Информация
Родился: 12 декабря 1821 г., Руан, Франция
Умер: 8 мая 1880 г., Круассе, Руан, Франция
ГЮСТАВ ФЛОБЕР — французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари» (1856).


Французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 год Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим…

ГЮСТАВ ФЛОБЕР — французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари» (1856).


Французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 год Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л. Буйе (1822-1869), который на всю жизнь стал его верным другом.

В 1840 году Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М. Дю Каном (1822-1894), который стал его спутником в путешествиях. В 1843 году у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. После смерти отца в 1846 году он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа. Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И. Тэном, Э. Золя, Г. Мопассаном и И. С. Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной темой были литературные проблемы.

Флобер был воспитан на творениях Ф. Шатобриана и В. Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов - "Госпожа Бовари" (1857).

Великое творение литературы, "Госпожа Бовари" обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого "правильного слова". Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре "Госпожи Бовари", оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов - Г. Джеймса, Дж. Конрада, Дж. Джойса, М. Пруста и многих других.

В 1862 году появился исторический роман Флобера "Саламбо", в 1869 году - роман нравов "Воспитание чувств", в 1874 году - "Искушение Святого Антония", в 1877 - "Три повести"; затем Флобер стал усиленно работать над давно задуманным любимым своим произведением, романом "Бувар и Пекуше", но не успел закончить его; из предполагаемых двух томов Флобер написал только один, и тот не имеет завершенности других произведений Флобера. Конец жизни Флобера был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом, Максимом Дюканом; мать его умерла, материальное положение его ухудшилось, так как значительную часть своего состояния он уступил бедным родственникам. Полного одиночества Флобер не испытал в старости, благодаря нежным заботам своей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Санд; большое утешение доставлял ему также Ги де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Флобера; он умер от апоплексического удара. В 1890 году ему поставлен в Руане памятник, работы известного скульптора Шапю.

Библиография

Романы:
1856 - Госпожа Бовари (Мадам Бовари)
1859 - Воспитание чувств
1862 - Саламбо
1881 - Бувар и Пекюше (неоконченный)
Пьеса:
1874 - Искушение Святого Антония (философская драма)
Повести:
1877 - Простая душа
1877 - Легенда о Святом Юлиане Странноприимце
1877 - Иродиада
1877 - Лексикон прописных истин
1887 - 1893 - Письма

Интересные факты

"Отшельник из Круассе" - так называли его друзья, под этим именем он вошел в историю литературы. "Я - человек-перо, я существую из-за него, ради него" - так говорил сам о себе Флобер.
Работал он по 10-15 часов в сутки (случалось и больше, почти никогда - меньше). "Он ложился в четыре утра, а с десяти, сам этому удивляясь, уже опять сидел за письменным столом", "...однажды он просидел... 38 часов подряд и дошел до такого изнеможения, что когда попытался за обедом налить себе стакан вина, то оказался даже не в силах поднять графин" (Э. и Ж. Гонкуры).
Моряки, плавающие по Сене, пользовались его окном, как маяком - там всегда горел свет.
Добросовестность Флобера стала притчей во языцех еще при жизни писателя. Он терпеть не мог приблизительности ни в слове, ни в факте. Прочитать 10 томов, чтобы написать 10 страниц - это было в порядке вещей. Описание смерти Эммы Бовари потребовало едва ли не целой медицинской библиотеки. А после работы над историческим романом "Саламбо" он был способен разговаривать на равных, и разговаривал, и спорил, с крупнейшими историками века. Собирая материалы для "Воспитания чувств", он не удовлетворился печатными источниками - даром, что целую зиму просидел в парижских читальнях, а буквально атакует Жорж Санд просьбами прислать подробные воспоминания о событиях 1848 года.
Если надо было описать какую-нибудь местность, он сам отправлялся туда. (Хорошо, когда то было во Франции, случалось, что и в Африке).
А сколько времени, мук, сил уходило на поиски нужного, единственного слова!
Работал он чрезвычайно медленно. "На прошлой неделе я пять дней просидел над одной страницей!"; "Я уже два дня бьюсь над одним абзацем"; "Вчера 10 часов подряд просидел над тремя строчками и не сделал их". Такими признаниями полны письма Флобера.
Он начал писать в девять лет. Его первый роман, "Госпожа Бовари", появился, когда ему было тридцать пять.
Книга вышла в свет, и автор оказался на скамье подсудимых: "за оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов".
Он не увлекался ни коллекционированием, ни охотой, ни рыбной ловлей, но одно "хобби", одна "коллекция" у него все-таки была - коллекция человеческой глупости. Он собирал вырезки из газет, деловые бумаги, различные документы - свидетельства глупости и пошлости. Любой новый "экспонат" веселил его безмерно, он мог говорить о нем неделями, сообщал о находке всем, с кем общался и переписывался.

