Об автореподробнее
Родился: 10 июля 1903 г., Ноули, Уорикшир, Великобритания
Умер: 11 марта 1969 г., Петерсфилд, Хэмпшир, Великобритания

Джон Уиндэм Паркс Лукас Бейнон Харрис — английский писатель-фантаст.

Родился 10 июля 1903 года в сельской местности, близ деревушки Ноуль в графстве Варвикшир. В последствии в качестве псевдонимов он использовал производные от своего настоящего имени: Джон Бейнон (John Beynon), Джон Бейнон Харрис (John Beynon Harris), Джонсон Харрис (Johnson Harris), Лукас Паркс (Lucas Parkes), Уиндэм Паркс (Wyndham Parkes) и, собственно, Джон Уиндэм (John Wyndham).

Его родители — адвокат Джорж Бейнон Харрис и Гертруда Паркс — развелись, когда Уиндэму было всего 8 лет. Из-за частых переездов матери из города в город он переменил целых 8 школ, прежде чем окончил одну из них: закрытую школу в Петерсфилде, графство Хемпшир. После этого молодой Харрис решил пойти по стопам отца, однако провалился на вступительных экзаменах на юридический факультет Оксфордского университета. Оставленного родителями небольшого содержания хватило ненадолго, и Харрис занялся поисками работы. Попробовав себя в роли рекламного агента, он быстро охладел к этому делу, однако все больше увлекался литературой, ставшей единственным делом его жизни.

Писать будущий Джон Уиндэм начал еще в 20-е годы, но начало его профессиональной карьеры датируется маем 1931 года. Именно тогда в американском научно-фантастическом журнале Wonder Stories вышел первый рассказ дебютанта «Миры на обмен», подписанный Джон Бейнон Харрис. К этому раннему периоду творчества Уиндэма относятся многочисленные повести и рассказы, в последствии переизданные в трех посмертных сборниках — «Скитальцы во времени» (1973), «Спящие на Марсе» (1973) и «Изгнанники на Эсперусе» (1979), а также два романа, вышедшие в Англии отдельными изданиями: «Тайный народец» (1935) и «Планетолет» (1936). Литературный страт новичка был заметен на общем фоне, но блестящего будущего не сулил.

Судьбу Харриса перевернула война. Когда она докатилась до британских берегов, молодой писатель отправился на фронт. Он служил в армии связистом и принимал участие в высадке союзников на побережье Нормандии. Будущий Джон Уиндэм, вдоволь насмотревшись крови, смерти и разрушений войны, все это хорошо запомнил и потом поведал в своем творчестве.

Славу писателю принес его третий по счету роман, впервые подписанный псевдонимом Джон Уиндэм, — ныне признанный за классику жанра «День триффидов» (1951). Далее последовали романы «Кракен пробуждается» (1953), «Куколки» (1955), «Мидвичские кукушки» (1957).

Успех книг превзошел все ожидания, несмотря на большое количество критики, звучавшей в их адрес. Так, коллега и соотечественник Уиндэма, известный британский писатель-фантаст и историк этого жанра литературы Брайан Олдисс сказал, что романы Уиндэма «были полностью лишены идей, но читаются легко, благодаря чему завоевали огромную читательскую аудиторию, которая наслаждалась уютными бедствиями». Однако использование автором пасторальных английских фонов имеет под собой мощную причину: Уиндэм подразумевает, что апокалипсис может произойти в любое время, а может и происходит в данный момент в какой-нибудь мирной деревушке. Тревожное правдоподобие написанного Уиндэмом обладает всеми свойствами воплощенного в жизнь кошмара. Действительно, сила творчества Уиндэма — не в живописании глобальных катастроф и последующей робинзонады горстки выживших: подобное описывали до Уиндэма сотни раз, и многие, в том числе соотечественники, даже боле впечатляюще, — а, прежде всего, в отличной литературе. Иначе говоря — в стиле, языке, настроении, ярких визуальных картинах, удачно выбранном темпе повествования, точных психологических портретах и сдержанном оптимизме. Магией привязывания внимания читателя — без внешних эффектов, без словесной пиротехники — Джон Уиндэм, безусловно, владел.

Кроме главных романов, о которых шла речь выше, перу автора принадлежат цикл связанных между собой новелл об освоении космоса «Толчок вовне» (1959), романы «Проблема с лишайником» (1960), «Чокки» (1968) и посмертно изданный роман «Паутина» (1979). Уиндэм завоевал еще и репутацию мастера короткой формы. Многие его рассказы и повести, составившие сборники «Джиззл» (1954), «Рассказы о гусятине и насмешнике» (1956), «Семена времени» (1956), «Посмотрим, как ей это удастся» (1961) и другие, ныне справедливо отнесены к классике.

