Эта книга – всесторонний рассказ о царице Египта, жившей во втором тысячелетии до н. э., верной последовательнице новой религии и вдохновительнице искусства Нового Царства. Зримо и ярко повествуется о деятельности фараона-реформатора Эхнатона и всех аспектах общественной жизни того времени. Немало интересного читатели узнают о секретах обольщения, известных египетским красавицам, религиозных обрядах, тайнах дипломатии и дворцовых интригах.
Сейчас, когда за окном валит снег, рука сама так и тянется за этой книгой, чтобы распахнуть двери в жаркий, летний Египет.
Удивительно, но это одна из тех книг, которые я не устаю перечитывать.
Еще более удивительно то, что ни одна художественная книга о Нефертити, которую я читала, не смогла так живо создать передо мной трагический и прекрасный образ Амарны и судьбу "Прекраснейшей", как это небольшое, но емкое исследование.
Самая лучшая книга о Нефертити, которую я читала, в итоге оказалась не художкой, а научпопом, вот ведь в чем феномен. Но как написано-то, - живо, с воображением, с любовью, с подлинной страстью. Куда там многим романам!
Сейчас, когда за окном валит снег, рука сама так и тянется за этой книгой, чтобы распахнуть двери в жаркий, летний Египет.
Удивительно, но это одна из тех книг, которые я не устаю перечитывать.
Еще более удивительно то, что ни одна художественная книга о Нефертити, которую я читала, не смогла так живо создать передо мной трагический и прекрасный образ Амарны и судьбу "Прекраснейшей", как это небольшое, но емкое исследование.
Самая лучшая книга о Нефертити, которую я читала, в итоге оказалась не художкой, а научпопом, вот ведь в чем феномен. Но как написано-то, - живо, с воображением, с любовью, с подлинной страстью. Куда там многим романам!
Я в восторге!
Передо мной стоял выбор, читать романтизированную книгу о Нефертити от Мишель Морана, которая легко читается, или же выбрать историческую книгу, в которой больше правды. Мне захотелось узнать, как все было на самом деле, а не просто красивый вариант.
На мое удивление, книга читалось легко, было интересно.
Столько всего интересного о древнем Египте узнала я из книги: какое было искусство и его особенности до Эхнатона и в его время, врачевание, как лечили, какие были боги, как им поклонялись, молились, как жили бедные и богатые, как умирали, как правильно мумифицировали, как делали захоронения, даже некоторые стихи, песни и гимны, которые были в то время.
Удивительно, сколько информации извлекают из раскопок археологи!
Мне казалось, что я путешествую по Египту, погружаюсь в этот незнакомый и интересный мир. Автор провел великолепную экскурсию.
Но хочу разочаровать тех, кто хочет прочитать именно о Нефертити: о ней здесь совсем немного, наверное, десятая часть. Книга больше повествует о времени, в котором она правила. Точнее, даже не она, а Эхнатон. О ней мы читаем подробно только в самом начале, какая она была красивая, как прихорашивалась, как росла, как вышла замуж, между описаниями раскопок и Египта того времени. На протяжении всей книги я думала, чем же была знаменита Нефертити, кроме красоты, что же она такого сделала. Читала и ждала, что вот сейчас автор напишет про нее, вот сейчас точно и на 365-й странице автор это обещает:
Следующий ход был за ней. Она должна была играть дерзко, и у нее было достаточно смелости. Ее поддерживали Ай и Атон. В лице Хармхаба у нее был самый лучший информатор.
Жрецы Амона в Фивах ее ненавидели, но не подозревали о ее планах. Им она должна была казаться заброшенной и усталой женщиной, все еще царицей, но живущей в настоящем изгнании далеко от Фив на положении вдовы умершего и дискредитированного царя.
Поэтому Фивы пережили шок, когда Нефертити показала, что она не собирается сдаваться в царской игре.
И в следующей главе начинает рассказ о Тутанхамоне.
Только прочитав книгу, я поняла, что ее сила заключалась в верности своему мужу, его религии даже после его смерти, любви к нему и поддержке в любой ситуации.
У Нефертити не было видений, она не стояла во главе армий и не претендовала на власть помимо той, что получала от мужчин, которых любила и которые любили ее. Она была последней из великих революционеров, она была духом Амарны. Ей доверяли, ею восхищались последние пять царей восемнадцатой династии: Аменхотеп, Эхнатон, Сменхкара, Тутанхамон и Ай – все те, в чьем правлении она участвовала.
И еще, самое главное:
Величайшим триумфом женщины было право быть любимой.
Самым для нее дорогим был титул, который она делила со всеми египетскими женщинами, богатыми и бедными. Без него все другие титулы ничего бы не стоили. Это был титул «хозяйки дома». Для египтянки это значило, что именно ее муж выбрал из всех других женщин, чтобы разделить с ней дом и завести законных детей.
