливы, невоздержанны, злобны, мелочны, мелочны, бесконечно мелочны.
Я знал одну женщину, которая собирала антирелигиозную литературу, вырезала оттуда ножницами строки — цитаты из Священного Писания или из каких‑то других книг Божиих – наклеивала их себе в тетрадку, и так появилось у нее самодельное Слово Божие.
— Учитель, — спросил он, — какая заповедь первая из всех?
— Первая есть, — ответил Христос, — “Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Бог единый, и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумом твоим, и всею крепостью твоею”. И вот вторая: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Нет другой заповеди, большей этих. На этих двух заповедях держатся Закон и Пророки (“Закон и Пророки” — синоним Ветхого Завета.).
Однако гораздо чаще Иисус недвусмысленно учил о долгом, постепенном приближении Царства и сравнивал его с процессом созревания[64].
Таково Царство Божие: оно подобно человеку, который бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем,и семя всходит и тянется вверх,он сам не знает как;земля сама собой дает плод;сперва зелень, потом колос,потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод,
он тотчас посылает серп, потому что настала жатва... Подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял на поле своем. Хотя оно и меньше всех семян, но, когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнезда в ветвях его. Подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло все.В свете этих притч можно думать, что и сегодня история христианства переживает скорее всего только начало. Для осуществления замыслов Божиих две тысячи лет не более чем миг. Процесс роста происходит медленно. Закваска действует не сразу.
Небесный дар не дается праздным. Поэтому Иисус требует неустанной борьбы. “Царство Божие, — говорит Он, — усилием берется”Все значительное редко достигается без жертвы, без отказа, без труда, а ради Царства никакой подвиг нельзя считать чрезмерным. Человек должен искать, действовать, выбирать.
Входите узкими вратами, ибо широки врата и просторен путь, ведущий в погибель, и многие идут им. Ибо узки врата и тесен путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его.Предание сохранило и другие слова Христовы, указывающие на неизбежность выбора:
Кто близ Меня, тот близ огня, кто далек от Меня — далек от Царства.Единение с Отцом превосходит все ценности и идеалы, все священные и благородные цели человечества.
Обретая его, мы обретаем все. Если соблазнит тебя рука твоя, - отруби ее; лучше тебе без руки войти в жизнь, чем с двумя руками пойти в геенну, в огонь неугасимый.
Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хорошую жемчужину. Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал все, что имел, и купил ее.
Однажды Иоанн Зеведеев сказал Иисусу:
— Учитель! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и препятствовали ему, потому что он не следовал за нами.
— Не препятствуйте ему, — ответил Господь, — не может человек сотворить чудо именем Моим и вскоре сказать на Меня злое, ибо, кто не против нас, тот за нас.
Многие люди, даже стоящие вне Общины, не потеряны для Царства. “Тот, кто далек от вас сегодня, будет завтра близок”.
Около 1100 года на ханаанский берег высадились воины, пришедшие с островов Эгеиды. То были филистимляне, народ, уже овладевший секретом выплавки железа. Они быстро установили власть над страной, и от них впоследствии она получила свое греческое название — Палестина. Израильтяне и хананеи, имевшие только бронзовое оружие, не могли противиться завоевателям.
(...) ...восстание против филистимлян. Война длилась долго и закончилась победой. В результате ее было образовано независимое еврейское царство.
Религиозной и политической столицей Давид сделал ханаанскую крепость Иерусалим..
«Суббота создана для человека, а не человек для субботы»
Однажды в субботу ученики Иисусовы, проголодавшись, стали срывать колосья, перетирать их и есть зерна. Фарисеи сочли это разновидностью молотьбы и спросили: «Почему ученики Твои нарушают субботу?» Тогда Учитель напомнил им, что и Давид, когда остался со своей дружиной без пищи, взял жертвенные хлебы, а ведь их полагалось есть только священникам. Царь поступил правильно, потому что человеческая нужда важнее обрядовых запретов.
Высказывалось сомнение, мог ли Иоанн в таком преклонном возрасте создать столь совершенное произведение. Но если вспомнить, что Софокл закончил своего «Эдипа в Колоне» в 89 лет, Тициан работал над картиной «Снятие с креста» 97-летним старцем, а Гете написал лучшие сцены второй части «Фауста» в 83 года, то это возражение отпадает.
“Суббота создана для человека, а не человек для субботы”
Что означает конец христианства? Выход в космическое сознание? Якобы это ожидается в 2005 году. Как же это будет выглядеть?Нет, дорогие мои, ничего этого не будет, всё будет в порядке. Не будет конца христианства, а космическое сознание у людей давно уже развивается, но не у всех. У нас и простое-то сознание еле движется, не то что космическое...
