ЭРИХ ЗЕЛИГМАНН ФРОММ — немецко-американский психолог и философ. Основывался на постулате социальной обусловленности психики - человека, при этом во многих местах его позиция перекликается с антропологическими работами К. Маркса. Разработал психотерапевтическую - методику "гуманистического психоанализа", которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом.
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, который в то время был частью Германской империи. Он был единственным ребёнком в семье ортодоксальных иудеев. Двое прадедов и дед по отцовской линии были раввинами, а дядя по матери - известным учёным-талмудистом. Уклад семьи, тем не менее, обусловливался и крайней религиозностью, и коммерческим родом занятий, характерным для большинства франкфуртских евреев. сам Фромм описывал своё детство как две жизни в двух мирах: мире веры и мире торговли.
По собственному признанию, будущий психотерапевт впервые задумался о смысле жизни, и толчком к этим раздумьям послужило очень горькое событие. Покончила жизнь самоубийством молодая женщина, друг семьи Фроммов. Глубоко потряс подростка тот факт, что, по общему признанию, у самоубийцы было всё для счастья. А счастья почему-то не было.
В тринадцатилетнем возрасте, пройдя бар-мицву, Эрих начал сам изучать Талмуд. Через год грянула Первая мировая война. Настроения в обществе резко изменились. Мирные, уравновешенные люди стали кровожадно призывать бедствия на головы врагов, которых совсем недавно как врагов и не воспринимали. Не случайно объектом исследования Фромма как психолога и социолога стали суицид и агрессивность.
За 14 лет учения Эрих увлекался последовательно социалистическими идеями, гуманистической философией и хасидизмом. Параллельно со священными книгами он изучал и светские науки. В 1918 году Эрих Фромм поступил в Университет Гёте в родном городе и два семестра штудировал там право. В 1919 году он провёл летний семестр в Гейдельбергском университете, куда и перевёлся - изучать социологию. Среди преподавателей Фромма были такие известные профессора, как Хайнрих Рикерт, Альфред Вебер (брат философа Макса Вебера) и сам Карл Ясперс. В Гейдельберге Эрих Фромм и защитил диссертацию в 1922 году, став доктором философии.
В 1926 году духовная жизнь доктора Фромма коренным образом изменилась - он отверг религию, по собственному признанию, вследствие того, что она сеет рознь и распри между людьми. Но мудрость Библии и Талмуда учёный пронёс через всю жизнь и в своих книгах широко пользовался притчами и толкованиями, которым посвятил юность.
Повальное увлечение психоанализом не обошло молодого социолога стороной: в 1930 он закончил Институт психоанализа в Берлине, в том же году открыл собственную клиническую практику, а также стал работать во Франкфуртском институте социальных исследований.
Научную карьеру прервал приход к власти Национал-социалистической партии. Эрих Фромм со своей женой Фридой Райхманн, известным психоаналитиком, специалисткой по шизофрении, проявил дальновидность, почти сразу уехав в Женеву. Брак их закончился разводом. В дальнейшем Фромм с глубоким уважением относился к бывшей супруге, утверждал, что многому у неё научился.
В 1934 году Эрих Фромм эмигрировал в Нью-Йорк, где работал в Колумбийском университете. 1943 год ознаменовался в жизни именитого учёного двумя событиями. Во-первых, с его участием было основано Нью-Йоркское подразделение Вашингтонской школы психиатрии. Во-вторых, он женился на Хенни (Хенриетте) Гурлянд.
В 1945 году Фромм участвовал в создании Института психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта, был одним из первых его преподавателей и так и продолжал бы там работать, но вмешались семейные обстоятельства. Жена учёного серьёзно заболела. Врачи посоветовали сменить климат, и семейство Фроммов направилось в Мексику. Фромм стал профессором Национального университета Мехико [Universidad Nacional Autónoma de Mexico (UNAM)], основал кафедру психоанализа на медицинском факультете. Хенни Гурлянд умерла в 1952 году, а год спустя Фромм женился третьим браком на Эннис Фримен. До 1965 года он работал в UNAM, а кроме того, занимал пост профессора психологии в университете штата Мичиган (1957-1961) и был адъюнкт-профессором в Нью-Йоркском университете.
В 1974 году Эрих Фромм вернулся в Швейцарию, в местечко Муральто, где и умер в 1980 году у себя дома, не дожив пяти дней до восьмидесятилетия. Всю жизнь Фромм был психологом-практиком. Славу ему стяжали книги, из которых самые популярные: "Бегство от свободы", "Человек для самого себя", "Искусство любить".
1941 — Escape from Freedom / Бегство от свободы (Страх свободы)
1947 — Man for Himself: An Inquiry into the Psychology of Ethics / Человек для самого себя: введение в психологию этики
1950 — Psychoanalysis and Religion / Психоанализ и религия
1951 — The Forgotten Language: the Understanding of Dreams, Fairy Tales and Myths / Забытый язык: опыт исследования сновидений, сказок и мифов
1955 — The Sane Society / Здоровое общество
1956 — The Art of Loving / Искусство любить
1959 — Sigmund Freud's Mission: an analysis of his personality and influence / Миссия Зигмунда Фрейда: анализ личности и влияния
1960 — Let Man Prevail: a Socialist Manifest and Program / Да восторжествует человек: манифест и программа социалиста
1960 — Zen Buddhism and Psychoanalysis, with D.T. Suzuki and Richard de Martino / Дзен-буддизм и психоанализ
1961 — Marx's Concept of Man / Концепция человека у Маркса
1961 — May Man Prevail? An inquiry to the Facts and Fictions of Foreign Policy / А восторжествует ли человек? Введение в факты и вымыслы политики иностранных дел
1962 — Beyond the Chains of Illusion: my Encounter with Marx and Freud / Долой цепи иллюзий: спор с Марксом и Фрейдом
1963 — The Dogma of Christ / Догмат о Христе
1964 — The Heart of Man: its Genius for Good and Evil / Сердце человека: его способность к добру и злу
1966 — You Shall Be as Gods / И будете как боги
1968 — The Revolution of Hope: Toward a Humanized Technology / Революция надежды: стремление к человечной технологии
1970 — Social Character in a Mexican Village / Социальное поведение в мексиканской деревне
1970 — The Crisis of Psychoanalysis: Essays on Freud, Marx, and Social Psychology / Кризис психоанализа: эссе о Фрейде, Марксе и социальной психологии
1973 — The Anatomy of Human Destructiveness / Анатомия человеческой деструктивности
1976 — To Have or to Be / Иметь или быть
1984 — The Working Class in Weimar Germany (a psycho-social analysis done in the 1930s) / Рабочий класс Веймарской республики: социально-психологический анализ, подготовленный в 1930-е годы
1986 — For the Love of Life / Из любви к жизни
1989 — The Art of Being Искусство быть
• Фромм в 1920-е годы ввел понятие, широко применяемое для характеристики современного общества, — «общество потребления».
Общество потребления (English - Сonsumer society; Deutsch - Konsumgesellschaft) — современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок
• В романе И. А. Ефремова «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода Эры Разобщённого Мира» Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными инициалом и фамилией Фромма.