Степан Петрович Крашенинникова (1711—1755) принадлежит к тем скромным героям, которыми так славна Россия. Сын солдата, за выдающиеся успехи в учебе он был выбран для научной подготовки к участию во Второй Камчатской экспедиции. Экспедиция отправилась в путь в августе 1733 года. После четырех лет тяжелейшего путешествия члены «академической свиты», сославшись на плохое здоровье, отказались от дальнейшей поездки, сообщив в Петербург, что с исследованием Камчатки справится студент Крашенинников. И он справился! За 10 лет (1733—1743) он проделал по Сибири и Камчатке путь в 25773 версты (больше половины экватора!), совершил множество исследовательских поездок на Байкал, по реке Лене, в Якутию, но главное – вдоль и поперек изъездил, изучил и описал Камчатку: ее границы, рельеф, климат, флору и фауну, вулканы и гейзеры, местное население, собрал богатейшие научные коллекции, сделал записи метеорологических наблюдений и описаний приливов, составил словарик корякского языка. Но главным, эпохальным результатом титанического труда Крашенинникова стала первая русская научная монография «Описание земли Камчатки» – и она же стала первым международным бестселлером. Почти немедленно после выхода из печати в 1755 году книга была переведена на главные европейские языки: французский (1760), английский (1764), немецкий (1766), голландский (1770) – и вызвала огромный интерес как ученых, так и читающей публики. На то, чтобы этот эпохальный труд увидел свет, его автор положил жизнь: отправившись из Санкт-Петербурга в научную экспедицию юным студентом, Крашенинников вернулся в столицу только через десять лет – и еще двенадцать, до самой смерти, готовил книгу к изданию. Вот почему и сегодня, через 250 лет, мы с жгучим интересом знакомимся с этой terra incognita XVIII века, читая захватывающие, невероятные, но тем не менее абсолютно достоверные описания всего, что встретил и изучил во время путешествия Крашенинников. К этому добавляется чувство восхищения: вот, оказывается, как много может сделать для своего Отечества один человек. Электронная публикация книги С. П. Крашенинникова включает все тексты бумажной книги и базовый иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Бумажное издание богато оформлено: в нем более 150 иллюстраций, в том числе редчайших старинных карт и уникальных рисунков. Издание напечатано на прекрасной офсетной бумаге. По богатству и разнообразию иллюстративного материала книги подарочной серии «Великие путешественники» не уступают художественным альбомам. Издания серии станут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, будут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.
«О состоянии Камчатки трудно вообще сказать,
недостатки ли ее больше или важнее преимущества.»
С.Крашенинников.
Довольно продолжительные описания рек и гор, рельефа и ландшафта, животного и растительного мира, этнографические наблюдения, сделанные почти 300 лет назад русским ученым на Камчатке, вряд ли в наше время имеют большую научно-географическую ценность.
В большей и главной степени текст Степана Крашенинникова – это литературный памятник. Прекрасный дух русского научного языка пронизывает каждую строчку. Читаешь его и словно отдыхаешь душой. Очень скоро перестаешь чувствовать различия того языка с современным. Полностью погружаешься в атмосферу тех лет.
Увидеть мир Камчатки глазами человека, жившего три столетия назад. Насколько это интересно можно понять, только почитав книжку.
«О состоянии Камчатки трудно вообще сказать,
недостатки ли ее больше или важнее преимущества.»
С.Крашенинников.
Довольно продолжительные описания рек и гор, рельефа и ландшафта, животного и растительного мира, этнографические наблюдения, сделанные почти 300 лет назад русским ученым на Камчатке, вряд ли в наше время имеют большую научно-географическую ценность.
В большей и главной степени текст Степана Крашенинникова – это литературный памятник. Прекрасный дух русского научного языка пронизывает каждую строчку. Читаешь его и словно отдыхаешь душой. Очень скоро перестаешь чувствовать различия того языка с современным. Полностью погружаешься в атмосферу тех лет.