Задумалась, прошло 35 веков, а читаешь книгу и кажется, что они ещё живы, существуют. Правду говорят, человек живёт, пока хоть кто-то о нем помнит. А кто вспомнит нас через? Мы сами не можем вспомнить своих предков до 7 колена, а это даже не полных три века. Пришла в голову интересная мысль, возможно для этого и делали захоронения? Комната, где все вещи умершего человека. Вот идём мы по этим местам, видим картины, изображения, личные предметы и человек как будто жив. Но почему-то мне кажется, что подобное место вызывало бы у нас только грусть или страх. Любопытно, что для египтян это было радостью, так как они верили, что смерть это лишь переход в другой мир.
Самым радостным праздником был День мертвых. В этот день все Фивы стекались к некрополю, люди несли пищу, цветы и послания, обращенные к умершим.
Из книги я узнала много интересного и любопытного для себя о Древнем Египте. Например, об их отношении к жизни и смерти:
Египтяне верили, что после смерти человек опять обретает молодость и все, что она с собой несет. Поэтому могила царя была его будущим дворцом, который строили не из дерева, как тот, в котором он жил при жизни, а из вечного камня.
Автор также подробно описывает архитектуру того времени, какая была живопись, какие пелись песни.
Было очень интересно узнать об Айе - великом визире того времени, который являлся образцом нравственности.
Автор также утверждает, что Египет был совершенным государством:
Египет был самодостаточным, совершенным государством. Эхнатон не видел нужды в том, чтобы расширять его границы или увеличивать армию. Границы были хорошо защищены, за вассальными государствами наблюдали, поэтому мысли Эхнатона были направлены на более мирные проекты. Ему никогда не приходилось надевать синюю кожаную пятнистую военную корону.
Полиция была гордостью Египта. В любой, самой маленькой деревушке существовал собственный полицейский участок. Египтяне хвастались, что путешественник, заснувший на обочине дороги, находится в такой же безопасности, как на полу своего собственного дома.
Очень интересно было прочитать про зарождение монотеизма. Немало вопросов у меня вызывал Эхнатон.
Я долго не могла понять, почему Эхнатон так себя вёл, отвечал совсем глупо на письма о помощи. Не могла понять, как человек, которого называют "сверхчеловеком, обогнавшим свое время" так совсем необдуманно и глупо себя ведёт, но под конец автор делится предположениями . Их я считаю логичными и оправдывающими. Если же это не так, то просто злость берет на такого царя, который так нелепо себя вёл и способствовал разрушению идеальной на тот момент цивилизации. Как долго его предки работали над установлением мира соседями, чтобы можно было спокойно заниматься совершенствованием своего государства и как в один момент он все разрушил и не делал никаких попыток, чтобы сохранить могущество своей империи,вел себя эгоистично, думая только о себе и о своём открытии новой веры. Не прилагая усилий, чтобы как-то воздействовать на приверженцев старой веры. Уничтожил их Бога и ушёл в свой город, а на ответные реакции, можно сказать, отвернулся спиной и никак не реагировал.
Был интересен момент, как Хармхабк, который был не столь умен и добр, восстанавливал после Эхнатона Египет. Вот вроде бы негативный герой, а объективно для Египта он был лучшим правителем, чем мечтатель Эхнатон.
Вообще, книга наводит на размышления разного рода, которые, думаю, уже излишне будет писать в рецензии. И так получилось много. Я выписала для себя немало моментов, которые не хотелось бы забыть. Читать было интересно и полезно.
Прочитано в рамках игры "Вокруг света" (10 тур)
На самом деле книга не только о красивейшей из цариц Нефертите. Она описывает жизнь Египта времен восхождения царицы и ее мужа на трон и рассказывает о ближайшем окружении царской четы. Любимая жена фараона-реформатора Эхнатона, она провела яркую насыщенную жизнь и оставила после себя много тайн и загадок. Сама книга не представляет собой особо никакого кладезя знаний. Достаточно художественное описание образов Нефертите и ее близких без профессиональных терминов и отсылок к научным исследованиям. Для легкого чтения.
Просто замечательное произведение! Получила огромное удовольствие, читая эти художественные мемуары о жизни Нефертити и ее супруга. Ценность книги в том, что в ней представлены исторические факты, но описанные живым и интересным языком. Очень символично начало книги, когда египтологи находят при раскопках всемирно известный бюст Нефертити, возникающий из песка, чтобы поведать историю этой необыкновенной женщины.
