Об автореподробнее
Родился: 30 мая 1912, Лондон, Англия
Умер: 19 ноября 1994, Уолмер, Англия
Джулиан Густав Симонс (или Саймонс) — английский писатель, поэт, биограф, историк, литературный критик, теоретик детективного жанра. Автор популярных детективов, сочетающих новации и традиции жанра. Являлся одним из председателей Детективного клуба.
Был самым младшим в семье, состоявшей из пяти детей. Несмотря на проблемы с речью (заикание), мальчик выделялся высоким интеллектом и, когда ему удалось вылечиться, быстро нагнал школьную программу. Окончив в 14 лет школу, он составил себе интенсивный курс самообразования, включавший лучшие произведения литературы.
Прежде, чем стать известным писателем, Симонс работал стенографистом-машинистом, секретарём в инженерной фирме и копирайтером рекламных текстов для государственных учреждений Лондона.
Его литературную карьеру можно разделить на два этапа. В 1930-е годы Симонс был увлечён радикальной поэзией, в 1937-м даже основал маленький журнал «Стихи двадцатого века» (Twentieth Century Verse). К началу Второй мировой войны Симонс уже успел опубликовать два сборника стихов и приобрести репутацию проницательного литературного критика.
В 1942—1944 гг. проходил службу в Королевском танковом корпусе Британской армии.
В 1945 году Симонс издал роман «Дело о нематериальном убийстве» (The Immaterial Murder Case), который стал поворотным в его литературной карьере. Этот роман, а также второй — «Человек по имени Джонс» (A Man Called Jones), изданный в 1947-м, остались почти не замеченными читателями и критиками, но зато в какой-то мере обеспечили Симонса финансово и позволили больше времени посвящать литературным исследованиям. Третий роман, «Начало Блэнда» (Bland Beginning, 1949), стал подлинным началом для будущего мастера детективов. В четвёртом своём романе «Тридцать первое февраля» (The Thirty-first of February), вышедшем в 1950-м, писатель отошёл от традиционных форм классического детектива, решив использовать экспериментальные подходы.
Одновременно Симонс набирал вес и как литературный критик. В 1947 году Джордж Оруэлл доверил ему вести колонку в книжном обозрении, которую до того вёл сам. Также Симонс в течение многих лет писал отзывы для лондонской The Sunday Times. Позже состоял членом Совета Лондонского университета, читал лекции в качестве приглашённого профессора в Амхерстском колледже в США.
Джулиан Симонс был одним из основателей Ассоциации криминальных писателей, в которой в 1958—1959 гг. занимал должность председателя. Вполне возможно, это выдвижение случилось в связи с тем, что в 1957-м его роман «Перекрёстная фальшивка» получил награду как лучший криминальный роман. В 1966 году другое произведение писателя, «Цвет убийства», ещё раз было удостоено этой премии, а в 1990-м самого писателя наградили Алмазным кинжалом Картье за достижения в области жанра.
Симонс являлся председателем многих обществ, в т. ч. Клуба Агаты Кристи и Общества Конан Дойля, получил множество наград от различных организаций. Так, Американское общество детективных писателей дважды удостаивало его или созданное им произведение Премии Эдгара Аллана По: в 1961 году награду получил сам Симонс — за достижения в области криминальной литературы, а в 1973-м специальной премией «Эдгар» была отмечена его монография «Кровавое убийство». В 1982 году писатель был назван Великим Магистром. Также Симонс получал награды от Шведской детективной академии, Датского клуба Эдгара По. В 1975-м он стал членом Королевского общества литературы.
Джулиан Симонс сыграл решающую роль в подготовке теоретической базы для перехода от классического детектива к криминальному роману. По сути, благодаря ему появилось то разнообразие жанровых формул, которое мы наблюдаем сегодня. В своих теоретических работах он на удивление точно спрогнозировал основные направления развития детектива: углублённое исследование человеческой психики в условиях стресса, иронические комментарии на происходящие события и размывание до бесконечности различий между правонарушением и силой закона.
Симонс предполагал, что основной причиной интереса читателей к детективному жанру является факт социального давления и разнообразные репрессивные действия по отношению к личности, и потому в своём творчестве сосредоточился на психологическом романе. Его герои — это в большинстве своём обычные люди, доведённые до отчаяния либо оказавшиеся в «хичкоковском» кошмаре. Они совершают отчаянные действия, продиктованные стрессом и реализованные в повседневной жизни. В романах Симонса границы криминального жанра расширены; это доказывает, что детектив, подобно классическому роману, может отображать искажённые аспекты общества, требующие пристального внимания.
Ключевая заслуга Джулиана Симонса состоит в его теоретическом вкладе. Здесь особенно можно выделить две его монографии: «Детектив в Великобритании» (The Detective Story in Britain, 1962) и «Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману» (Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel, 1972). Хотя сегодня многие исследователи относятся к выводам, сделанным в работах Симонса, с иронией, для своего времени (конца 1960-х — начала 1970-х гг.) его предположение о сдвиге интереса читателя от формальной загадки к психологии человека, от увлечённого разгадывания тайн в классическом детективе к акцентам на характер и мотивацию имели революционное значение.
Джулиан Симонс скончался в 1994 году. Последний его роман — «Разновидность добродетели: Политико-криминальный роман» (A Sort of Virtue: A Political Crime Novel) — вышел в 1996 году, спустя два года после смерти писателя.
Антология классического детектива-1...
Карлейль
Искатель. 1971. Выпуск №4