Трудно представлять такого всенародно любимого певца, как автор этой книги. Но лучше всех это получилось у Святослава Бэлзы. «Звездно сейчас на нашей эстраде. Но, как известно с незапамятных времен, "звезда от звезды равенствует во славе". Редкий же пример настоящего певца, превратившегося в суперзвезду, — Муслим Магомаев, яркость и подлинность дарования которого особенно выделяются на фоне той звездной пыли, что навязчиво пытается прельстить публику мишурным блеском. Мало кто в отечественном эстрадном искусстве мог соперничать по популярности с Муслимом Магомаевым, чей восхитительный баритон, высокий артистизм и душевная щедрость покорили не одно поколение слушателей. Певец никогда не гнался за переменчивой модой, не заигрывал с публикой, но его талант и обаяние завоевали миллионы сердец. Переполненные залы, кордоны конной милиции, море цветов, легенды и сплетни — все это Магомаев вкусил сполна. И притом сохранил истинную скромность, совмещая внутреннее достоинство с трезвостью самооценки».
В книге использованы фотографии из личного архива автора
Прекрасный литературный труд в форме мемуаров. Не хотелось бы сравнивать со злобной "Галиной", но само просится: "Галину" я прочитала очень давно и прямо-таки заболела от той злости, которой кипит Вишневская. "Воспоминания" же способы вылечить душу, как бы пафосно ни звучало, даже там, где речь идет об очень печальных моментах (смерти дяди, смерти друга). Именно добротой, с которой книга написана. К тому же стоит отметить одну вещь: положительное (в целом) отношение к современному миру. Даже отдельно отмечено: "Я не хочу быть похожим на таких людей, которые говорят - как здорово было тогда-то и тогда-то". Светлая книга светлого человека.
Прекрасный литературный труд в форме мемуаров. Не хотелось бы сравнивать со злобной "Галиной", но само просится: "Галину" я прочитала очень давно и прямо-таки заболела от той злости, которой кипит Вишневская. "Воспоминания" же способы вылечить душу, как бы пафосно ни звучало, даже там, где речь идет об очень печальных моментах (смерти дяди, смерти друга). Именно добротой, с которой книга написана. К тому же стоит отметить одну вещь: положительное (в целом) отношение к современному миру. Даже отдельно отмечено: "Я не хочу быть похожим на таких людей, которые говорят - как здорово было тогда-то и тогда-то". Светлая книга светлого человека.
Честно говоря, это первая книга за долгие годы, от которой я не могу оторваться. И это не любимая фантастика, не любимые научно-популярные книги на астрономическую тему, это автобиография - жанр, на который я никогда не обращал никакого внимания. Правду говорят: талантливый человек талантлив во всем. Подозреваю, что к талантам певца, композитора, художника Магомаев мог бы, при желании, легко добавить талант писателя. Написано настолько легко и интересно, что даже не верится. Причем, как сказали в соседней рецензии, нет и намека на злость, зависть, ненависть - вещей, столь свойственных творческим кругам. Поражает скромность и самокритичность автора при его-то талантах и славе.
Собственно автобиография - всего лишь часть ценности этой книги. Другая ее часть - история советской жизни, что называется, из первых рук. А история эта далеко не так плоха, как пытаются вдолбить в головы современного молодого поколения. Магомаев регулярно подчеркивает это. В то же время он не источает никакого негатива в отношении современности, я был очень удивлен, что он даже играл в компьютерные игры, а на упреки в ребячестве отвечал в духе "если в тебе не осталось ничего детского, значит ты уже старик".
На подавляющее большинство современных исполнителей не хочется смотреть уже после прослушивания песен Магомаева, какого-нибудь "Последнего аккорда" или "Ноктюрна", например, но после прочтения данной книги уже не хочется даже вспоминать о самом существовании оных дико переоцененных бездарей с чрезмерно завышенной оценкой собственной значимости. Вы можете представить, чтобы Лазарев даром пел для толпы обычных людей на собственной свадьбе в мороз из открытого окна ресторана, а потом болел два месяца? Вы можете вообще представить толпу простых людей, которая пришла бы на свадьбу Лазарева? Вот и я нет.
Книга рекомендуется всем, кто хочет узнать о жизни великого человека, о жизни огромной страны, а в особенности тем, кто хочет стать лучше. Поверьте, во время прочтения вам регулярно будет стыдно за себя и за некоторые свои поступки.
"Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать". Муслим Магометович - пример человека живого ума, трезвой самооценки, и живущего по совести человека. Ни разу за всю свою насыщенную творческую жизнь он не переступил через себя. Он не делал ничего за рамки выходящего, и не позволял другим такого же по отношению к себе и своим близким. Как пример из его жизни: Муслим Магомаев и его великолепная супруга Тамара Синявская - одни из немногих, кто не предал семью Мстислава Ростроповича (выдающегося советского виолончелиста), бывшего в эмиграции.
В строки этой книги Муслим Магометович вложил свою душу. Без прикрас он рассказал о том, каков был его творческий путь, о людях, сопровождавших его на пути, близких и родных.
Он обожал свою страну - солнечный Азербайджан. С большой любовью и теплом он пишет о родных местах, где провел детство и юношество.
А лично мне было очень интересно, как певец рассказывает об отношении советского государства к его артистам. О том, что они не были хозяевами себя, про то, как госконцерт забирал почти весь гонорар, отведенный за выступление. Но Магомаев не забывает упомянуть, что были на его пути и люди, в политической среде, которые не раз выручали в непростых ситуациях.
.
Он был первым невероятно популярным певцом советской эстрады с великолепным оперным образованием и невероятной внутренней культурой. Его известность не испортила характер и до конца дней Муслим Магометович очень строго оценивал свои возможности. Он не хотел угасания на сцене, поэтому покинул ее в цвете своего голоса. Как говорил он сам, что лучше уйти, пока публика не заметила старения твоего голоса.
.
Его не стало в 2008 году, он умер от ишемической болезни сердца на руках у своей супруги. Муслиму Магометовичу было всего 66 лет. Но его талант до сих пор сияет для современного поколения.
.
P. S. Как бы хотелось, чтобы эстрадные артисты нашего времени почаще вспоминали ушедшее поколение мэтров. И брали с них пример внутренней культуры и трезвого отношения к своим способностям.
Завидовали мы не лакированным туфлям или накрахмаленной манишке, а тому, кто был даровитее: «Он так играет на скрипке!» или «У него такая техника!» Вот что ценилось.
Во времена нашего детства деньги не возводились в культ. Это сейчас у нас и по телевидению, и по радио, и в прессе постоянные разговоры о деньгах. И ты с ужасом понимаешь, что это становится нормой жизни.
Взрослым я проехал по России вдоль и поперек, встречал стольких людей, но ее, России, сердечный напев зазвучал во мне там, в Вышнем Волочке. Я еще раз убедился в том, что первое впечатление – самое верное.
Москва была тогда ухожена, лица людей были светлее, приветливее и добрее, потому что время было другое, непохожее на теперешнюю жизнь, от которой сейчас люди стали угрюмо-озабоченные, замкнутые в себе.
И вынужденное голодание в гостиничном номере, которое открыло мне такое в человеческой природе, когда чувство голода превращает нервную систему в голые провода. Таким состоянием можно как угодно манипулировать людям сытым. Я до того не знал, что такое голод. Теперь знаю, как недостойно, трудно, даже опасно быть голодным.