Монах из Сен-Дени мирно ловит рыбу в монастырском пруду. Но Судьба в красной кардинальской мантии отрывает его от этого занятия и посылает в маленький городок, где по ночам бродят косматые демоны, а в загадочном замке живут последние потомки Пендрагонов. Еретики-катары, сатанисты, призраки, нечисть, защищающаяся крестом…
И это еще не самое опасное, что встречается монаху.
Историческая фантазия Андрея Валентинова «Овернский клирик» рассказывает о Франции XII века. Позади – Крестовый поход, впереди – костры инквизиции.
События, описываемые в книге, разворачиваются в 12 веке во Франции, во времена правления Людовика 6 - внука королевы Анны (да, той самой), после первого крестового похода. В тексте упоминается пара-тройка исторических имен, но они показаны более фоном, нежели действующими лицами. Поначалу все происходящее напоминает исторический детектив, но постепенно сползает в мистику.
При чтении у меня возникли ассоциации не с известным произведением Умберто Эко - Имя розы , а скорее с трилогией Анджея Сапковского - Сага о Рейневане . Их объединяет как мистическая тема, так и, поднимаемые вопросы о вере (истинной и мнимой), свободе и мечте о всеобщем равенстве.
Книга прочитана в рамках игры Книжное путешествие.
События, описываемые в книге, разворачиваются в 12 веке во Франции, во времена правления Людовика 6 - внука королевы Анны (да, той самой), после первого крестового похода. В тексте упоминается пара-тройка исторических имен, но они показаны более фоном, нежели действующими лицами. Поначалу все происходящее напоминает исторический детектив, но постепенно сползает в мистику.
При чтении у меня возникли ассоциации не с известным произведением Умберто Эко - Имя розы , а скорее с трилогией Анджея Сапковского - Сага о Рейневане . Их объединяет как мистическая тема, так и, поднимаемые вопросы о вере (истинной и мнимой), свободе и мечте о всеобщем равенстве.
Книга прочитана в рамках игры Книжное путешествие.
Те, кто избегает книг о Средневековье эту книгу могут брать без боязни погрязнуть в атмосфере того периода. Тут эпоха идет таким себе ненавязчивым фоном, я бы сказала. Во всяком случае она не давит. Подобного рода историю можно было бы перенести и на несколько веков вперед. Да, есть в ней немного мистики. Даже не немного. На мистике тут многое завязано. Автор решил затронуть легенду о оборотнях Лангедока. Не обошлось и без Артура и его Круглого Стола. В общем, по чуть-чуть всего и получился довольно таки динамичный детектив. А в роли следственной группы выступили три монаха - мудрый, дерзкий и простодушный. Немало на их долю выпадет приключений, пока они разберутся в загадочной смерти девушки из провинции Памье. Но мы же знаем, что хорошие детективы всегда вытащат все скелеты из шкафов.
Юг Франции - край бесконечных зеленых равнин, теряющихся в дымке синеватых гор и ласкового моря; край всевозможных диалектов и место смешения множества культур.
Здесь греков-колонистов сменили когда-то римляне и местные кельтские племена заговорили на народной латыни, ветвясь в причудливое кружево вариантов. Позже сюда приставали корабли чуть ли не всех известных тогда стран, с шёлками и шерстью из Азии и Италии, оружием из Дамаска, с зеркалами и драгоценными каменьями, золотыми и серебряными вещами, восточными пряностями и благовониями. Благословенный край трубадуров и поэтов, рыцарей и прекрасных дам, разбойников с большой дороги и хитрых деревенских мужичков, еретиков, язычников и пламенных христиан...
А еще это край, на который в начале ХIII обрушился крестовый поход против неверных, неправильных христиан, еретиков и потому, конечно, пособников дьявола - катаров. Катары же, в свою очередь, верили, что именно они являются истинными христианами, и что мир земной в целом и римская церковь в частности подчинены злу и управляются насилием и лежит на них печать Сатаны, а потому, данный вертеп должен быть разрушен. Коса на камень, как говорится... Предчувствие пылающих костров и крови - исторический фон, на котором и происходят события "Овернского клирика", в котором исторического куда больше, чем фэнтези. (Ну а логры... Что ж - "Есть многое на свете, друг Горацио...")
Итак, Римская Курия страстно желает вернуть заблудших овец под свое неумолимое (тяжелое) крыло. Любой ценой. По-хорошему (т.е. более или менее мирно) не вышло, а значит нужен повод. Весомый такой, чтобы любой понял, на войне как на войне - все средства хороши. И скромный монах из знаменитого аббатства Сен-Дени, в компании двух молодых иноков Пьера и Ансельма, отправляется в путь дабы если не сокрушить демонов (их же не существует, правда?), так разобраться для начала, что же творится в маленьком городке близ Тулузы.