Произведение дает возможность читателю перенестись в древний Египет, уже покрытый для нас тайной веков, но оживающий на страницах книги, насладиться видами Фив, узнать о повседневной жизни египтян, об их религиозных обрядах, а также об истории жизни и правления самой прекрасной царицы Египта, и о ее неоднозначном муже-фараоне, поставившим за цель совершенно изменить религию Египта. В каком-то смысле он опередил свое время на несколько веков, жаль, что его мечта о едином Боге Атоне и прекрасном городе Амарне была уничтожена, а город покрыли пески...
Жрецы-хирурги были умелыми и расторопными. Из тела вынимались внутренние органы, и с помощью тонких проволочек с крючком из черепа через нос вынимался мозг. Мозг считался хранилищем человеческой мудрости, а сердце и кишки, это знали все, были средоточием эмоций и ума. Они составляли сущность бытия (вероятно, отсюда произошла греческая теория логоса), и их следовало сохранить, поскольку кому же захочется жить в подземном мире, утратив сущность бытия? Поэтому кишечник и мозг помещали в четыре красивые канопы, которые являлись частью погребального оснащения каждой могилы.
...
Опустошенное тело высохло. Подготовленное сердце было возвращено в грудную клетку, над сердцем был помещен «сердечный скарабей», и под песнопения и заклинания жрецов начался процесс бальзамирования. Длинные извивающиеся полосы тончайшего льна смачивали в смолах, камеди, дегте, битуме, умащивали душистыми маслами, редкими пряностями и цветочными духами, а затем туго обматывали вокруг тела. Между льняными бинтами вкладывались бесценные сокровища: маленькие образы богов и священных животных, скарабеи с гравировкой, личные украшения и множество амулетов из золота, серебра, драгоценных камней, стекла и фаянса. На каждой вещи было выгравировано имя умершего с тем, чтобы после перехода в иной мир он мог легко ее узнать.
Древняя религия Египта, существовавшая до Эхнатона, не только вселяла ужас, она имела и привлекательную сторону. Тот, кто почитал всех богов и их животных, исправно платил дань и молился, обеспечивал себе божественное счастье в загробной жизни, которая служила продолжением земной, но была лучше, счастливее и продолжалась вечно. Смерть была лишь коротким перерывом между двумя жизнями.
Поэтому каждый египтянин, богатый и бедный, брал с собой в могилу все, что он использовал на земле и что могло ему потребоваться в чудесной последующей вечной жизни.
Он брал с собой мебель и всевозможную домашнюю утварь, одежду и ювелирные украшения. Музыканты брали с собой свои инструменты, а рабочие – свои, домохозяйка брала с собой горшки и веретена, красавица – зеркальце и косметику, детей хоронили вместе с их игрушками.
И каждый из них имел право посредством надписей на гробах и захоронениях заявлять о своих хороших качествах и добрых делах, совершенных в течение жизни, а также брать с собой копию Книги мертвых, удостоверяющей их заявления, чтобы заседавшие в суде боги могли прочесть и понять, чего они стоили.
Рядом с саркофагом были уложены все любимые домашние животные царя, умершие при его жизни. Те же умелые специалисты по бальзамированию, которые занимались мумификацией людей, подготавливали для вечной жизни и животных, причем использовали для них такие же ткани и бальзамирующие растворы. Мумифицировали всех: собак, кошек, птиц, даже мышей и жуков, поскольку без таких существ дворец казался не полным.
Подземный дворец был буквально набит предметами для обеспечения комфортабельной повседневной жизни. Там были столы и кухонная утварь, не был забыт и туалет. Одним из преимуществ загробной жизни считался нескончаемый праздник с лучшими едой и напитками, которые не вызывали неблагоприятных последствий. Огромные кувшины с лучшими египетскими винами были закупорены и запечатаны печатью с указанием имени царя, а также временем и местом сбора урожая. Там были кувшины с оливковым маслом, мази, жиры для жарки, мед, кувшины с засоленной дичью и с другим, также законсервированным мясом. Духи, специи, эссенции и живые цветы наполняли замкнутое помещение ароматами.
Царице Тиу осталось утешение, которого лишена была Нефертити, когда пришел ее черед оплакивать умершего супруга. Нефертити всем сердцем приняла веру в Атона. Мать Эхнатона конечно же молилась Атону, но одновременно и нескольким тысячам других богов. Царица Тиу не отвернулась от древней религии вместе со своим сыном.
Она продолжала верить в божества, которые, как она знала, охраняли ее только что умершего мужа в его первом путешествии по подземному миру.
Это было одним из преимуществ, которые давала египтянам старая вера: оставшиеся в живых могли мысленно следить за продвижением умершего по стране теней, царем которой был воскресший Осирис. В каждый час дня и ночи царица Тиу точно знала, где находится сейчас ее муж.
