Если можно философствовать об облаках, значит, можно размышлять и о любых других вещах, потому что облака воплощаются самую крайнюю форму неуловимого. (с) Рене Декарт
Однако цитирование — это всегда акт насилия: оно вырывает фрагмент из структуры, представляющей собой целостность.
На примере итальянского барокко с помощью огромного числа источников Хаскелл показал, насколько наивной является вера в неограниченную фантазию художника и насколько определяющими для многих центральных произведений мирового искусства были желания и вкус заказчика.
Вера в себя всегда должна сопровождаться недоверием к себе.
1901 году, в свои золотые дни, он приехал в Брюссель к Ван де Вельде и записал 7 марта: «Он отрицает, что его искусство имеет иную цель, помимо идеальной красоты. Он считает, что sérénité [25] имеет этические последствия в духе Рёскина, потому что оно укрепляет человека, живущего в безмятежности, — то есть экономит ему те силы, которые приходится тратить на защиту от уродства».
Например, Мане: «Если через сто лет — то есть сейчас — некий летописец будет искать важнейшие образцы нашего искусства, то из работ Мане он назовет две ранние картины — „Олимпию“ и „Завтрак на траве“».
"Только один знаток искусства ни разу не опозорился: он был немой и не умел писать" (с) Макс Фридлендер
Продолжим тему мифологии: если Берлин - незаконнорожденный сын греческого бога и человека, то его отцом был, скорее всего, Дионис, а матерью - секретарь профкома западноберлинского паспортного стола.