Путешествие, которое началось как вполне себе рутинное разбирательство, постепенно перерастает в нечто большее и демоны, вдруг оказывается, гнездятся куда ближе, чем хотелось бы каждому из героев пустившихся в путь, а война против этих, внутренних демонов, куда сложнее и страшнее, чем все истории у ночных костров вместе взятые.
Формула "Овернского клирика" - очарование простоты. Довольно банальные вещи, поданные без вычурности, создали, однако, впечатление совершенства. Может, у автора хороший вкус? Или у меня - плохой?.. Или это холодный расчет мастера, который точно знает, как соединить дешевые шмотки, чтобы создать впечатление дорогой штучки?..
Не так и часто тебе попадается такая шмотка, которая идеально обнимает формы, подстраиваясь под изменения в фигуре, не ощущается на теле и почему-то идет, которой нет износа и которая наконец переходит в статус любимой домашней вещи, в которой одной тебе (ну, и твоему коту) уютно... Не так и часто попадается книга, которую хочется читать, потому что не напрягает манерность автора, тупость персонажей, языковые ляпы... да ничего не напрягает, все легко, и банально интересно, что будет дальше.
Банальность 1. Линейное повествование. То есть последовательное. И как же это неожиданно классно - неоригинально, немодно и уютно. Не могу вспомнить, когда последний раз читала книгу, где события не прыгают тремя-четырьмя временными периодами, а взгляд не переключается с видения одного героя к другому (третьему... пятому...).
Нет - флэшбэкам! Да - растянутым бесформенным свитерам неопределенного цвета, на которых органично смотрятся (или растворяются в узорах) пятна любого происхождения.
Банальность 2. Герои. Образованный монах, бывший крестоносец, автор "Жития Иринея Лионского", неодолимо вызывает ассоциации с персонажем "Имя розы" Эко. Отец Гильом начитан, понимает десяток языков (на большинстве разговаривает), не хочет, но умеет махать мечом, выдержанный, умный, порядочный - идеальный. Помогают ему два ученика: бывший крестьянин силач брат Петр - тип "Портос", у которого большие проблемы с спряжением латинских глаголов, и бывший аристократ, сведущий в интригах брат Ансельм - тип "Арамис".
Нет - вычурным неестественным персонажам, искусственно усложненным "продвинутыми" авторами. Да - архетипическому любимому, идеальному черному гольфу под горло, в котором ты всегда чувствуешь себя Мэрри / Марти Сью.
Банальность 3. Фабула: квест, переодевания, голоса прошлого. Бывший крестоносец отец Гильом получает поручение кардинала расследовать происшествие в небольшой деревне. Из-под венца убежала девушка. Но потом вернулась. А через пару лет вернулась еще раз... точнее, приехала еще одна девушка, которая сказала, что это она, а та - не она... Кроме девушек отцу Гильому придется разбираться с разбойниками, демонами, сатанистами, потомками ангелов, а также кардиналом, который очень хочет из искры, что вспыхнула в далёкой деревне, раздуть костры святой инквизиции по всей стране.
Валентинов не претендует на славу великого постмодерниста. Средневековая Франция 12 - 13 веков - только фон. Главное - авантюры, о чем честно объявляют так и названные части книги. Валентинов несравнимо более прост, чем Эко, в смысле использования исторических фактов и более сложен в плетении-нагромождении загадок - потому что ничуть не претендует на правдоподобность.
Нет - сниженной читательской самооценке, интеллектуальной недееспособности. Да - поношенным практичным джинсам, порваным именно так, чтобы невозможно было определить: это замысел кутюрье или твои личные головоломные-коленкопобивальные авантюры.
Банальность 4. Эзотерика. Наверное, меня больше устроил бы традиционный детектив в средневековом антураже, где все решалось бы земным и материальным образом. (Кстати, главный герой тоже хотел бы такого развития событий, что способствует моей к нему симпатии.) Однако Валентинов не может обойтись без доли мистики.
Традиционная отсылка на любимый всеми эзотериками библейский стих (Книга бытия, 6, 2: "В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди"), традиционный штамп о потомках ангелов. Мало этого! Вторая любимая мистиками тема - Артур да рыцари круглого стола, Грааль и Пендрагон. И я не понимаю, как у Валентинова удалось не испортить этой гремучей смесью книгу! Терпеть не могу мистику и эзотерику, а у Валентинова терплю и прощаю... Может, потому что эзотерика у него - только легкое украшение, не задевающее сущностных (христианских) вещей, апокрифическое не перевешивает каноническое?.. Может, потому что акцент - не на тайных знаниях и чрезвычайных способностях (или проклятии), а на том, что настоящие чудовища живут в сердце каждого, и уровень мерзости не зависит от внешнего вида?..
