Коран, вопреки устоявшемуся мнению, по сути своей не религиозное произведение. Это, если можно так выразиться, образ жизни. Религия и политика, экономика и право, общественная и частная жизнь, мир и война - все это включает в себя и сводит в единую систему Коран - запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 годами.
Первый раскол среди мусульман произошёл уже через несколько десятилетий после смерти пророка. Это было разделение мусульманской общины на суннитов и шиитов. Толчком к происшедшему стали политические события второй половины VII века, связанные и именем халифа ( заместителя Пророка) Али - приемного сына и зятя пророка Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Али, как ближайший родственник пророка, пользовался большим авторитетом среди мусульман, но против него активно действовал чрезвычайно влиятельный мекканский род Омейядов, из которого происходил, в частности, предшественник Али - халиф Осман, составивший, кстати, первую редакцию Корана. После гибели Османа в 656 году между сторонниками Али и приверженцами Омейядов вспыхнула гражданская война, в которой партия Али потерпела поражение, а сам халиф был убит. В 661 году представитель рода Омейядов Муавия объявил себя новым халифом. Однако разбитые последователи Али отказались признать это, считая, что халифом может являться только потомок пророка, то есть Али, а после него - это сыновья Фатимы. Этих-то сторонников Али и его рода и стали называть шиитами ( от " шиа" - "партия, сторонники", но это же можно перевести и как "отщепенцы, раскольники"). Шииты объявили Али первым имамом (дословно "стоящий впереди", титулом, вообще, чрезвычайно емким,включающим в себя и святость, и непогрешимость, и верховную власть, да и многое другое.
К политическим разногласиям вскоре добавились идеологические. Дело в том, что, ещё до появления первой редакции Корана при халифе Османе, среди значительной части мусульман большим уважением пользовалась Сунна (в переводе с арабского - "образец", "пример для подражания"), в то время представлявшая собой огромное количество устных рассказов о жизни пророка Мухаммеда, и его словах и делах. Впоследствии эти многочисленные хадисы составили необъятный письменный свод правил поведения, обязательных для каждого мусульманина. В традиционном исламе Коран и Сунна соотносятся примерно так же, как в христианстве Священное писание и Священное предание. Шииты - это протестанты ислама - Сунну священной не признают, в отличие от мусульман-ортодоксов - суннитов.
Заерства, совершенные крестоносцами в Антиохии, далеко превзошли все их прежние "деяния". Город подвергся самому дикому разграблению, многочисленное христианское население могло рассчитывать только на сохранение жизни, но никак не имущества; все мусульмане убивались на месте. (..) "Трудно сказать и о количестве добычи, собранной в Антиохии: представьте себе, сколько можете, а потом представьте ещё".
Захват города [Иерусалим] сопровождался небывалой доселе резней, затмившей по своим масштабам даже антиохийскую. Фанатики-крестоносцы, озлобленные сопротивлением жителей, не щадили никого. По бесстрастному свидетельству летописца, "защитники Гроба Господня вытаскивали, словно скот, из узких и самых дальних переулков тех, кто укрывался там от смерти, и избивали их на месте... Ходили по домам и извлекали оттуда отцов семейств с жёнами и детьми, прокалывали их мечом или сбрасывали с крыш". Самой страшной была бойня, которую крестоносцы строили в мечете Аль-Акса. Мусульмане надеялись найти здесь спасение: ведь по неписаным законам самих христиан, за стенами церкви каждый может просить зашиту. Тщетной была эта надежда. Ворвавшиеся в мечеть войны Танкреда превзошли в жестокости все своих соратников. Коленопреклонённых стариков, женщин и детей, обратившихся к Богу с молитвой о спасении, убивали как скот на бойне. В этот день в мечети Аль-Акса и у её стен погибло более десяти тысяч мусульман.
Изменившаяся историческая ситуация вдохнула новую жизнь в идеологию исламского джихада - борьбы за веру.
Автором первичной концепции джихада был сам пророк Мухаммед - собственно, иначе и быть не могло, ведь для любого мусульманина вся сущность бытия содержится в Коране. (...) Так и идея джихада в целом основана на словах пророка Мухаммеда: "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретили Аллах и его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано Писание, пока они не дадут откупа своей рукой". При это надо сказать, что идея джихада, как её высказываете Мухаммед, сложна и многослойна. Основой его является борьба за веру внутри себя; внешняя война - вторична. Да и само остриё этого "внешнего" джихада у Мухаммеда направлено против язычников-многобожников, а не "людей Писания" - христиан и иудеев. Ислам, например, категорически запрещает насильственное обращение в свою веру "людей Писания" - ведь они идут по верному пути, но лишь впали в заблуждение.
В воскресенье, 11 апреля [1204 год], состоялась всеобщая проповедь, на которой многочисленные епископы и священники разъяснили паломникам, что война со схизматиками - врагами католической веры - дело святое и законное, а подчинение Константинополя апостольскому престолу - великое и благочестивое деяние. Наконец, именем папы римского церковники провозгласили полное отпущение грехов всем, кто на следующий день пойдёт на приступ города.
Так католическая церковь, после долгих колебаний и сомнений, окончательно предала своих восточных братьев. Лозунги борьбы с исламом, за связанный город Иерусалим, были преданы забвению. Жажда поживиться в богатейшем городе мира, в котором, к тому же, находились важнейшие христианские реликвии, оказалась сильнее изначальных святых целей.
С конца XII века добавился, а в XII веке необычайно усилился ещё один фактор, весьма серьезно повлиявший на итоговую судьбу крестоносного движения - так называемая война гвельфов и гибеллинов, охватившая большую часть тогдашней Европы. Формально она началась как династический спор за императорскую корону потомками Генриха Льва из дома Вельфов и потомками Фридриха Барбароссы из династии Штауфенов (сторонники Штауфенов своё прозвище "гибеллины" получили, вероятно, от замка Вейблинген в Южной Германии, принадлежавшего Штауфенам.) Однако эта династическая распря вскоре расколола почти всю Европу на две партии; причём сторонники Вельфов после поражения и гибели их светских вождей выбрали своим руководителем римского первосвященника. С этого времени война династий превратилась в войну папства и империи.
XV век знаменует собой первый расцвет практики corso - захвата всех судов, плавающих под зелёным знаменем ислама. Согласно правилам corso, найденый на вражеских кораблях груз реализовывался на внешних рынках, а вырученные за него деньги делились между папой римским, великим магистром и рыцарями, захватившими "приз". От слова "corso" и происходит название знаменитых корсаров, так что именно госпитальеры были основоположниками нового вида пиратства - пиратства под государственным патронажем.