«Вихри перемен» – продолжение уже полюбившейся читателям трилогии: «Утерянный рай», «Непуганое поколение», «Благие пожелания», объединенной под общим названием – «Русский крест». В романе прослеживается судьба четырех школьных друзей и их близких, которым выпало быть свидетелями и участниками эпохальных событий, происходивших в нашей стране на стыке двух веков. Впервые мы знакомимся с героями романа в конце 70-х. В книге «Вихри перемен» повзрослевшие, возмужавшие герои вступают вместе со страной в начало 90-х. У каждого из них своя судьба, а вместе – это судьба поколения. В книге есть все атрибуты того времени: путч, развал СССР, коммерциализация государственных предприятий, эмиграция, тотальный дефицит, зарождающаяся олигархия и бандитские разборки. Это было время, когда вихри перемен коснулись каждого.
Помню, читая в юности рассказы про Шерлока Холмса, не мог найти себе места, а подчас даже и не спал ночами, пока не прочитал их все - настолько великий сэр Артур заворожил мой читательский слух и приковал все мое внимание к своему беспокойному сыщику. Так и здесь - Прочтя "Утерянный рай", я с нетерпением ждал "Непуганого поколения", затем "Благих пожеланий", и вот теперь, наконец, получил возможность продолжить знакомство с судьбой лапинских героев в "Вихрях перемен". Книга не разочаровала, и стала своего рода кульминационной во всем повествовании, поскольку ее сюжет выпал на самое сложное в историческом плане время - начало 90-х. Не заметил ни единого слова лжи в описании реалий того времени, за что автору от души благодарен - чувствуется, что каждая глава в книге в буквальном смысле оторвана от сердца и выстроена на основе автобиографического материала. А читать правдивые книги всегда интересней, нежели плоды вымысла и авторских фантазий. По крайней мере, мне.
Помню, читая в юности рассказы про Шерлока Холмса, не мог найти себе места, а подчас даже и не спал ночами, пока не прочитал их все - настолько великий сэр Артур заворожил мой читательский слух и приковал все мое внимание к своему беспокойному сыщику. Так и здесь - Прочтя "Утерянный рай", я с нетерпением ждал "Непуганого поколения", затем "Благих пожеланий", и вот теперь, наконец, получил возможность продолжить знакомство с судьбой лапинских героев в "Вихрях перемен". Книга не разочаровала, и стала своего рода кульминационной во всем повествовании, поскольку ее сюжет выпал на самое сложное в историческом плане время - начало 90-х. Не заметил ни единого слова лжи в описании реалий того времени, за что автору от души благодарен - чувствуется, что каждая глава в книге в буквальном смысле оторвана от сердца и выстроена на основе автобиографического материала. А читать правдивые книги всегда интересней, нежели плоды вымысла и авторских фантазий. По крайней мере, мне.
Мне тоже очень понравилась эта часть "Русского креста"! Возможно, потому что она затрагивает самое интересное и в то же время трагичное время в новейшей истории нашей страны. А может, потому что я уже просто успела проникнуться к романам Лапина, или как нынче модно говорить, "подсесть" на них. С каждой новой книгой все интереснее и интереснее! Буду ждать продолжения - не терпится узнать, что будет в "Волчьих песнях"!
Небольшое вступление. По профессии я - экономист, но по первому образованию являюсь представителем творческой специальности - журналистики. Еще когда Советский Союз представлял собой полноценное функционирующее государство, я, как и главный герой книги "Вихри перемен", работал в журнале - правда, не в столичном, а на периферии. Можно даже сказать, был небольшим начальником в своем городке, ибо являлся главным главредом этой журнала. Писал статьи, отбирал материал, общался с внештатными авторами…
Так вот, после этого небольшого автобиографического отступления, стоит ли мне говорить о том, с каким энтузиазмом я погрузился в чтение лапинского романа - где главный герой прошел практически тот же путь, что и я в то время! Читать книги талантливых современных писателей мне всегда было интересно, но интерес этот возрастает в геометрической прогрессии, если хотя бы в одном из персонажей произведения находишь свое собственное отражение. И таким отражением для меня стал Александр Дубравин, сотрудник тогдашней "Комсомолки". В процессе знакомства с книгой меня не покидало желание задать автору вопрос: а не с меня ли он в действительности срисовывал главного героя? Но понимая абсурдность такого предположения, я, разумеется, за написание письма к Лапину не садился, и продолжал чтение, не переставая удивляться тому, какие сюрпризы иногда преподносит нам судьба.