Нет - драгоценным металлам! Да - гайке на цепочке и хипповским фенечкам.
Банальность 5. Легкий юмор. Основной источник юмора - неудачные языковые штудии брата Петра. Контраст его деревенской практичности и аристократизма сведущего в интригах брата Ансельма. Действительно приятно, что один из персонажей произведения - язык! Он также участвует в создании сюжета. Это и жонглирование распространенными в то время диалектами, и использование персонажами различных языков для конспирации, и подколки из-за неправильных латинских глаголов брата Петра, и цитаты из богословских текстов да средневековой поэзии. Некоторые сомнения вызвали свободные отношения между старшим и учениками, нет ли анахронизма в нарушении субординации?.. Кто знает... Погружение в эпоху у Валентинова условное. Основная речь романа достаточно современна (и - любимые Валентиновым легкие, почти невесомые отсылки к нашим дням, вроде цитирования будущей Марсельезы).
Нет - более или менее удачным искусственным стилизациям и преднамеренной архаизации текста. Да - надежным любимым неубивальным кроссам, которые следует при жизни сдать в музей за их верность и вездепроходимость
Банальность 6. Хеппи-энд (ну, конечно, смотря для кого из персонажей). Вот я, например, люблю хэппи-энды! Люблю эпилог, где описывается, как долго и в какой степени счастливо жили персонажи. Это моя терапия. Эпилога у Валентинова не будет, концовка довольно неожиданна и... внезапна. Но никто не останется таким, каким начал путешествие. И у каждого останется надежда!
Не подходите к этой книге с завышенными ожиданиями. Не ищите глубин философии, изысканности стиля, структуралистского праздника, фейерверка идей. Не насмехайтесь над секонд-хэндами, там иногда можно одеться лучше, а главное - удобнее! -чем в бутике!
Тое самае па-беларуску, як заўсёды, ніжэй...
Тут...
XII век, Франция. Колдуны и ведьмы пока что не перешли исключительно в область фольклора, что бы не думало по этому поводу цивилизованное общество. Тысячи костров для еретиков по всей католической Европе пока что не разожжены, но хворост уже наготове. Брат Гильом из обители Сен-Дени, слишком многое потерявший в миру, пока что мирно ловит рыбу в монастырском пруду - но от этого занятия ему придется отвлечься, иначе не было бы книги. Время и место Андрею Валентинову удались, и удались очень. Не так уж много деталей, но погружение полное. Удались и люди: сам Гильом-Андре, сложивший меч не для того, чтобы жечь людей на кострах, но помимо своей воли вынужденный подносить факел к пороховой бочке (пороха в Европе, кажется, еще нет, но для метафор это вряд ли важно), на которой сидит и альбигойская Тулуза, в которую его направили, и вся Европа; деревенский увалень брат Петр, которому никак не дается lingua latina; брат Ансельм, аристократичный, остроумный, в свои восемнадцать уже имеющий за плечами достаточно тяжкий грех, дабы прятаться от своих призраков за стенами монастыря. При таких исходных данных первую треть книги я ничуть не сомневалась, что она получит от меня наивысший балл. Но... все-таки нашлось "но".
Мне порой остро не хватает половинок звездочек. В трехбальной системе было как-то проще сориентироваться, понравилось или все-таки не особенно, а вот в попытках определить, "понравилось" или "очень понравилось" я постоянно теряюсь, и хочется поставить нечто среднее. Оценку этой книги я в итоге меняла раз пять, и до сих пор не уверена в ее точности, но все же четверка будет честнее. При всех моих восторгах от исполнения и персонажей, фабула разочаровала. Для стандартного фэнтези о бравых приключенцах, идущих сразить зло, которое - дабы была интрига - оказывается не таким уж и злом, а натуральное зло - оно в другом месте, было бы неплохо. А для всех тех расписанных мной выше прелестей - очень уж просто. Все вопросы объясняются магией, магия - вмешательством Древней Расы... Особенно глубоких проблем в процессе тоже не поднимается. Слишком все хорошо начиналось, я настроилась на большее.
А все-таки книга хорошая. Из тех, у которых есть недочеты, но эти недочеты со временем стираются из памяти, а все хорошее, что в книге было, остается с тобой надолго. Эта категория хотя и уступает книгам идеальным, но явно выигрывает у тех, которые затягивают, пока дочитываешь их ночью, но уже утром ты не можешь вспомнить, что в этом нашел. Андрея Валентинова обязательно буду читать дальше. За совет на флэшмобе-2011 благодарю vaenn .
Признаться, дороги Королевства Французского не располагают к быстрому путешествию. Они вообще не располагают к путешествию...