Информация
Родился: 26 июля 1856 г., Дублин, Ирландия
Умер: 2 ноября 1950 г., Хартфордшир, Англия

Шоу Джордж Бернард (Shaw George Bernard) (1856 г. – 1950 г.) - ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке.

Родился 26 июля 1856 в Дублине. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок Тысяча и одна ночь, а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.
В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет.
Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства.
В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью».
Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья.
В 1901 Ученик дьявола, Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans).
Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman). Однако уже в следующем году молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида, Поживем – увидим, Другой остров Джона Булля (John Bull's Other Island, 1904), Человек и сверхчеловек, Майор Барбара (Major Barbara, 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor's Dilemma, 1906).
Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married, 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance, 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny's First Play, 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion, 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion, 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.
Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan).
В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.
Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.
Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным.
В возрасте девяноста лет писатель согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.
Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions, 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.

Полная версия

Библиография

Пьесы
1885—1896
«Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году):
«Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885—1892)
«Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
«Профессия миссис Уоррен» ( Mrs. Warren's Profession , 1893—1894)

«Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году):
«Оружие и человек» ( Arms And the Man , 1894)
«Кандида» (Candida, 1894—1895)
«Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
«Поживем — увидим» (You Never Can Tell, 1895—1896)

1896—1904
«Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans):
«Ученик дьявола» ( The Devil's Disciple , 1896—1897)
«Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
«Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)

«Великолепный Бэшвил, или невознагражденное постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
«Человек и сверхчеловек» ( Man and Superman , 1901—1903)
«Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904—1910
«Как он лгал ее мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
«Майор Барбара» ( Major Barbara , 1906)
«Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
«Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
«Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
«Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)

«Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries):
«Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
«Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
«Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
«Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)

«Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910—1919
«Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
«Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
«Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
«Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
«Пигмалион» ( Pygmalion , 1912—1913)
«Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
«Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
«О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
«Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
«Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
«Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
«Дом, где разбиваются сердца» ( Heartbreak House , 1913—1919)

1918—1931
«Назад к Мафусаилу» ( Back to Methuselah , 1918—1920):
Часть I. «В начале» (In the Beginning)
Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)

«Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
«Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
«Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

1933—1950
«Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933)
«На мели» (On The Rocks, 1933)
«Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934)
«Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934)
«Миллионерша» (The Millionairess, 1935)
«Новое окончание „Цимбелина“» (Cymbeline Refinished, 1937)
«Женева» (Geneva, 1938)
«Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939)
«Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948)
«Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948)
«Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949)
«Почему она не пожелала» (Why She World Not, 1950)

Романы
Immaturity
Cashel Byron's Profession
An Unsocial Socialist
The Irrational Knot
Love Among the Artists

Короткие истории
The Black Girl in Search of God (1932)
The Miraculous Revenge

Эссе
«Квинтэссенция ибсенизма» (Quintessence of Ibsenism, 1891)
The Perfect Wagnerite: A Commentary On The Ring (1898)
Maxims for Revolutionists (1903)
Preface to Major Barbara (1905)
On Going to Church (1905)
How to Write a Popular Play (1909)
Treatise on Parents and Children (1910)
Common Sense about the War (1914)
The Intelligent Woman's Guide to Socialism and Capitalism (1928)
Major Critical Essays (1930)
Essays in Fabian Socialism (1931)
Pen Portraits and Reviews (1931)
Doctors' Delusions, Crude Criminology, Sham Education (1931)
Short Stories, Scraps and Shavings (1932)
Our Theatres in the Nineties (1932)
Dictators – Let Us Have More of Them (1938)
Everybody's Political What's What? (1944)
Sixteen Self Sketches (1949)

Премии
Лауреат
1925 г. — Нобелевская премия по литературе
Интересные факты

Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»)и премии «Оскара» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).

Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата)

Экранизации

Список экранизаций и театральных постановок неполный
Андрокл и лев / Androcles and the Lion (Честер Эрскин / Chester Erskine, Николас Рей / Nicholas Ray) [1952 г.]
Дилемма доктора / The Doctor's Dilemma Великобритания 1958
Дом, где разбиваются сердца (Валентин Плучек , Виктор Храмов) [1975 г.] (Театр Сатиры)
Скорбное бесчувствие (Александр Сокуров) [1987 г.] («Дом, где разбиваются сердца»)
Дома вдовца (Леонид Галлис) [1975 г., Телеспектакль]
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ / Great Catherine (1968) (Gordon Flemyng / Гордон Флеминг) [1968 г.]
Как он лгал её мужу (Татьяна Березанцева) [Короткометражный фильм, 1956 г.]
Майор Барбара / Major Barbara (Габриэль Паскаль / Gabriel Pascal) [1941 г. ]
Миллионеры / The Millionairess (Энтони Эскуит) [1960 г.]
Миллионерша / The Millionairess (Уильям Слейтер / William Slater) [1972 г., BBC]
Миллионерша (театр им.Вахтангова, А.Ремизова) [1974 г.]
Воспитание Риты (Образование Риты) / Educating Rita (Льюис Гилберт / Lewis Gilbert) [1983 г.]
Галатея, реж. А. Белинский, 1977 г. (Фильм-балет по мотивам "Пигмалиона")
Моя прекрасная леди / My Fair Lady (Джордж Кьюкор /George Cukor) [1964 г.]
Пигмалион / Pygmalion (Энтони Эскит, Лесли Хауэрд / Anthony Asquith, Leslie Howard) [1938 г.]
Пигмалион (С. Алексеев) [1957]
Пигмалион [2005, Хореографический спектакль]
Пигмалион (О.Н. Соломина) [2007]
Цезарь и Клеопатра / Caesar And Cleopatra (Габриель Паскаль /Gabriel Pascal) [1945]
Цезарь и Клеопатра (Александр Белинский) [1979 г., Телеспектакль]

Светлана № 78 в рейтинге
поделилась мнением о книге «Пигмалион» 6 месяцев назад
Моя оценка:
Замечательная пьеса, по которой снят замечательный фильм с Одри Хёпберн. Наслаждалась чтением.
Пьеса написана в 1912 г. Впервые поставлена в Вене и Берлине (1913). Премьера в Лондоне состоялась в 1914 г. в Театре его величества с знаменитой английской актрисой Стеллой Патрик Кэмпбелл (ее дружбе с Шоу посвящена пьеса Джерома Килти «Милый лжец») и Гербертом Бирбомом-3 в главных ролях. Впоследствии пьеса широко шла в театрах мира. В 1957 г. в Нью-Йорке был поставлен мюзикл «Моя прекрасная леди» на музыку Ф. Лоу, в основу которого положена пьеса «Пигмалион». Впоследствии мюзикл был...