Именно в этих рассказах автор впервые употребляет придуманный им термин — хроноклазм, означающий специфический парадокс времени. Ныне этот неологизм стал настолько привычным, что лишь некоторые знатоки фантастики знают, что его изобрел Уиндэм.

После главного триумфа своих главных романов 50-х годов Уиндэм не прекращал писать, но уже с меньшим успехом и с меньшей интенсивностью. И жизнь прожил какую-то несуетную и отчужденную. О его личной жизни известно очень мало: семью он создал на седьмом десятке, лишь спраздновав свой 60-летний юбилей, он женился на некоей Грейс Уилсон. К сожалению, его браку не суждено было продлиться долго. 11 марта 1969-го 66-летний ветеран английской фантастики умер у себя дома в Петерсфилде, в том самом городе, где он закончил школу.

Том 3. Зов пространства. Во всем виноват лишайник
Год выхода: 1995
В третий том собрания сочинений Джона Уиндема включены произведения, мало знакомые российскому читателю. Первый из них — «Зов пространства» — составлен из новелл, описывающих несколько поколений семьи Трунов, посвятившей себя покорению космоса. Второй — «Во всем виноват лишайник» — рассматривает проблемы, которые ставит перед человечеством случайное получение вещества, дающего бессмертие.
Том 4. Чокки. Паутина. Семена времени
Год выхода: 1995
В четвертом томе собрания сочинений Джона Уиндема читатель найдет короткие романы «Чокки» и «Паутина», а также сборник рассказов «Семена времени». В первом из этих романов Чокки — воображаемый товарищ детских игр сына главного героя — оказывается вовсе не игрой фантазии, а доброжелательным пришельцем, вступившим в контакт с сознанием мальчика. «Паутина» предостерегает нас от излишнего антропоцентризма. Маленькие паучки, наделенные способностью к совместным действиям, легко изгоняют людей с...