Все еще находясь в своем прежнем теле, потому что по какой-то мистической причине после смерти человек брал свое тело с собой, царь Аменхотеп вступил в солнечную ладью, которую, по словам Ая, он царю приготовил, и отплыл из Фив по темным водам подземного мира.
Все египтяне знали, что подземный мир – это канал под Нилом, по которому каждую ночь с запада возвращается солнце, чтобы с утра вновь взойти на востоке. (Так было по религии бога солнца Ра, которому поклонялись в Гелиополе, и эту часть веры Эхнатон включил в свое новое поклонение солнцу.)
У бога солнца было два корабля. Один ждал его на западе, бог вступал на него после своего захода и проделывал ночной путь на восток через двенадцать пещер подземного мира. Египтяне первыми разделили ночь на двенадцать часов, по часу на каждую пещеру. Прибыв на восток, солнце садилось на свой второй корабль и во всем своем великолепии появлялось над Египтом. Следующие двенадцать дневных часов оно плыло на запад.
Вот почему для фараонов строились погребальные (деревянные или каменные) корабли, в которых после смерти они могли совершить путешествие по подземному миру как представители солнца на земле. Теперь умерший муж царицы Тиу проплывал через двенадцать подземных пещер смерти.
Царица Тиу могла проследить его путь с точностью до часа. Например, она легко могла обронить: «Сейчас мой любимый проплывает под Мемфисом», – так же, как современная жена могла бы сказать о своем муже, едущем в метро.
В этом опасном путешествии царя поддерживали обряды, молитвы, заклинания и воскуривание благовоний в храме. Царица Тиу ободряла своего супруга чтением молитв и совершением вековых ритуалов, значение которых было давно забыто, а царь продвигался от пещеры к пещере до тех пор, пока не встретил ужасную таинственную фигуру, которую называли Тем, Кто Спрашивает.
Глядя на просителя своим ужасным неподвижным взглядом, Тот, Кто Спрашивает, задавал вопрос: «Как твое имя?»
И так же кротко, как и все остальные умершие, Аменхотеп должен был назвать свое имя.
Пройдя через ворота подземного мира, царь оказывался перед грозным судом, состоявшим из бессмертных богов, которые должны были решить, достоин ли он вечной жизни. В противном случае он был обречен на вечную смерть.
Теперь, перед лицом ужасного суда богов, царь Аменхотеп должен был выступить в свою защиту и покаяться в тайных грехах, которые есть в каждом человеческом сердце.
Покорно, как простой смертный, царь исповедался, торжественно ответив на положенные сорок два вопроса, поскольку египетский этический кодекс включал сорок два (узаконенных) греха.
Его исповедь была построена в форме отрицаний:
«Я не богохульствовал. Я не убивал. Я не совершал краж. Я не клеветал. Я не подслушивал. Я не лжесвидетельствовал. Я не нарушал супружеской верности. Я не грабил мертвых».
Совершение полового акта в священных местах или посещение такого места после половой близости также относились к грехам. Поэтому в определенных районах был развит гомосексуализм.
Ответив на сорок два вопроса, умерший имел право перечислить свои добрые дела:
«Я давал одежду оставшимся без крова. Я защищал вдов и сирот. Я давал хлеб голодным. Я кормил и давал приют животным. Я жертвовал на храмы богов…»
В своем дворце царица Тиу не сомневалась в окончательном вердикте, которое вынесет подземный суд. Она буквально видела, как поднимается чаша весов с сердцем и, дрожа, уравновешивается с пером, лежащим на противоположной стороне. Все знали, что Аменхотеп был одним из лучших царей. Теперь для умершего царя настал час последнего мистического перевоплощения. Потому что тот, кто прошел все испытания, установленные богами, становился Осирисом! В этом подземном мире теней, нереальном, как сон, и все же являвшемся частью вечной жизни, всесильная личность Аменхотепа III, умершая на семьдесят дней, теперь превратилась в царя подземного мира, правителя мертвых.
Это знала обрадованная вдова, это знал весь Египет.
По правилам древней магической религии, этого преображения удостаивались не только цари. Таинственная алхимия смерти каждого египтянина превращала в Осириса!
И эту божественную привилегию Эхнатон хотел отнять у своего народа, утверждая, что нет другого бога, кроме Атона. В соответствии с новой религией все умершие возвращались на солнце. Какой же египтянин захочет сливаться с солнцем, если, продолжая поклоняться старым богам, он мог стать после смерти высшим богом?
Древние египтяне были первыми, для кого хороший характер и добродетельность стали непременными требованиями для обретения счастья в загробном мире. Бристед назвал этот период в истории «рассветом сознания» и провел параллель между этикой египтян и этикой иудаизма. Теперь, перед лицом ужасного суда богов, царь Аменхотеп должен был выступить в свою защиту и покаяться в тайных грехах, которые есть в каждом человеческом сердце.