Время Света изуродовало планету до неузнаваемости. Города превратились в вулканы, горы – в моря, а цветущие поля – в пустыню.
Земля стала Зандром. Выжженной каменистой пустошью – новым домом для людей, чудом уцелевших в страшной войне: зачерствевших, ожесточившихся, озлобленных и… пытающихся остаться людьми. Для Гарика Визиря, умеющего выживать там, где умирают даже каменные крысы. Для Сатаны, чья любовь превратилась в ненависть. Для Карлоса Флегетона, искренне верящего в силу Слова. Для Белого Равнодушного, которого боятся все. Для Кабиры Маты, которую боятся даже те, кто не боится Равнодушного.
Заметки так себе пишущим маркером на полях:
- хорошо, что не роман, облаченный в единое повествование, а сборное из трех
- каждый раз, когда автор вплетает в сюжет роковую любовную историю, я на целых три секунды теряюсь
- интересен не столько мир, сколько то, как он докатился до жизни такой
- в текущих реалиях читать про программируемые и насланные по заказу эпидемии ну такое
- моральные принципы могут оставаться внутри человека даже в Аду
- а можно сдохнуть в тварь уже на первой минуте дна
- надо ценить вкусный алкоголь и книги, пока они в достаточном доступе
- показалось, или тут есть привет "Волкам Кальи"?
Кратко: Mad Max vibes в мире, где все пошло по п.... В какой-то момент, увы, от персонажей стала уставать, мне бы про мир побольше, про мир...
//прочитано в рамках "Книжного путешествия"
Заметки так себе пишущим маркером на полях:
- хорошо, что не роман, облаченный в единое повествование, а сборное из трех
- каждый раз, когда автор вплетает в сюжет роковую любовную историю, я на целых три секунды теряюсь
- интересен не столько мир, сколько то, как он докатился до жизни такой
- в текущих реалиях читать про программируемые и насланные по заказу эпидемии ну такое
- моральные принципы могут оставаться внутри человека даже в Аду
- а можно сдохнуть в тварь уже на первой минуте дна
- надо ценить вкусный алкоголь и книги, пока они в достаточном доступе
- показалось, или тут есть привет "Волкам Кальи"?
Кратко: Mad Max vibes в мире, где все пошло по п.... В какой-то момент, увы, от персонажей стала уставать, мне бы про мир побольше, про мир...
//прочитано в рамках "Книжного путешествия"
Я раньше не читала Панова, поэтому судить могу только по этой книге, а она мне понравилась. Буду знакомиться с автором дальше. Если верить отзывам, это не самое лучшее, что написал Панов. Что ж, тогда у меня впереди весьма приятные впечатления от других его книг.
Но вернусь к "Зандру".
Итак, что же такое скрывается под таким необычным и звучным названием - Зандр. А это очередная версия постапокалиптического мира, которую можно было бы назвать оригинальной, если бы не поразительное сходство с миром известных фильмов про Безумного Макса, особенно с последним. Здесь те же декорации - песок, нехватка воды, банды на "колесах" различной модификации, кланы и война за ресурсы. Но несмотря на это сходство Панову все же удалось создать свой собственный мир, идею которого можно еще продолжать и продолжать. Я думаю, многие писатели жанра БФ подключатся к этой идее, потому что разогнаться есть где.
Как такого сюжета в классическом понимании здесь нет. Мне кажется, целью автора в этом случае было именно создание нового мира, прощупывание его, поэтому книга превратилась в своего рода хроники, зарисовки, включающие в себя историю возникновения Зандра после катастрофы (Времени Света), последствий, попытки разобраться в новой географии планеты, рассказы выживших, письма, дневники, записи. Здесь есть интересные персонажи, но о них мы узнаем из эпизодов, небольших эскизов, которые не связаны, в принципе, общим сюжетом, но перекликаются и объединяются Зандром - самым главным персонажем книги.
Зандр - это камень.
Зандр - это пустыня.
Зандр - это война.
Зандр - не ад. Зандр - это место обитания тех, кто через ад прошел.
В общем, жестко, сильно, увлекательно! Хорошо пошло! Надеюсь, на продолжение. Только теперь хотелось бы видеть Зандр фоном для какой-нибудь полноценной истории с парой-тройкой невероятно героических персонажей, которые будут разносить в пух и прах всю "нечисть" этого жестокого нового мира.
Очень странная книга, но не по сюжету, скорее по языку, я бы даже сказала – по быдло-слэнгу.
Первые страниц сто я чувствовала себя тупенькой, не понимая то обилие неясности, происходящей вокруг, словно меня закинули в омут слов, превратившихся в полосу препятствий, и попробуй только не увернись, иначе все эти «падлы», «веномы», тьма «полевых» командиров (иначе говоря – хозяева аттракционов) да киборгов, называющих себя роботами (ну ладно, всего один такой) просто сожрут тебя (а там и этим не брезгуют), еще и не подавятся.
