"Родиться женщиной - какое несчастье! Однакое еще большее несчастье - будучи женщиной, не осознавать своей трагедии до конца", - говорит Кьеркегор. Между тем с давних пор общество сремится замаскировать это несчастье. Например, общество рассталось с институтом попечительства: взамен женщина получила "покровителей" у которых те же права, что и у попечителей в древности, причем считается, что это в интересах самой женщины. Запрещать ей работать, держать ее дома - значит, оказывается, защищать ее от себя самой, обеспечивать ее счастье. Известно, сколько поэтического тумана напускается на те монотонные, однообразные нагрузки, навязанные ей: домашнее хощяйство, материнство; в обмен на свободу ей преподносят в подарок сомнительные сокровища "женственности". Бальзак прекрасно описывает эту уловку, он советует мужчинам относиться к женщине как к рабыне и при этом внушать ей, будто она королева. Менее циничные мужчины стараются и себя самих убедить в том, что она принадлежит к числу привелегированных. Среди американских социологов есть те, что сегодня всерьез преподносят теорию "low-class gain", то есть теорию "преимуществ низших каст". И во Франции тоже нередко провозглашалось - правда, не в столь научной форме, - что рабочим просто повезло, им нет нужды что-либо "изображать", что-либр "представлять собой"; в таком случае еще больше повезло клошарам, бродягам, ведь они могут ходить в отрепьях, спать просто на улице, этого удовольствия, этой радости лишены и граф Бомонт, и несчастные господа из семейства де Вендель. Этакие беспечные завшивленные голодранцы весело и бодро чешутся от заедающих их паразитов, радостные негры, заливаюшиеся смехом под ударами плетей и хлыстов, развеселые арабы из Суса, с улыбкой на устах закапывающие в землю своих умерших от голода детей, - вот так и женщины наслаждаются жизнью, пользуясь своей несравненной привелегией: отсутствием обязанности нести ответственность.