Информация
Родился: 7 марта 1964 г., Лос-Анджелес, США

Брет Истон Эллис — американский писатель.

Родился 7 марта 1964 в Лос-Анджелесе, шт. Калифорния, США. Его родители — отец Роберт Мартин Эллис, застройщик, и мать Дэйл Эллис, домохозяйка, — разводятся в 1982 вскоре после того, как их сын отправляется в колледж. До восемнадцати лет он часто подвергается насилию со стороны отца, имевшего серьёзные проблемы с алкоголем. Роберт Эллис умрёт в 1992, так и не примирившись с сыном. Их непростые отношения найдут отражение в творчестве Брета Истона Эллиса — в частности, при создании образа своего самого знаменитого героя Патрика Бэйтмана писатель будет отталкиваться от фигуры собственного отца (впрочем, в более позднем интервью Эллис назовёт это объяснение ложью со своей стороны, вызванной нежеланием признать, что в большей степени он писал Бэйтмана с самого себя). Не менее противоречивые ответы Эллис в разное время будет давать и по другим вопросам своей биографии — в частности, о своей личной жизни: сообщая в одном из интервью о значительной роли в своей жизни Майкла Каплана, друга и любовника на протяжении шести лет, чья смерть послужила катализатором для завершения романа «Лунный парк», в другом он заявит, что Майк умер бы ещё раз, если бы услышал о себе и Брете слово «любовник», хотя и призна́ет усиливающуюся с годами мизогинию, «неопределённую сексуальность» и опыт «игры по обе стороны сетки».

Брет Истон Эллис изучает музыку в новоанглийском Беннингтон-колледже, здесь в 1986 он получает степень бакалавра. Позднее это учебное заведение послужит писателю прототипом для вымышленного Кэмден-колледжа, в котором будут разворачиваться события его книги «Правила секса». Свой первый роман «Меньше, чем ноль» Эллис пишет в качестве курсовой работы по семинару писательского мастерства и публикует ещё будучи студентом. Книга о полной секса и насилия жизни «золотой молодёжи» Лос-Анджелеса имеет хорошие отзывы в прессе и пользуется читательским успехом — в первый год она расходится тиражом 50 тысяч экземпляров. В 1987 Эллис переезжает в Нью-Йорк, где выпускает свой второй роман.

Наибольшую, в том числе скандальную, известность получает опубликованный в 1991 роман Эллиса «Американский психопат». Ещё до своего выхода книга вызывает резкие протесты со стороны некоторых общественных организаций, обвинивших автора в пропаганде насилия и женоненавистничестве. С другой стороны, в поддержку Эллиса выступают видные фигуры американской литературы, например, Норман Мейлер. Общественное недовольство приводит к смене издателя, тем не менее, «Американский психопат», пусть и с определённой задержкой, выходит в свет. Роман о преуспевающем яппи с Уолл-стрит Патрике Бэйтмане, совершающем (возможно, лишь в своих фантазиях) кровавые убийства, становится событием книжного рынка США.

При экранизации «Информаторов» Брет Истон Эллис впервые выступает в качестве автора сценария и продюсера. В 2010 писатель выпускает новую книгу — сиквел к своему дебютному роману «Меньше, чем ноль».

Библиография

1985 — Меньше, чем ноль ( Ниже нуля ) / Less Than Zero
1987 — Правила секса / The Rules of Attraction
1991 — Американский психопат / American Psycho
1994 — Информаторы / The Informers
1998 — Гламорама / Glamorama
2005 — Лунный парк / Lunar Park
2010 — Ампирные спальни / Imperial Bedrooms

Интересные факты

БРЕТ ИСТОН ЭЛЛИС: Я убил Брета Истона Эллиса

Подготовила Ольга РОМАНЦОВА (по материалам журнала «Штерн»)

Брета Истона ЭЛЛИСА называют одним из самых талантливых американских авторов среднего поколения (он родился в 1964). Писателю принёс известность первый роман «Ниже нуля», опубликованный в середине 80-х. Еще одна книга — «Американский психопат» — снова привлекла к Эллису внимание читателей, хотя критики назвали его роман спорным. Сейчас Эллис выпустил новый роман «Лунный парк», где пытается рассчитаться со своим прошлым. Герой «Лунного парка» напоминает альтер эго писателя.