Увидеть мир Камчатки глазами человека, жившего три столетия назад. Насколько это интересно можно понять, только почитав книжку.
Автор произведения Крашенинников Степан Петрович (1711—1755), путешественник, исследователь Сибири и Камчатки. Будучи студентом, попал в академический отряд Камчатской экспедиции в качестве помощника И. Гмелина. Но в дальнейшем уже один отправился исследовать ее далее. Этот труд и описан в этом произведении.
Роман состоит из 4 частей (810 страниц текста в электронном варианте). Дается местами тяжело.
Первая часть: о Камчатке и о странах которые с ней граничат. Здесь дается описание того как она расположена, а далее идет рассказ о реках и о селениях около них, и сколько верст надо пройти чтобы добраться от одного до другого. В виду того, что географией и картографией я не увлекаюсь, этот раздел читался медленно, дался тяжело. Временами даже вырубало при чтении. И часто возникал вопрос - откуда там столько рек?! Потому что помимо крупных рек, описаны все мелкие, что начинаются или заканчиваются в реках, озерах, морях. Уговаривала себя дочитать эту часть, что наверно, дальше будет уже интереснее.
Вторая часть: о выгоде и недостатке Камчатки. Эта часть пошла полегче, но не особо. Запомнилось, что тут было описание флоры и фауны. Причем про часть очень подробно: животное такое-то, обитает там-то, ловят его так-то (причем несколько способов), готовят так-то. А местами все наоборот: есть зверь такой-то, или просто перечисление. И ты сидишь в недоумении, что его из крайности в крайность бросает.
Четвертая часть: о покорении Камчатки. Третья мне понравилась больше всего, поэтому о ней напоследок. Здесь много исторических данных, любителям истории она понравится. Но я опять же - не любитель истории. Поэтому мне было не особо интересно ее читать, но тут уже был другой стимул: осталось немного и ты дочитаешь. Не люблю бросать начатые книги. Что здесь понравилось, так это часть как они изобрели вино. Однажды у них прокисли ягоды и им это понравилось. Далее они пошли экспериментировать чтобы снова получить вино и получили его. Правда помимо вина из ягод, они делали его и из сладкой травы.
Третья часть: о камчатских народах. Самая интересная часть для меня. Здесь все о народах, живущих на камчатке: про одежду, обряды, веру, о пирах, шаманах и прочее.
Забавный обряд о дружбе: топится изба очень жарко (причем на протяжении всего обряда), раздеваются догола (и хозяин, и гость), гостя (будущего друга) поят и кормят продолжительное время. Когда гость больше не может всего этого терпеть, то откупается: одеждой, собаками или то, что надо хозяину.
Как гость из силы выйдет, так что ни жара терпеть, ни есть ему не можно будет, то откупается от того собаками, платьем или что хозяину нравно и таким образом получает свободу. Напротив того, получает от хозяина вместо хорошего своего платья обноски, вместо добрых собак – худеньких сученок, которые о себе почти ходить не могут.
Но это считается нормальным. Затем хозяин должен поехать к своему гостю и повторить этот обряд, но уже в другой роли. И после этого они друзья навек.
О собаках и катании на них: я почему-то думала, что там определенные породы разводятся. Но как пишет Крашенников, там те же наши собаки, ни о каких специальных породах речи нет. В упряжке используются кастрированные собаки. При катании надо себя удерживать в санях. Если не удержатся и упасть, то свою упряжку придется догонять на своих двух, потому что собаки будут бежать дальше, не смотря на потерю хозяина пока не устанут, или не зацепятся. Если не хотите догонять пешком, то держитесь за сани, вас правда сильно покалечит, но зато догонять не надо. Когда собаки не используются, то их отпускают на волю и за ними не следят, не кормят. Перед сезоном вылавливают и садят на привязь чтобы те похудели.