Мне было противно читать. Хотя я прекрасно понимаю, что у человека, даже на фоне такой катастрофы, саморазрушение в крови. Но это и вызывает весь тот негатив к миру Зандра, который, возможно, автор и пытался вызвать в сердцах читающих, дабы мы менялись к лучшему (а, может, и нет).
Люди, будьте людьми, несмотря ни что!
У нас отняли прошлое. Безвозвратно. Наше настоящее, нашу жизнь — превратили в ад. Нас заставили выживать. Нас заставили умирать. Нас заставили убивать… Они надеялись, что мы превратимся в кровожадных зверей. Забудем, кто мы. Забудем Добро и Справедливость, забудем всё, что делает нас людьми.
У них почти получилось.
Зандр полон жестокости и насилия. Волки ходят по нему, алкая мяса и крови. Сострадание названо слабостью, а убийство — доблестью. Палачи правят покорными, диктуя им волю, а не закон. Вакханалия Смерти отнимает последнее, что у нас осталось, — будущее.
И если мы хотим, чтобы над Землёй взошёл рассвет, мы должны вернуть людям Добро и Справедливость. Не веру в них, не надежду, что они придут, а Добро и Справедливость сейчас!
Своим примером. Своим словом. Крепкой рукой…
М.: ЭКСМО, 2016
Толковый словарь иноязычных слов определяет слово «зандр» (sandr), как песчано-галечную равнину, образованную талыми ледниковыми водами непосредственно перед внешним краем конечных моренных гряд древних ледников. Слово пришло к нам из исландского языка, образовано от sand – песок. У Панова Зандр – название бывшей Земли, на которой самой земли-то практически не осталось, кругом песок, камень, галька. Выжженная мировой войной пустыня, в которой пытаются выжить остатки человечества.
Зандр убивает тех, кто никого не убивает
Да, я слышал (но ещё не читал) про «Тайный город», «Анклавы» и «Герметикон». Вадим Панов – писатель опытный и спорый, учитывая, сколько популярных (и плодовитых) циклов им единолично написано. Тут даже господин Лукьяненко (при всём моём уважении) не покажется литературным ремесленником-великаном – Панова в трудолюбии переплюнуть трудно. Книгой «Зандр» я начал знакомство с творчеством писателя, и если вдруг буду заново открывать давно известные вам Америки, которые для Панова уже стали «фирменными» фишками – то мне простительно, с его писательской кухни я пока отведал лишь одно блюдо, надо сказать, отлично приготовленное.
Оно, конечно, на любителя: пересушено/пережарено, по мягкости похоже на камень, а по нежности – на наждак, ну, а каким ещё, по-вашему, должен быть постапокалипсис? Это, конечно, сказка, но сказка страшная, сказка для взрослых, а потому здесь всё «по-взрослому», даже сопли и сантименты, которых в книге предостаточно и называются они тоже взрослыми словами – патетика и пафос. Есть также в наличие по-настоящему крутые главные герои, с твёрдыми характерами, вырезанными из гранита, с несгибаемыми принципами и высоким нравственным законом внутри. Есть, конечно и второстепенные персонажи с внутренними установками пожиже, да повонючее – такие, как правило, в «Зандре» (имеется в виду книга, а не сам мир – он-то заявлен одинаково жестоким ко всем, и к героям, и к подонкам, причём, концентрация последних, по словам автора, просто зашкаливает) погибают, предварительно попортив крови героям.
Долгое время у нас не было никакой цели, кроме одной – дожить до завтра. Найти еду. Не стать едой. Отбиться от преследователей. Спастись
Панов создал свой мир из песка, но сделал его таким ярким и живописным, что Зандр отодвигает на второй план всё остальное – и сюжет, и стиль (который, надо сказать, наличествует, под стать жанру – стремительный, лаконичный, афористичный). Все злоключения (что примечательно – не только тела, но и духа) героев, боевые сцены (живые и динамичные), философские размышления (есть и такое да, но вполне гармонично вписано и не кажется лишним) – всё это, несмотря на то, что написано очень интересно и увлекательно, кажется только фоном для того, чтобы рассказать о мире, в котором происходит. Если оставить в стороне аллюзии на современность (думаю не случайных), о которых я уже писал, Зандр является метафорой духовного опустошения человека. Человека, внутренний ландшафт которого населён до предела - демонами и ангелами.