Молиться Иисус учит простыми словами, с любовью и доверием:
Отче наш, который на небесах! Мы дети твои, и у тебя наша отчизна.
Да святится имя Твое. Пусть пребудет в нас благоговение к твоей священной тайне.
Да придет царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Мы ждем, чтобы Ты воцарился во всем Своем творении, чтобы исполнился Твой замысел и Ты один стал нашим Царем и Господом.
Хлеб наш насущный дай нам сегодня. Поддержи нашу жизнь сейчас, ибо мы верим, что о завтрашнем дне Ты позаботишься.
И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. Сыновний долг, который мы так плохо платим Тебе, есть ответная любовь. Научи нас любить и прощать друг друга, как Ты любишь и прощаешь нас.
И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Огради нас от зла, идущего извне и от нас самих.
Ибо Твое есть царство и сила и слава вовеки. Аминь
Но те люди, которым чуждо понимание, что есть иные какие-то точки зрения, иные трактовки, - эти люди всегда находятся на низком уровне культуры. Потому что низкому уровню культуры соответствует неприятие чужого.
Естественно, что человек, воспитанный на древней библейской традиции, где говорилось о том, что Бог создал двух и «да будут двое плоть едина» (это очень древний текст) – плоть не в каком-то отвлеченном смысле, а именно вот эта самая плоть, единая плоть, – воспринимал это как надругательство над любовью, что вызывало скрытый религиозный и сердечный, нравственный протест.
Я думаю, вы все знаете, какую позицию занял Максимилиан Волошин: «Молюсь за тех и за других». Вдова показывала мне место, куда она прятала – за картину – то красных, то белых. И это было не приспособленчество, нет, и не равнодушное стояние над схваткой, а это было глубинное понимание всечеловеческих процессов, которые происходили здесь, роковых процессов столкновения добра и зла.
Пожалуй, единственный из беллетристов нашего века, который с ней справился, – это Клайв Стейплз Льюис. Но в его цикле о фантастической стране Нарнии дан не исторический Христос; Его символизирует образ священного Льва Аслана. Однако этот иносказательный образ ближе к евангельскому Христу по духу, чем все попытки романистов «живописать» события Нового Завета.
Почему же М. Отеро Сильва, коммунист, взялся за книгу о Христе?
По той же причине, почему за эту тему брались и верующие, и атеисты, и скептики. Очевидно, и по прошествии двух тысяч лет не иссякло магнетическое притяжение Евангелия, заставляющее возвращаться к нему вновь и вновь. В поисках фундаментальных ценностей обойти его невозможно.
Природа живая! Она реагирует на зло, воздвигаемое человеком.
Христос всегда оставляет человеку возможность повернуться к Нему спиной.
Конечно, самое важное, что всегда привлекало в этой вещи и Пушкина, и многих других, кто перелагал «Песнь Песней», – это глубочайшее понимание силы любви. «Сильна как смерть любовь», сказано в «Песни Песней». И это очень важно.
Иногда, когда наша жизнь становится слишком тревожной, угнетающей и когда хочется, чтобы она была другой, когда возникает ностальгия по более спокойной жизни, я рекомендую людям в качестве противоядия Чехова.
Известные слова о том, что «Мастер и Маргарита» – это Евангелие от Воланда, ничего не означают. Булгакова волновала проблема предательства, проблема того, как люди, его современники, и в нашей стране, да и в любой другой (это же общечеловеческое), предавали других и себя. И Мастер ведь чувствовал, что он себя предает. Тема измены, предательства, умывания рук – вот какая здесь главная тема.
Наш XX век – это век «умывания рук». Люди «умывали руки» на протяжении всего XX столетия. И когда была Бурская война, и когда была Первая мировая война, и когда были страшные события в Берлине и в Москве в тридцатые годы, и когда была Вторая мировая война. Это «умывание рук» было трагичным и остается таким до нашего времени. Это волновало Булгакова, и он хотел изобразить Пилата как воплощение вот этого «умывания рук». А для этого нужно было, чтобы перед Пилатом стоял Христос. Булгаков изобразил совершенно другую личность, абсолютно другую, не похожую ничем, кроме имени, на Христа.
Те из вас, кто хоть раз читал Евангелие, прекрасно знают, что булгаковский бродячий философ, говоривший, что настанет царство истины, что все люди добрые, называвший каждого «добрый человек», – совершенно не похож на евангельского Христа! Мы знаем, что Он мог сурово сказать: «Порождение ехидны», или назвать Ирода лисицей, а вовсе не называть всех подряд «добрыми людьми».
Писатель не обязан отвечать на вопросы — он должен их ставить.