Мидвичские кукушки
Год выхода: 1993
В сборнике англо-американской фантастики впервые публикуется роман американского писателя А. Паншина «Обряд перехода». Остальные произведения будут интересны любителям фантастики и приключенческого жанра.
История с лишайником
Год выхода: 1993
Рассматриваются проблемы, которые ставит перед человечеством случайное получение вещества, дающего бессмертие. Бессмертие всегда манило людей своей призрачной недостижимостью. Но когда оно рядом, оказывается, что овладеть им не так просто.
Не так страшен чёрт
Год выхода: 1993
Можно ли с помощью кусков магнитофонной ленты, репродуктора и отменной хитрости сделать так, чтобы Урюпинский «Шинник» выиграл в футбол у «Барселоны»? Рецепт, предложенный автором, не нов, но способ реализации жизненных потребностей описан удачно.
Паутина [ Авт. сборник]
Год выхода: 1993
В сборник произведений одного из классиков научной фантастики, английского писателя Джона Уиндема вошли самые знаменитые его романы «Хризалиды» и «День триффидов», а также ранее не публиковавшиеся на русском языке повести «Паутина», «Ступай к муравью» и рассказы.
Золотоглазые [ Сборник]
Год выхода: 1993
В настоящий сборник вошли рассказы и повести известного английского писателя-фантаста Джона Уиндема, объединенные темой контакта двух цивилизаций — земной и внеземной, а также проблемой выживания человечества в экстремальных условиях. Переводчики в издании не указаны. Частично они определены методом сравнения текстов( fantlab.ru) - прим. верстальщика
Кракен пробуждается
Год выхода: 1992
В романе «Кракен пробуждается» таинственные пришельцы, для которых глубины земных морей — дом родной, объявляют человечеству войну — войну на уничтожение, потому что у двух рас слишком мало общего, чтобы прийти к согласию.
Отклонение от нормы
Год выхода: 1992
Это суровый мир после ядерного взрыва, где преследуют, уничтожают или изгоняют мутантов. От старых времен осталось понятие Нормы человеческого тела, любое отклонение от которой считается мутацией, и это стало настоящей жестокой религией. Наш герой растет в доме фанатика Нормы, и он вполне отвечает всем ее строгим требованиям, по крайней мере, он сам так думает. А по ночам ему снится странный чудесный Город, где есть летающие машины, прекрасные дома и нет мутантов…
Зарубежная фантастика
Год выхода: 1991
В сборник включены романы известных писателей фантастов К.Саймака “Туда и обратно” и Д.Уиндема “Попробуй пойми ее…” СОДЕРЖАНИЕ: Клиффорд Саймак — ТУДА И ОБРАТНО Джон Уиндем — “ПОПРОБУЙ, ПОЙМИ ЕЕ…” Джон Уиндем — СТРАННЫЙ СЛУЧАЙ Джон Уиндем — ПЕТЛЯ ВО ВРЕМЕНИ Джон Уиндем — ОХ, ГДЕ ЖЕ ТЕПЕРЬ ПЕГГИ МАК-РАФФЕРТИ? Джон Уиндем — ЧЕРТ НА УДОЧКЕ Художник С.Кубанцев
День триффидов. Мутант–59
Год выхода: 1991
антология Романы-катастрофы британских фантастов. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Роганова. Содержание: Джон Уиндем. День триффидов (роман, перевод С. Бережкова, иллюстрации В. Роганова), стр. 5-226 Кит Педлер, Джерри Дэвис. Мутант-59 (роман, перевод О. Битова, иллюстрации В. Роганова), стр. 229-455 Всеволод Ревич. Хищные триффиды поджидают нас за оградой (послесловие), стр. 456-462 Примечание: Довольно скудное оформление для книг этой серии, всего две иллюстрации.
Грезить поневоле [= Уснуть и видеть сны...]
Год выхода: 1991
Случилась совершенно невероятная история: молодые женщины — Джейн Кэрси и Лейла Мортридж — одновременно написали почти идентичные романтические повести, причём сюжет и той и другой был подсказан продолжающимся из ночи в ночь сном. Выяснив отношения и став почти подругами, девушки вдруг узнают, что на этот же сюжет создан спектакль, и, конечно, хотят его посетить… © Lucy
Мастера фантастики 2
Год выхода: 1990
Перед Вами вторая книга серии «Мастера фантастики». Фирма «Полярис» совместно с издательством «Авотс» продолжает выпуск многотомного издания для любителей и ценителей фантастики. Мы стараемся выполнять свои обещания и печатаем два произведения, которые до сих пор не издавались на русском языке. Это роман известного английского писателя Джона Уиндема «Кракен пробуждается» и роман знаменитого американского фантаста Клиффорда Саймака «Космические Инженеры». Уиндем знаком нашему читателю, как...
Ключи к декабрю
Год выхода: 1990
Сборник научно-фантастических рассказов английских и американских писателей. Содержание: Пол Андерсон. Зовите меня Джо (перевод А. Бородаевского, иллюстрации А. Сальникова), стр. 5-43 Рэй Брэдбери. Калейдоскоп (перевод Л. Жданова), стр. 45-54 Рэй Брэдбери. Лёд и пламя (перевод Л. Жданова), стр. 55-99 Курт Воннегут. ЭПИКАК (перевод М. Ковалёвой), стр. 101-107 Гарри Гаррисон. Смертные муки пришельца (перевод В. Ровинского), стр. 111-125 Гордон Диксон. Странные колонисты (перевод В....
Дело рук компьютера (сборник)
Год выхода: 1988
В рассказах сборника поднята злободневная тема — отношения человека и компьютера в современном обществе, — решенная большинством авторов в психологическом аспекте. Общая тема — Человек и Компьютер — объединяет рассказы этого сборника. Тема не только злободневная, ведь компьютеры используются сейчас уже практически во всех сферах, но и позволяющая сделать некоторые прогнозы: какие «думающие» машины нужны человеку в будущем и как сложатся отношения — да, да, именно отношения! — человека и...
Патруль времени (сборник)
Год выхода: 1985
Сборник из произведений писателей-фантастов США, Великобритании, ФРГ, Италии, Кубы, Испании, Польши на тему о перемещениях во времени. Предисловие Кира Булычева. Составитель Р. Рыбкин. Для любителей научной фантастики. Содержание: * Кир Булычёв. Лаборатория парадоксов (предисловие) * Пол Андерсон. На страже времён (перевод М. Гилинского) * Пол Андерсон. Быть царём (перевод М. Гилинского) * Роберт Силверберг. Абсолютно невозможно (перевод В. Вебера) * Пол Андерсон. Далекие...
Поиски наугад
Год выхода: 1973
Колин Трэффорд после взрыва в лаборатории оказался в другой реальности в теле другого Колина Трэффорда. Его женой в этом мире была замечательная женщина — Оттилия Харшом. Когда мистер Трэффорд через несколько недель так же внезапно вернулся в свой мир, то он решил во что бы то не стало найти и здесь свою Оттилию.
Чокки
Год выхода: 1972
Чокки — воображаемый товарищ детских игр сына главного героя — оказывается вовсе не игрой фантазии, а доброжелательным пришельцем, вступившем в контакт с сознанием мальчика. Невидимый маленький друг… У какого ребенка его нет? Но всегда ли он является плодом фантазии? Главному герою и его семье предстоит это узнать.