Экранизации

1910 Иродиада
1911 Искушение Святого Антония (короткометражный фильм)
1911 Саламбо (короткометражный фильм)
1925 Саламбо
1932 Порочная любовь
1934 Мадам Бовари
1937 Мадам Бовари
1947 Мадам Бовари
1949 Мадам Бовари
1953 Madame Bovary (ТВ)
1960 Саламбо
1962 Воспитание чувств
1969 Мадам Бовари
1971 Бувар и Пекюше (ТВ)
1973 Воспитание чувств (мини-сериал)
1974 Мадам Бовари (ТВ)
1975 Мадам Бовари (мини-сериал)
1977 С легким сердцем
1985 Иродиада (ТВ)
1989 Спаси и сохрани
1989 Бювар и Пекюше (ТВ)
1991 Мадам Бовари
1993 Госпожа Майя
1998 Par coeur
2000 Госпожа Бовари (ТВ)
2000 Ночь за ночью
2008 Простая душа
2009 Время любить (короткометражный фильм)
2011 По сердечным причинам
2014 Госпожа Бовари

романтично
Моя оценка:
Саламбо Гюстав Флобер
Очередной том "Антологии исторического романа содержит в себе произведения зарубежных авторов, события в которых происходят в глубокой древности древнего мира нашей планеты. Приятного чтения, уважаемый читатель! Содержание: 1. Эндрю Ходжер: Храм Фортуны I 2. Эндрю Ходжер: Храм Фортуны II 3. Маргита Фигули: Вавилон (Перевод: Ю. Богданов, И. Богданова) 4. Гюстав Флобер: Саламбо (Перевод: И. Минский) 5. Эрик Хелм: Критская Телица 6. Маркос Чикот: Убить Пифагора [Литрес] (Перевод:...
Лиса Элис № 7 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Госпожа Бовари. Воспитание чувств» 1 год назад
Моя оценка:
Вот бы современные авторы так писали...
Из пяти книг, напечатанных Флобером за его шестидесятилетнюю жизнь, только две — «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» — посвящены современной Флоберу французской действительности, периоду между двумя революциями: 1830 и 1848 годов. Они-то и сыграли наибольшую роль в истории европейских литератур и остались в памяти наших читателей. Вступительная статья Б. Реизова, примечания Т. Соколовой и М. Эйхенгольца, перевод А. Федорова и Н. Любимова. Вступительная статья Б. Реизова Примечания...
Лиса Элис № 7 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Госпожа Бовари» 1 год назад
мудро
Моя оценка:
Захотелось качественной прозы) Эмма - это нечто, конечно! Вот бы она сегодня развернулась, особенно, в "новомодных" сюжетах...
«Госпожа Бовари» — великий роман французского писателя Гюстава Флобера. Главная героиня — Эмма Бовари — страдает от невозможности осуществить свои мечты о блистательной, светской жизни, полной романтических страстей. Вместо этого она вынуждена влачить монотонное существование супруги небогатого провинциального врача. Тягостная атмосфера захолустья душит Эмму, но все ее попытки вырваться за пределы безрадостного мира обречены на провал: скучный муж не может удовлетворить запросов супруги, а ее...