Я отлично помню то время - начало 90-х, когда судьба десятков и сотен газет по всей России оказалась решена. Ведь они попросту не выжили бы в новых условиях. Да и нужны ли они были поколению-next? Сомневаюсь. И вот, подобно хрестоматийному витязю, я оказался на распутье - что делать дальше? Продолжать бороться за существование родного издания, работа в котором не только приносила мне хлеб насущный, но и ни с чем не сравнимое наслаждение от творческого процесса? Либо же начинать кардинально меняться и искать новые пути личностного и финансового развития? Тогда мне попросту не хватило выдержки и терпения, и я пошел учиться на экономиста…
Действительно - человек устроен таким образом, что ему не подвластен анализ того, что могло бы случиться, если бы он поступил не так, а иначе. По причине ограниченности своего воображения, он попросту не может представить себе альтернативные варианты развития событий - судьба для него всегда двухмерна и двухцветна. Поэтому ценность таких книг как "Вихри перемен" лично для меня заключается в том, что они позволяют выйти за пределы своего "Я", своей биографии, и не предвзято взглянуть на жизнь своих современников, проанализировать модель их поведения в разных условиях, поставить себя на их место и задать простой вопрос: "А как бы я поступил в такой ситуации?" Я не верю в мистику, но история Саши Дубравина и его коллег и товарищей действительно заставила меня поверить в то, что чудеса случаются. На период чтения, роман стал для меня своего рода второй реальностью, с помощью которой я смог вернуться на то самое распутье, что возникло передо мной в момент распада СССР. Вернуться, и пойти по совершенно другой дороге, по той, что стала выбором Дубравина - моего мистического двойника. И, знаете, закончив чтение, я сделал для себя простой вывод - быть может, иногда стоит совершать такие прогулки в Прошлое, но, вернувшись в Настоящее, ни в коем случае не следует сожалеть о сделанном выборе. Хотя бы по той простой причине, что у каждого этот выбор - свой. Свой - у меня. Свой - у Дубравина. И рано или поздно этот выбор должен сделать каждый - сделать так, как подсказывает ему внутренний голос, если хотите, интуиция. Ведь именно в такие моменты человек взрослеет, обретает самостоятельность и власть над собственной судьбой…
На такие мысли натолкнули меня "Вихри перемен" - талантливый и, бесспорно, достойный прочтения роман, сюжет которого сегодня особенно актуален. Книга однозначно придется по душе старшему поколению людей, ставших свидетелями распада Советского Союза уже в сознательном возрасте - как и я, они наверняка в самых мелких деталях помнят ту эпоху, и знакомство с романом станет для них сродни ностальгическому просматриванию архивных снимков из семейного фотоальбома. Если же говорить о поколении 90-х, то на примере судеб героев всей лапинской саги "Русский крест" ("Вихри перемен" - уже четвертая по счету книга), они увидят, как протекали детство и юность их советских сверстников, как они взрослели, о чем мечтали, к чему стремились и какие идеи лежали в основе их жизненной философии. Словом, лично я советовал бы эту книгу людям всех возрастов.
Очень зрелый, объективный взгляд на эпоху, проведенную под лозунгом "Ускорение, Перестройка Гласность!". Многие современные авторы, на исходе 80-х только вступавшие в пору осознанного возраста, старались своим пером расставить все точки над "i", и осмыслить одну из самых сложных, не поддающихся анализу эпох. Но тщетно. И это вполне объяснимо - изобразить 80-90-е годы во всех красках, отбросив и шаблоны и предубеждения, может только тот писатель, который сам был непосредственным свидетелем и участником всех событий, происходивших тогда. Это то же самое, как стараться прочитать лекцию об итальянской архитектуре, никогда не побывав в Италии и не увидев ничего воочию. Или учиться ездить на автомобиле исключительно по книжкам - "нажать педаль, включить первую скорость"... Лапин сам все видел и слышал, работая в те неспокойные годы в прессе - и эти его воспоминания, знание всей подноготной дела, и стало тем драгоценным материалом, который лег в основу книг его серии "Русский крест". И романа "Вихри перемен", в частности. Все мы сегодня смотрим современные фильмы про Великую Отечественную войну и не можем сдержать гнева - "Как мог этот молодой режиссер все так исказить и переврать!" И в то же время мы восхищаемся легендарными лентами "В бой идут одни старики", "Семнадцать мгновений весны", "Они сражались за Родину"... Почему? Потому что режиссеры и актеры этих фильмов сами все видели, и знают, что такое война - не понаслышке. Так и здесь - внушительную сагу о нескольких поколениях советских людей мог написать только тот, кто сам некогда строил коммунизм, служил в советской армии, влюблялся в советских девушек, а на закате эпохи - искал себя в новой жизни, пытался как-то найти себя в "взвихренной Руси" 90-х. Лапин знает, о чем пишет, а читать книги честных и прямолинейных людей, у которых есть, чему поучиться - это всегда интересно.