— Мистер Эллис, как чувствует себя человек, который написал о Брете Истоне Эллисе?

— Брет Истон Эллис больше не интересуется Бретом Истоном Эллисом. Я убил его, когда написал «Лунный парк». Сочиняя его, я с удовольствием играл эту роль. Носил симпатичные чёрные костюмы, модные галстуки, курил хорошие сигареты и много говорил о вечеринках, куда частенько ездил. Наверное, Брет Истон Эллис был неплохим парнем.

— Но в действительности Вы совсем не такой?

— Когда я стал вести себя так, я был слишком молод и не всегда понимал, что и зачем я делаю. Мои поклонники в шутку стали называть меня «злым мальчиком», который занимается литературой. Глядя на меня, они вспоминали поэтов-декадентов, о которых я иногда писал. Я играл ту роль, которую от меня ждали, и внёс большой вклад в создание образа так называемого монстра Брета Истона Эллиса. Это продолжалось довольно долго. Порождённый мною образ чуть не свел меня с ума. Но теперь всё кончено: я убил Брета Истона Эллиса, написав свой новый роман.

— Давайте разберемся: он в романе делает то же самое, что вы делали в жизни, или нет? Например, вы ездили на «феррари» так же бесшабашно, как Брет Истон Эллис?

— Я ездил на «феррари». Но не всегда так бесшабашно.

— А Ваш отец действительно устроил вечеринку после окончания экзаменов? Были ли среди гостей, как вы описываете в «Лунном парке», Мадонна и Энди Уорхол?

— Сначала Уорхол обещал привезти Мадонну, но потом приехал совсем с другими людьми. Тогда я дружил с разными актёрами, все были приглашены: Кейт Харинг, Жан-Мишель Баскэ. Уорхол хотел, чтобы я с ним и ещё с несколькими друзьями поехал на другую вечеринку. Но я не мог удрать со своего собственного праздника.

— Некоторые моменты в Вашей новой книге напоминают фильмы ужасов Стивена Кинга. Как Вы прокомментируете это сравнение?

— «Лунный парк» рассказывает простую историю о человеческой жизни. В ней случается всякое.

— Иногда кажется, что Вы хотите посмеяться над читателем. Иногда — что хотите избавиться от собственных страхов. Но ваш роман нельзя назвать «простой историей».

— Всё-таки я писатель-постмодернист. Я люблю старые клише и хотел немного пошутить и поиграть с ними. Иногда я писал как реалист, иногда они меня пугали, а иногда мне хотелось их как следует высмеять. Но все же я хотел написать цельную книгу. «Лунный парк», конечно, содержит множество разных пластов. Но это самая простая из моих книг, чуть сложнее первого романа «Ниже нуля». В ней много непосредственных реакций, действия в буквальном смысле этого слова и жизненные, полнокровные герои.

— Роман наполнен очень сильным ощущением скорби и потерь. Вы испытывали те же чувства?

— Да. Отсутствие внутренних связей, сложные отношения между сыном и отцом — всё это было на самом деле. Всё, о чём я написал, по-настоящему происходило.

— Отец героя напоминает вашего отца, умершего в 1992. Он стал прообразом серийного убийцы Патрика Бэйтмана в романе «Американский психопат». Мне казалось, что, написав этот роман, Вы смогли избавиться от тяжёлого отцовского влияния.

— Да, после романа «Американский психопат» я действительно избавился от своего отца. Однако в следующем романе «Гламорама» он вернулся и отомстил мне. В книге снова появился отец, который обменивает своего сына на другого человека. В «Лунном парке» он опять вернулся. Надеюсь, что в последний раз.

— В отличие от Вас у Брета Истона Эллиса в романе есть дети. Означает ли это, что Вы стали лучше понимать собственного отца?

