Западная культура приходит к атеизму через обмирщение святого, а восточная – через освящение мирского.
В зависимости от того, на кого равняются люди – на ближнего или на Бога, - зависит и их стремление либо к внешнему успеху, либо к спасению души.
Путешественники, не знавшие дореволюционной России, впадают в грубую ошибку, объясняя социальную задушевность русских новым государственным и общественным строем. То, что их восхищает, есть не коммунистическое, а русское в советском государстве. Это не благодаря большевизму, а вопреки ему. Большевизм именно разрушает эту русскую естественность, превращая всю жизнь в театр.
Чувство братства во многом облегчает русскому жизнь и делает её более сносной, чем у западного человека с его инстинктом борьбы, хищничества, конкуренции.
Только в опоре на божественную сторону своей души люди могут надеяться образовать истинное сообщество.
«Не в однообразии буржуазного мира, но в апокалиптическом громе рождаются религии»
А какая разница между Западом и Востоком в способе чтения книг! Европеец читает книгу, чтобы узнать, о чём в ней идёт речь. Русский читает, чтобы узнать что-то о себе. Для него написанное – лишь ключевые понятия, возбуждающие его душу. То есть книга для него – это способ самопознания, а не приобретение, присоединяемое к своему имуществу.