Мы и есть мир, и только мы сможем вновь научить его улыбаться
Падлы (от падальщиков), папаши, зигены, садовники, веномы, комби, соборники, егеря, фермеры, циркачи (они же клоуны и уроды), санитарный спецназ и апостолы – пёстрое население Зандра напоминает по своей живописности обитателей «Шестиструнного самурая». Только фильм сделан с большой иронией, в то время как Панов рассказывает свою историю на полном серьёзе. Ещё одно отличие – «ШС» духом вышел из фантастики 60-х, «Зандр» же – детище высокотехнологичного XXI века. В классический для ПА антураж гармонично вписаны роботы, экзоскелеты, киборги, ядерные гранаты, интернет и блоги (да, в Зандре есть сеть, хоть и слабенькая, периодически падающая, но есть!), генная инженерия, вирусология, ИИ – всему этому нашлось место на Зандре. Покорёженному, залатанному, изменённому почти до неузнаваемости.
Почему всё для всех не так, как хотят все
Как и автор, который с любовью описывает созданный им жестокий и тяжёлый для выживания мир, я очарован Зандром, и мог бы писать о нём ещё много. Потому что за кадром осталось множество деталей (чего стоят одна лишь цивилизация мутантов Безумных Садов, наиболее приспособленных для жизни в условиях загрязнения окружающий среды повышенного радиационного фона и прочих «прелестей» постъядерной реальности), но о них вам лучше прочесть самим.
Кто-то называет его адом, но это абсолютно не верно: Зандр – не ад. Зандр – это место обитания тех, кто через ад прошёл.
Просто мысль по теме: Постапокалипсис – это вестерн нового времени. Территория беззакония, на которой законченные негодяи творят высшую справедливость. Пустыня души, орошаемая кровью и слезами. Без всякой надежды на то, что здесь когда-нибудь что-то вырастет. И именно здесь вырастает Сад.
Вадим Панов. Зандр
Зандр.
Что он такое для людей? Что он такое для меня?
(огромная, безводная, безжизненная, каменистая равнина)
Кто-то называет Зандр Адом, но он является не чем иным как Чистилищем.
Кто-то считает, что Зандр был послан людям за их грехи и лишь немногие знают: он был послан ради искупления.
Кто-то увидит в Зандре очередную радиоактивную пустошь, непримечательный образец пост-апокалипсиса среди множества других образцов. Кажется, идея возрождения Земли после ядерного конца света опередила в своём рождении атомную бомбу… Проще сказать что-то новое в нуарном жанре, чем в атомном. Да, да, мы все давно поняли, что ядерное сдерживание это хорошо, бомбы, которые могут нанести планете непоправимый ущерб, - плохо, а дружба это магия. Мы все сто раз читали на разные лады, как дичает человек вне общества, какой хрупкий мир, который мы имеем и как мы загаживаем его в стремлении сделать свою жизнь проще, не думая о потомках…
Потому-то так легко использовать эти старые, затёртые, радиоактивные декорации.
По Зандру люди ухнули в ад задолго до того, как на планете в одночасье закончилась чистая вода. Они потеряли право на справедливость, и ядерная смерть оказалась для них очень несправедливым испытанием. Воплощением в чистом виде дилеммы заключённого: в любой момент для тебя выгоднее предать соседа, чем сотрудничать с ним. Сотрудничество может быть выгодно для вас обоих в долгой перспективе, но только в том случае, если он тоже согласится сотрудничать – а ведь он предаст тебя, ты точно это знаешь! Вот так и выходит, что выживают в основном худшие образцы итак испорченного человечества.
Возможен ли здесь вообще хороший конец при таком раскладе?!
Да.
Те самые худшие образцы – это не звери, это те же люди. И там, среди грязи и серости, лежат изрядно побитые жизнью семена возрождения мира. Нельзя прочувствовать ценность добра, не опустившись в самые глубины зла. И только осознанный поворот тех самых падл к рассвету может дать человечеству ещё один шанс.
Шанс увидеть, как мир улыбается.
Талант - это желание работать,когда получается, а если не получается, талант учит чувствовать не ярость или злость, а радость и азарт: ведь если не получается, то становится еще интереснее!
Чем меньше воды или еды, тем сложнее остаться человеком. Когда хочется есть - поневоле начнешь убивать.
- Еще раз добрый день. - Каким он будет, покажет время.
Связь - это основа войны.
Иногда мне кажется, что я смотрю на происходящее со стороны. Что жизнь проходит мимо, разыгрывая передо мной занятные и не очень картинки, а я могу в любой момент остановить этот просмотр…
Или отмотать назад, повторяя то, что понравилось…
Или вперёд, избегая страшного или неинтересного…
Или просто выйти из зала…
Или проснуться…
Иногда мне кажется, что окружающий меня ужас выдуман режиссёрами и художниками, что страшное Время Света — всего лишь старт игры, и теперь я бегаю внутри виртуальной реальности, набирая опыт и улучшая характеристики…
Я колю себя иглой, ножом… Я кричу от боли, но не могу выйти из игры… И не просыпаюсь…
И тогда, окровавленный, тяжело дышащий, я ненадолго понимаю, что Зандр — настоящий. Что мир — настоящий.
И что Время Света стало нашим билетом в Технологичный Ад…