Информация
Родился: 24 января 1776 г., Кёнигсберг, Восточная Пруссия
Умер: 25 июня 1822 г., Берлин, Германия

Эрнст Теодор Амадей Гофман — немецкий писатель, композитор, художник. Псевдоним как композитора — Иоганн Крайслер.

Родился в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736-1797). Когда Эрнсту было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Эрнст рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, он выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.

В 1800 Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и много времени для творчества.

Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряду бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым. В ту пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России В. Г. Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Ф. М. Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище.

Библиография

Циклы произведений

1814 — Фантазии в манере Калло / Fantasiestücke in Callot's Manier

Фантазии в манере Калло. Часть I
1814 — Жак Калло / Jaques Callot
1809 — Кавалер Глюк / Ritter Gluck
1810—1814 — Крейслериана I / Kreisleriana:
1810 — Музыкальные страдания капельмейстера Иоганнеса Крейслера / Johannes Kreislers, des Kapellmeisters, musikalische Leiden
1814 — Ombra adorata / Ombra adorata
1812 — Мысли о высоком значении музыки / Gedanken über den hohen Wert der Musik
1813 — Инструментальная музыка Бетховена / Beethovens Instrumental-Musik
1814 — Крайне бессвязные мысли / Höchst zerstreute Gedanken
1814 — Совершенный Машинист / Der vollkommene Machinist
1814 — Дон Жуан / Don Juan
1814 — Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца / Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza

Фантазии в манере Калло. Часть II
1814 — Магнетизер / Der Magnetiseur
1814 — Золотой горшок / Der goldene Topf: Ein Märchen aus der neuen Zeit
1814 — Приключения в новогоднюю ночь / Die Abenteuer der Silvesternacht
1814—1815 — Крейслериана II / Kreisleriana:
1814 — Письмо барона Уолборна Капельмейстеру Крейслеру / Brief des Barons Wallborn an den Kapellmeister Kreisler
1814 — Письмо капельмейстера Крейслера барону Уолборну / Brief des Kapellmeisters Kreisler an den Baron Wallborn
1815 — Музыкально-поэтический клуб Крейслера / Kreislers musikalisch-poetischer Klub
1814 — Сведения об одном образованном молодом человеке / Nachricht von einem gebildeten jungen Mann
1814 — Враг музыки / Der Musikfeind
1814 — Об одном изречении Саккини и так называемых музыкальных эффектах / Über einen Ausspruch Sacchinis, und über den sogenannten Effect in der Musik
1815 — Аттестат Иоганнеса Крейслера / Johannes Kreislers Lehrbrief

1817 — Ночные этюды / Nachtstücke

1815 — Песочный человек / Der Sandmann
1815 — Игнац Деннер / Ignaz Denner
1815 — Церковь иезуитов в Г. / Die Jesuiterkirche in G.
1815 — Sanctus / Das Sanctus
1816 — Пустой дом / Das öde Haus
1816 — Майорат / Das Majorat
1816 — Обет / Das Gelübde
1816 — Каменное сердце / Das steinerne Herz

Серапионовы братья / Die Serapionsbrüder

Часть I

1818 — Предисловие / Vorwort
1819 — Отшельник Серапион / Der Einsiedler Serapion
1817 — Советник Креспель / Rat Krespel
1815 — Фермата / Die Fermate
1813 — Поэт и композитор / Der Dichter und der Komponist
1818 — Эпизод из жизни трёх друзей / Ein Fragment aus dem Leben dreier Freunde
1816 — Артуров зал / Der Artushof
1819 — Рудники Фалуна / Die Bergwerke zu Falun
1816 — Щелкунчик и Мышиный Король / Nußknacker und Mausekönig

Часть II

1818 — Состязание певцов / Der Kampf der Sänger
1819 — История привидения / Eine Spukgeschichte
1814 — Автоматы / Die Automate
1818 — Дож и Догаресса / Doge und Dogaresse
1814 — Церковная музыка, старая и новая / Alte und neue Kirchenmusik
1819 — Мейстер Мартин-Бочар и его подмастерья / Meister Martin der Küfner und seine Gesellen
1817 — Чудесное дитя / Das fremde Kind

Часть III

1819 — Сведения из жизни известного лица / Nachricht aus dem Leben eines bekannten Mannes
1819 — Выбор невесты / Die Brautwahl
1819 — Зловещий гость / Der unheimliche Gast
1819 — Мадемуазель де Скюдери / Das Fräulein von Scuderi
1819 — Счастье игрока / Spielerglück
1819 — Барон фон Б. / Der Baron von B

Часть IV

1819 — Синьор Формика / Signor Formica
1821 — Захария Вернер / Zacharias Werner
1817 — Явления / Erscheinungen
1820 — Связь вещей / Der Zusammenhang der Dinge
1821 — Вампиризм / Vampirismus
1821 — Эстетическое чайное общество / Die ästhetische Teegesellschaft
1821 — Королевская невеста / Die Königsbraut

Романы
1815 — Эликсиры сатаны / Die Elixiere des Teufels
1822 — Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера / Lebensansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufälligen Makula
1822 — Повелитель блох / Meister Floh