Про свадьбы: мужчина перемещается в семью будущей жены и работает там. Потом может заявить о своем желании, а может не заявлять и вернуться к себе. Весь обряд женитьбы, схватить девушку и подмять под себя при этом тебя могут бить тетки, чтобы отпустил. Справился - можешь спать с женой, нет-нет. Причем все остальное время спят раздельно как я поняла. Распространено многоженство.
Рожают стоя на коленях при всей родне. Покойников выкидывают из юрты чтобы тех съели собаки.
Много из того, что видел Крашенников живо до сих пор, но часть обрядов забыта. Но живут и в нынешнее время в тех же юртах, немного освоевременились и блох скорее всего уже нет.
Роман написан старинным языком и к этому повествованию нужно привыкнуть.
Захотелось съездить в Кунсткамеру из-за того, что из этой экспедиции Крашеников очень много материала отправил. Хочется посмотреть.
Шикарное оформление и увлекательное содержание уже стали визитной карточкой всех книг серии "Великие путешествия". Не обмануло моих ожиданий и "Описание земли Камчатки".
В издании собран уникальнейший материал, освещающий практически любую сторону жизни этого региона: здесь и география, и биология, и зоология, и этнология... всего не перечислишь. Совершенно потрясающая по полноте и увлекательности материала книга!
Правда, чтение отнюдь не тянет на приключенческое повествование, а больше напоминает научную монографию, хоть и написанную обычным разговорным языком. Стиль изложения немного устаревший, поэтому тоже не слишком комфортен для восприятия, но читать настолько интересно, что постепенно втягиваешься и уже не замечаешь трудностей.
Нужно отметить, что здесь использованы не только сведения, полученные российским академиком С.П.Крашенинниковым в его путешествиях, но и материалы исследований немецкого естествоиспытателя Г.В.Стеллера. Вся информация сопровождается подробными картами, схемами и черно-белыми и цветными иллюстрациями. Есть даже сравнительные таблицы произношения на различных камчатских наречиях.
Примечаний много, но они даны в виде постраничных сносок, поэтому не создают дополнительного дискомфорта.
Еще одно замечательное приобретение в домашнюю библиотеку!
В переезде сего расстояния путешествующие весьма часто заблуждаются, особливо во время непогоды, когда Красной сопки усмотреть нельзя, которая им вместо маяка служит, ибо хребет в том месте не гребнем, как в других местах, но плосок и пространен: чего ради, не видя признака оного, и узнать не можно, в которую сторону ехать.
"Оная губа видом кругловата, длиною от ширины верст на 14 и со всех почти сторон окружена высокими каменными горами. Устье ее, которым с океаном соединяется, весьма узко, но так глубоко, что всяким кораблям, каковы б велики они ни были, можно входить без опасности.
Знатнейших гаваней, в которых морским судам удобен отстой, находится там три..."
Ниакина губа, которая от зимовавших в ней двух пакетботов Петра и Павла называется ныне Петропавловскою гаванью, лежит к северу и так узка, что суда на берегах прикреплять можно, но так глубока, что в ней способно стоять и таким судам, которые пакетботов больше: ибо глубиною она от 14 до 18 футов.
При сей губе построены офицерские светлицы, казармы, магазины и другое строение от морской команды. Там же по отбытии моем заведен новый российский острог, в который жители переведены из других острогов
В речку Купку верстах в 4 от устья пала с южной стороны Паратун-речка, над которою стоит знатный камчатский острожек...
Собаки против лошадей то имеют преимущество, что они в самую жестокую бурю, когда не токмо дороги видеть, но и глаз открыть не можно, с пути редко сбиваются, в противном же случае, бросаясь во все стороны, по духу оный находят.
Когда ехать никак бывает нельзя, как то часто случается, то собаки греют и хранят своего хозяина, лежа подле его весьма спокойно. Сверх того, подают они о наступающей буре и надежное известие: ибо когда собаки, отдыхая на пути, в снег загребаются, то должно стараться, чтоб до жилья скорее доехать или сыскать стан безопасный, ежели нет жилья в близости.