— Я был в ярости, начиная писать «Лунный парк», но постепенно стал понимать отца гораздо лучше. Я должен был поставить себя на его место и спросить себя: «Почему ты женился? Почему ты завёл детей? Зачем притащил в дом всех мучивших тебя демонов?» Чтобы найти ответы, я погрузился в прошлое своего отца, понял, что вызывало у него злость и отчаяние. Работая, я так много узнал об отце, что, наверное, мог бы ему сказать: «Жаль, что ты портил нам жизнь. Ты терпел одну неудачу за другой, но мы могли бы тебя понять. Ведь жизнь, несмотря ни на что, продолжается».

— Расскажите о Майкле Уэйде Каплане. Вы посвятили роман «Лунный парк» ему и своему отцу.

— В то время, когда я писал «Лунный парк», Майкл Уэйд Каплан был моим лучшим другом. Он умер в январе 2004.

— В возрасте тридцати лет. То есть шесть лет он был вашим самым близким другом?

— Да, шесть лет. Мы были знакомы восемь лет и шесть лет практически не расставались. Он умер внезапно.

— Существует ли какая-нибудь связь между его смертью и особой эмоциональной напряжённостью, которая возникает в «Лунном парке»?

— Он умер, когда я уже закончил черновой вариант романа. Две или три недели после его смерти я ничего не мог делать, а потом снова взялся за роман и стал вносить в него правку. Я решил написать эту книгу ещё до того, как познакомился с Майком, и наши отношения никак на неё не повлияли. Но, заканчивая «Лунный парк», я всё время думал о его смерти. Наверняка это внесло в роман эмоциональную напряжённость и печаль, о которой Вы говорите.

— Роман «Ниже нуля» Вас прославил в то время, когда Вам было чуть больше двадцати. Как Вы считаете, это принесло Вам пользу или вред?

— По-моему, мне повезло. Успех моего первого романа избавил меня от мучений, которые пришлось испытать большинству моих друзей и сверстников. Мне не надо было искать дополнительных заработков, заниматься тем, чего мне не хотелось делать. Хотя... С одной стороны, это упростило мою жизнь, но с другой — затормозило моё развитие. Ранний успех мне помог, но он пришёл в двадцать один год, и меня почти до сорока лет называли «плохим мальчиком». Только совсем недавно мне удалось избавиться от этого прозвища и наконец стать взрослым. Большинство моих друзей повзрослели в двадцать лет. Вероятно, ранняя слава не всегда приносит пользу.

— Получается, что Вы приговорили себя к тому, чтобы навсегда остаться литературным персонажем?

— Нет, вовсе нет. Персонаж не имеет ко мне никакого отношения. Его время уже закончилось.

Экранизации

1987 — Меньше нуля / Less Than Zero
2000 — Американский психопат / American Psycho
2002 — Правила секса / The Rules of Attraction
2008 — Информаторы / The Informers
2013 — Лунный парк / Lunar Park

АК68 № 137 в рейтинге
поделился мнением о книге «Правила секса» 4 года назад
скучно
Моя оценка:
Трудно читаемый и убогий бред Брета. Утомительно, бесцельно. Интеллектуальный бестселлер это не книга на грани шизофрении, это книга дающая повод задуматься и ставящая оригинальные вопросы перед обществом, и пути их решения - это как пример. А тут просто убожество, выставленное на показ. У автора скорее проблемы с психикой родом из детства.
АК68 № 137 в рейтинге
поделился мнением о книге «Правила секса» 4 года назад
скучно
Моя оценка:
Трудно читаемый и убогий бред Брета. Утомительно, бесцельно. Интеллектуальный бестселлер это не книга на грани шизофрении, это книга дающая повод задуматься и ставящая оригинальные вопросы перед обществом, и пути их решения - это как пример. А тут просто убожество, выставленное на показ. У автора скорее проблемы с психикой родом из детства.
Впервые на русском — второй роман глашатая «поколения Икс», автора бестселлеров «Информаторы» и «Гламорама», переходное звено от дебюта «Ниже нуля» к скандально знаменитому «Американскому психопату», причем переходное в самом буквальном смысле: в «Правилах секса» участвуют как герой «Ниже нуля» Клей, так и Патрик Бэйтмен. В престижном колледже Кэмден веселятся до упада и пьют за пятерых. Здесь новичку не дадут ни на минуту расслабиться экстравагантные вечеринки и экстремальные приколы, которым,...