Эссе
1819 — Необыкновенные страдания директора театра / Seltsame Leiden eines Theater-Direktors

Повести
1819 — Крошка Цахес, по прозванию Циннобер / Klein Zaches, genannt Zinnober
1820 — Принцесса Брамбилла / Prinzessin Brambilla

Пьесы
1814 — Принцесса Бландина / Prinzessin Blandine

1819—1822 — Поздние новеллы
1819 — Хайматохаре / Haimatochare
1821 — Маркиза де ла Пивадьер / Die Marquise de la Pivardiere
1821 — Двойники / Die Doppeltgänger
1820 — Разбойники / Die Räuber
1820 — Ошибки / Die Irrungen
1821 — Тайны / Die Geheimnisse
1821 — Стихийный дух / Der Elementargeist
1821 — Datura fastuosa / Datura fastuosa
1820 — Мастер Иоганн Вахт / Meister Johannes Wacht
1822 — Враг / Der Feind
1822 — Выздоровление / Die Genesung
1822 — Угловое окно / Des Vetters Eckfenster
1823 — Новейшие сведения об одном любителе приключений / Neueste Schicksale eines abenteuerlichen Mannes (не окончена)

Интересные факты

Гофман в своём имени Эрнст Теодор Вильгельм изменил последнюю часть на Амадей в честь любимого композитора — Вольфганга Амадея Моцарта.

Гофман является одним из писателей, повлиявших на творчество Э. А. По и Г. Ф. Лавкрафта.

Экранизации

1916 — Сказки Гофмана / Hoffmanns Erzählungen
1919 — Кукла / Die Puppe
1923 — Потерянная туфелька / Der verlorene Schuh
1951 — Сказки Гофмана / The Tales of Hoffmann
1955 — Фрейлейн фон Скудери / Das Fräulein von Scuderi
1964 — Щелкунчик / Der Nußknacker
1965 — Щелкунчик / The Nutcracker
1965 — Кабинет профессора Энслена / Das Kabinett des Professor Enslen
1967 — Щелкунчик / Dziadek do orzechów
1968 — Щелкунчик / The Nutcracker
1972 — Эликсир дьявола / Die Elixiere des Teufels
1973 — Щелкунчик
1977 — Щелкунчик / The Nutcracker
1979 — Щелкунчик / Nutcracker Fantasy
1981 — Сказки Гофмана / Les contes d'Hoffmann (The Tales of Hoffmann)
1983 — Ошибка старого волшебника / Zauber um Zinnober
1985 — Щелкунчик / The Nutcracker
1986 — Щелкунчик / Nutcracker
1986 — Мадемуазель де Скюдери / Az ördög talizmánja
1989 — Щелкунчик
1990 — Принц Щелкунчик / The Nutcracker Prince
1993 — Песочный человек / E.T.A. Hoffmanns Der Sandmann
1994 — Щелкунчик
1994 — Щелкунчик / The Nutcracker
1997 — Щелкунчик / The IMAX Nutcracker
1997 — Щелкунчик / Nötknäpparen
1999 — Щелкунчик / The Nutcracker
2001 — Щелкунчик / The Nutcracker
2003 — Тише!
2004 — Щелкунчик и Мышиный Король
2007 — Щелкунчик: Рождественская история / The Nutcracker: A Christmas Story
2008 — Щелкунчик
2009 — Щелкунчик / The Nutcracker

Лиса Элис № 8 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Щелкунчик и Мышиный король» 10 месяцев назад
мудро
Моя оценка:
Совершенно очаровательная сказка....
В книгу серии «Библиотека начальной школы» вошла знаменитая сказка великого немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в пересказе Л. Яхнина. Этой чудесной сказке уже почти два века, но её до сих пор с удовольствием читают и взрослые, и дети. Она повествует о самом главном – любви и преданности. Юные читатели наверняка по достоинству оценят и великолепные цветные иллюстрации. Для младшего школьного возраста. В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.
Марин.etc № 4 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Маленький Цахес, по прозванию Циннобер» 1 год назад
не оторваться
Моя оценка:
Читала еще в детстве, но под названием "Крошка Цахес...", было очень страшно, до жути. Но перечитывала, интересно.
Повесть-сказка «Маленький Цахес, по прозванию Циннобер» (1818) — одно из лучших произведений Э. Т. А. Гофмана. Двуплановое изображение мира, противопоставление реального и фантастического, характерное для повести «Золотой горшок», продолжается и углубляется в «Маленьком Цахесе». Сатира, облеченная в сказочную форму, разоблачает насилие, ложь и несправедливость, враждебные миру искусства.
Моя оценка:
Они избегают дневного света и выходят из своих укрытий лишь с наступлением сумерек. Они осторожны, хитры и коварны; они не отражаются в зеркалах, могут как тень скользить мимо глаз смертного и легко менять свой облик — например, оборачиваться летучей мышью или каким-либо хищным животным. Они испытывают регулярную потребность в свежей крови, посредством которой продлевают свое необычное существование. Их можно узнать по гипертрофированным клыкам. Их можно остановить с помощью распятия или связки...