Выходя после обеденного привала, он опять подумал об этом удивительном противоречии: Витя, Артёмыч, Николай Николаевич так хорошо знали природу, повадки животных, но без сожалений убивали всех, кто встречался им на пути.
"Наверное, они тоже по-своему любят природу. Но любят для себя - как машину или дом. Сама по себе природа их не интересует, для них она - чудесный интерьер. <...> Оформление мира вокруг. Им нравится, когда мир оформлен в горы, деревья, птиц, животных. Им приятно гулять по такому миру. Не более того. Главным для них остается человек. Горы они любят - как стены, деревья - как шкафы, зверей - как вазы, украшения, статуэтки. Считают их красивыми. Любуются. А при необходимости используют. Сдирают мех, выщипывают перья, режут на куски мясо."
<...>
Мама любит животных. Жалеет бездомных кошек, собак, своих мышей. Но при этом носит шубу из соболиного меха, ест свинину и говядину. Откуда это противоречие? Как его объяснить? Неужели и мама любит животных для себя? Но тут уж дело не в интерьере, а в чем-то более сложном.
Она любит животных, потому что они напоминают человека. Обнимает котят, как ребенка или игрушку. Даже целует их. Но, конечно, никогда не подумает любить их по-животному: нюхать им под хвостом, вылизывать холку. Воспринимает жизнь как комикс, пародию на жизнь человеческую, поэтому умиляется. Видит щенка беззащитным ребенком, поэтому оберегает. А вот с щитомордником так не получится, вот его и не жалко.
Кого не очеловечила, того не любит. Точнее даже - относится к ним, как на самом деле относится к животным.
<...>
Мама думает, что любит животных, а на деле любит в них все то, что напоминает ей о человеке.
Потому что по-настоящему человек любит только себя и восхищается только собой.
<...>
А те, кто не любит людей и живет с собачками и кошками, на самом деле, так же как и все, любит только человека - тоскует о нем, тоскует о здоровом общении, потому что сам в чем-то сломался, разлучился полноценно быть человеком. Ну или разочаровался в тех, кто его окружает, и по слабости прячется в своём театре, где на каждую собачку повесил маску человека, точнее - его упрощенной копии. Ведь не лает же он с ними, а разговаривает, общается как с человеком и больше всего умиляется, если собаке или попугаю удаётся сказать что-то понятное, похожее на человеческую речь.