Писатель, который был «вырезан из чистого кристалла воображения».
3 марта 1899 года, в Елизаветграде (ныне – Кривой Рог) в семье обедневшего дворянина польского происхождения Карла Олеши родился сын Юра. Как он сам любил повторять впоследствии – «Гейне, родившийся в 1801 году, называл себя первым человеком девятнадцатого века. Родившись на другом конце века, я могу назвать себя его последним человеком…»
Родным языком автора был польский. В 1902 г. семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи.
Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».
В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В.Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 г. родители Олеши смогли эмигрировать в Польшу. Он не поехал с ними.
В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке.
В 1924 г. Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка» (опубликован в 1928), посвятив его своей жене, Ольге Густавовне Суок. Всё произведение проникнуто романтическим революционным пафосом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трех жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощенной страны становится свободным.
В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют роман «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века
В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 г. не печатались и не упоминались официально (запрет был снят лишь в 1956 г.).
Важное место в наследии Олеши занимает книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» (опубликована в 1961 году, после смерти писателя). Дополненное издание «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать. Юрий Олеша щедро и искренне рассказал о себе в своей последней автобиографической книге «Ни дня без строчки».
В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.
Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории — не за служение родной коммунистической партии, а за истинный талант писателя. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Так было нельзя.
Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года.
Циклы произведений
Занд
1932 Кое-что из секретных записей попутчика Занда
Нищий, или Смерть Занда [= Чёрный человек], не окончено
Три рассказа
1936 Эжен Даби
1936 Полёт
1936 Летом
Романы
1927 Зависть
1928 Три Толстяка [сказка]
Рассказы
1927 Легенда [= Расправа]
1927 Лиомпа [= Вещи]
1928 Любовь
1929 В цирке
1929 Вишневая косточка [= Косточка, Рассказ о вишневой косточке]
1929 Мой знакомый [= Мой жизнерадостный знакомый]
1929 Пророк [= Сон]
1929 Цепь
1929 Человеческий материал
1929 Я смотрю в прошлое
1930 Записки писателя [= В мире]
1931 Альдебаран
1931 День
1932 Кое-что из секретных записей попутчика Занда
1933 Разговор в парке
1936 Комсорг
1936 Летом
1936 Наташа
1936 Первое мая [= За 3 дня]
1936 Полёт
1936 Стадион в Одессе
1936 Эжен Даби
1937 Зрелища
1937 Мы в центре города
1943 Рассказ про Мурада
1943 Эшелон
1944 Из ашхабадского дневника
1944 Коньки
1945 Высокий стиль
1945 Зеркальце
1945 Клыч
1946 Чудеса кукольного театра
1947 Воспоминание
1947 Иволга
1947 Стена учёных
1948 Туркмен
1949 Друзья
Прочие произведения
1956 Из записных книжек (1954-1956) [= Из литературных дневников]
1965 Ни дня без строчки
1999 Книга прощания
Кинофильмы
1936 — Строгий юноша
1938 — Болотные солдаты
1966 — Три толстяка
Мультфильмы
1950 — Девочка в цирке
1963 — Три толстяка
1971 — Огонь
1980 — Разлучённые
Другое
1967 — Зависть (телеспектакль)
1967/1987 — Ангел (киноальманах «Начало неведомого века», новелла первая)