Слежу за развитием сюжета “Русского креста” с самой первой книги - “Утерянный рай”. Сюжет настолько богат событиями, витиеват и непредсказуем, что оторваться от чтения просто невозможно. И, что удивительно, каждая последующая книга у Лапина получается увлекательнее предыдущей - наблюдая за судьбами героев, как будто поднимаешься вместе с ними к некоей заветной вершине, чтобы в итоге увидеть жизнь с высоты опыта проб и ошибок. “Вихри перемен” - кульминационная ступень к этой вершине, и я уверен, что последняя, пятая книга серии позволит в масштабе понять и оценить всю мощь и своевременность этого романа. Честно говоря, очень не хочется расставаться с главными героями - я надеюсь, что “Волчьи песни” не станут заключительной книгой “Русского креста”. Хочется верить, что писательский энтузиазм подстегнет Александра Алексеевича на написание продолжения, что станет настоящим подарком для нас, благодарных читателей и жителей той эпохи.
Он не стал дожидаться, когда его вежливо попросят на выход. Ушел сам. Перебрался к “новому русскому”. Какому-то медиамагнату Гущинскому. Там осели многие ребята. В том числе и генерал – бывший начальник “пятерки”.
Оставшиеся бедствуют. Особенно тяжко семейным. Вчера они были элитой. Сегодня их мизерной зарплаты не хватает даже на еду. Выживают, как могут. Одно слово – шоковая терапия.
“Все, как в детских стихах у Джанни Родари, - печально думает капитан Казаков. – Тысячи лир превращаются в сотни, денежки тают, как снег прошлогодний. Едва подержал я монеты в руках – и снова, о чудо, сижу весь в долгах!” – Веселый итальянец. С юмором сформулировал весь ужас инфляции. Только вчера пачка кефира стоила сто рублей. А сегодня уже сто десять!”
Заработать – это слово сегодня главное. Хоть что-то заработать. Товары появились, но исчезли деньги. Заводы останавливаются. Где добыть хлеб насущный?
Он не стал дожидаться, когда его вежливо попросят на выход. Ушел сам. Перебрался к “новому русскому”. Какому-то медиамагнату Гущинскому. Там осели многие ребята. В том числе и генерал – бывший начальник “пятерки”.
Оставшиеся бедствуют. Особенно тяжко семейным. Вчера они были элитой. Сегодня их мизерной зарплаты не хватает даже на еду. Выживают, как могут. Одно слово – шоковая терапия.
“Все, как в детских стихах у Джанни Родари, - печально думает капитан Казаков. – Тысячи лир превращаются в сотни, денежки тают, как снег прошлогодний. Едва подержал я монеты в руках – и снова, о чудо, сижу весь в долгах!” – Веселый итальянец. С юмором сформулировал весь ужас инфляции. Только вчера пачка кефира стоила сто рублей. А сегодня уже сто десять!”
Заработать – это слово сегодня главное. Хоть что-то заработать. Товары появились, но исчезли деньги. Заводы останавливаются. Где добыть хлеб насущный?
Все частицы гигантской империи оседали в этом городе. А он, словно новый ковчег, принимал каждого, каждому давал кусок хлеба и кружку воды.
Здесь, можно было встретить кого угодно. Каждой твари по паре. Смешались на улицах великого города афганские генералы и конголезские повстанцы, дети Испании и внуки Израиля, грузины и армяне, молдаване и таджики. А когда республики, словно льдины во время весеннего половодья, стали расходиться в разные стороны, в эту землю обетованную устремились и русские люди со всех концов света.
Некогда гордые землепроходцы, смелые завоеватели, носители цивилизации среди диких народов, первые среди равных, теперь они робко жались к Москве.
Но, увы, вместо хлеба великий город теперь клал в их протянутые руки холодные камни. И бывшие строители вавилонской башни под названием “коммунизм” с горечью садились у дороги – просить подаяние.
Никому не нужные, несчастные и брошенные они забивались в каморки, кишащие крысами подвалы Москвы и молча наблюдали за тем, как людской поток, нарастая, п