Об автореподробнее
Родился: 11 сентября 1862 г., Гринсборо, шт. Северная Каролина, США
Умер: 5 июня 1910 г., Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, США

О. Генри — выдающийся американский писатель, прозаик, автор популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками.

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 в Гринсборо, штат Северная Каролина. В трёхлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулёза. Позже попал под опеку своей тётки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке у дяди. Через три года уехал в Техас, пробовал разные профессии — работал на ранчо, служил в земельном управлении. Затем работал кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остине.

Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х. В 1894 Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник Rolling Stone, почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечён к суду в связи с недостачей, хотя она и была возмещена его родными.

После обвинения в растрате он полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осуждён и посажен в тюрьму Коламбус штата Огайо, где провёл три года (1898-1901).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов он остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии — О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Анри (Etienne Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор — Ohio Penitentiary. Первый свой рассказ под этим псевдонимом — «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в Mc Clure’s Magazine, — он написал в тюрьме.

Единственный роман О. Генри — «Короли и капуста» — вышел в 1904. За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907), «Голос города» (1908), «Благородный жулик» (1908), «Пути судьбы» (1909), «Избранное» (1909), «Точные дела» (1910) и «Коловращение» (1910).

В конце жизни страдал от цирроза печени и диабета. Скончался 5 июня 1910 в Нью-Йорке.

О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short story). Перед смертью О. Генри высказал намерение перейти к более сложному жанру — к роману:

Всё, что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год.



В творчестве, однако, эти настроения ничем не проявились, и О. Генри остался органическим художником «малого» жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период писатель впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил своё отрицательное отношение к буржуазному обществу.

Герои О. Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные — сменяют друг друга. Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что ещё более усиливает неожиданность финала.

О. Генри не является первым оригинальным мастером «короткого рассказа», он лишь развил этот жанр. Оригинальность О. Генри проявилась в блестящем применении жаргона, острых словечек и выражений и в общей колоритности диалогов.

Уже при жизни писателя «короткий рассказ» в его стиле стал вырождаться в схему, а к 1920-м превратился в чисто коммерческое явление: «методику» его производства преподавали в колледжах и университетах, издавались многочисленные руководства и т. д.

Громила и Томми
Год выхода: 1905
Серия: Коловращение (#19)
В этом рассказе О. Генри высмеивает слащавую беллетристику в современных ему американских журналах «для семейного чтения».
Театр - это мир
Год выхода: 1906
Серия: Деловые люди (#11)
Сложная и запутанная история любви Элен, Джона Дилэни и Фрэнка Барри.


Младенцы в джунглях
Год выхода: 1903
Пара мошенников сочла, что на Западе люди как-то поумнели и пора перебираться в поисках простаков на Восток, ближе к огням больших городов...
Кому что нужно
Год выхода: 1906
Старый Том Кроули, миллионер, в терминах данного рассказа он был калифом. И, подобно давним арабским калифам из сказок, он решил пройтись вечерком по родному городу в попытке найти, кого облагодетельствовать. На дороге ему встретился молодой человек, Джеймс Тэрнер. Тэрнер работал весь день, стоя в небольшой мастерской, починяя и чистя головные уборы, а после долгого дня иногда любил выбрать на букинистической раскладке очередной бульварный роман. В этот момент и произошла встреча...
Искатели риска
Год выхода: 1909
Серия: Деловые люди (#21)
Есть скучные городские жители, а есть те, кто бросается в омут с открытым забралом. Но даже кругосветные путешествия и охота на слонов меркнут перед настоящим приключением.
Во втором часу у Руни
Год выхода: 1907
Серия: Деловые люди (#20)
Знал ли Хват Макнамус, прячась в заведении Руни в поздний час, что встретит очаровательную девушку?
Попробовали - убедились
Год выхода: 1907
Серия: Деловые люди (#19)
Как люди ведут себя в критических ситуациях? Многолетний спор между писателем и редактором можно разрешить только экспериментальным путем.
Город без происшествий
Год выхода: 1909
Серия: Деловые люди (#13)
Главный герой по просьбе знакомого нью-йоркского издателя приезжает в тихий южный городок, где ничего не происходит, чтобы заключить контракт с перспективным, но пока ещё никому не известным автором. И, сам того не подозревая, становится участником странных и интригующих событий...
Спрос и предложение
Год выхода: 1908
Серия: На выбор (#6)
Чистильщик шляп Финч рассказывает своему клиенту, как он проверял действие закона спроса и предложения в Гватемале.
Как скрывался Чёрный Билл
Год выхода: 1908
Серия: На выбор (#3)
Чёрный Билл напал на поезд и украл пятнадцать тысяч долларов. После этого события на овечьей ферме появился мужчина и попросился на работу.
Миг победы
Год выхода: 1908
Серия: На выбор (#10)
Во все времена мужчин гнали на войну три вещи: честолюбие, жажда обогащения и любовь к женщине. Оказывается, есть и четвертая...
Волшебный профиль
Год выхода: 1908
Мэгги Браун стоит сорок миллионов долларов и вместе с тем просто ужасающая скряга. Ида Бэйтс прелестная молодая особа и всего лишь стенографистка. Невероятно, но первая стала испытывать ко второй прямо таки материнские чувства...
Клад
Год выхода: 1908
Серия: На выбор (#7)
Джим хочет жениться на Мэй, но тут ему в руки попала бумага с указанием местонахождения клада и он откладывает свои первоначальные планы.
Без вымысла
Год выхода: 1909
Серия: На выбор (#12)
Некто Трип подошел к журналисту и предложил чудесную идею для газетной заметки: молодая девушка пытается найти своего жениха в Нью-Йорке. Но она не знает ни адреса, ни места его работы.
Превращение Джимми Валентайна
Год выхода: 1903
Серия: Дороги судьбы (#10)
Джимми Валентайн — лучший медвежатник США — решил бросить преступную стезю и встать на путь честного гражданина. Но ситуация требует, чтобы он вновь взялся за старые инструменты.
Среди текста
Год выхода: 1907
Серия: Дороги судьбы (#5)
Так что же на самом деле играет самую важную роль в покорении женщины — смазливая внешность, или бархатный голос и «язык без костей»?
Друзья из Сан-Розарио
Год выхода: 1902
Серия: Дороги судьбы (#12)
В Первый Национальный банк Сан-Розарио приехал ревизор. И он обнаружил крупную недостачу. Как президент банка сможет объяснить пропажу денег?
Гнусный обманщик
Год выхода: 1905
Серия: Дороги судьбы (#8)
Малыш Льяно убил человека и решил скрыться на необъятных просторах Южной Америки. И тут ему предложили выдать себя за пропавшего наследника дона Сантоса Урикэ.