Бедные советские люди. И диалектику-то они учили не по Гегелю, и с родной историей знакомились по Пикулю, и об евразийстве узнавали от Семенова.
Семенова жалко. Ведь отличный беллетрист, хорошо строит сюжеты, персонажей выписывает не настолько искусно, но тоже неплохо. Нет, Достоевский жить спокойно не дает, все хочется не просто (ха, разве ж это «просто»!) пристойный детектив сделать, хочется и в философию, и в психологию, и язвы общества поразвенчивать. А получаются пафосные интеллигентствующие разговоры на кухне. Совсем немного добавить — и Васисуалий Лоханкин. А еще в книге много эпизодов-проговорок страхов и иллюзий немолодого мужчины. Каждый раз, когда я встречаю подобное не в «исповедальной прозе» или мемуарах, становится как-то неловко, будто в замочную скважину подглядываю.
Без этих псевдомудрствований получился бы крепкий детектив — в его советском изводе. Преступник известен с первой страницы — разумеется, маньяком-расчленителем мог быть только бывший власовец. Интересно, сколько бы еще «власовско-преступная» карта разыгрывалась в отечественных детективах, не исчезни Советский Союз? Но побегать за преступником пришлось изрядно, по всей карте помотались. Саспенс умеренный, подробностей быта и нравов для внимательного — и интересующегося — читателя хватает. В общем, даже очень неплохо (любитель советских комедий тут считает аллюзию на «Самая обаятельная и привлекательная». Она неслучайна).
Отличное завершение цикла. Действительно, настоящее противостояние.
В этот раз Костенко столкнется с настоящим зверем. У него прекрасная выучка, он не знает жалости, расчетлив и холоден. Знает как использовать человеческие слабости, при этом в себе их задавив. Человека из него выдавливали постепенно. И Семенов это мастерски показывает. Не просто так его на обучение взяли.
Как всегда будут вопросы без ответов, измерение покупок в продуктах, при этом ловко обходя политику. Но основная тема, кроме детективной, это военные преступления. Кто-то потерял сына и доживает в полупустой деревне, с клеймом, что, возможно, сын сбежал к немцам. А кто-то, служа в РОА и совершая диверсии, получает пенсию в валюте и прекрасно живет.
Пятилетку - в три тома, Книжное государство, Книжное путешествие, Собери их всех!
Как ни странно, давно пылившийся на полке советский детектив, стал для меня открытием!
Обернулся напряженным психологическим триллером, по эмоциональности и изворотливости сюжета не уступающим историям Стивена Кинга или фильмам с Аль Пачино!
Две сюжетные линии постепенно сходятся. Первая - обычная сначала уголовщина, ну убийства, ну следователь...
А вот вторая - интереснейший исторический подтекст, связанный с окончанием ВОВ и боями за освобождение Польши и Чехословакии, где появлялись специально обученные диверсионные группы Гитлера, состоящие из бывших власовцев и тюремных заключенных, переодетых красноармейцами. Преступления прошлого тянутся в настоящее и вырисовывается убийца.
И вот здесь мои аплодисменты, браво! Такого МОЩНОГО психологического портрета отрицательного героя я не встречала давно! Проглядывает такой край звериной натуры, что появляется страх - страх человека, опасного, натренированного, безжалостного. Эмоции на грани отвращения подлостью и предательством и восхищения умом и силой!
Весь процесс чтения - наблюдение за интеллектуальным поединком двух проницательных и изворотливых умов - преступника и следователя, которые стоят друг друга.
Один небольшой минус - я не прониклась моральными сентенциями положительного героя о духе времени. Ну и ладно! Обязательно буду смотреть сериал по книге с любимыми Басилашвили, Садальским и Юрием Кузнецовым.
Автор включил в эту книгу две параллельные сюжетные линии. Мы расследуем преступление, совершенное где-то в 70-80 годах, и в то же время обращаемся к прошлому преступника, а следы его ведут в военные годы, к военнопленным 41, к власовцам, к абверу, к немецким провокациям.
Современная (на тот момент) сюжетная линия дала автору возможность вскрыть некоторые проблемы советского быта и продемонстрировать методы работы милиции. Например, по полусапожкам, найденным на трупе, удалось установить (вернее, подтвердить предположение) личность покойной. Потому что: можно запросить фабрику когда и куда поставлялось, потом запросить распределяющий центр нужной области, потом близкий к дому потенциальной жертвы магазин, а потом найти ту продавщицу, которая продала их ей из-под полы, потому что официально их на прилавок не выкладывали!
Или же политкорректный доклад моряка дальнего плавания: тогда ж в Белоруссии был голод, т.е. нехватка некоторых высококалорийных продуктов.
Или попытка грузин получить со склада в Москве уже выписанную их начальством лабораторию для печати цветных фотографий - то нач. склада в отпуске, то бухгалтер, то и вовсе начальство сменилось и требует все визы заново получать …
Бывали и грустные моменты про братство народов. Ведь жители страны тогда действительно воспринимали Советский Союз как единую семью. И если еще можно как-то понять радостный выход из Союза прибалтов, то поведение грузин удивляет, но больше всего, конечно, расстраивает ситуация с Украиной, потому что грузина от русского отличить легко, а кто отличит русского, белоруса и украинца?
Линия, тянущаяся из сороковых годов, позволила автору поподробнее обсудить власовцев с точки зрения общей политики Гитлера. Какие надежды он на них возлагал? Что они оправдали, а что нет? Почему он ставил их на оборону именно в определенные города? Конечно, это только предположения, но подкрепленные обдуманной логической цепочкой. Какой бы сюжет не описывал Семенов, он не забывает посмотреть на дело шире, с общеполитической точки зрения. Этим и ценны его произведения, и увлекательным сюжетом, и глубиной.
Кроме того, в данном произведении у нас не рядовой преступник, не мелкий бандит или сорвавшийся безжалостный уголовник - все равно на вышку уже набрал и вообще, “однова живем”. Перед нами человек, прошедший определенную подготовку в немецких военных школах, где он учил не только приемы рукопашного боя, но и возможность вступить в интеллектуальное сражение: как замести следы, когда надо поспешить, а когда лучше выждать. Это и тактик, и стратег уголовного мира. И преступления, которые он совершает, по тем временам беспримерно жестокие. Это в наше время разделать трупы, чтобы легче было вынести их из квартиры и спрятать, стало практически обычным делом, и этим занимаются уже не только алкоголики, пришившие дружка по пьяни, но и историки таким же образом сводят счеты с подругами. В то же время дойти до такой дикости, в глазах советского человека, мог только безжалостный волк, не имеющий с людьми ничего общего. Ну, а сам преступник, вероятно, мыслил вполне рационально. Он не был маньяком, а просто усложнял опознание трупа, лишая его головы и конечностей, с которых можно взять отпечатки. Увы, одинаковый почерк преступлений подвел его. Именно из-за такого расчленения и смогли связать воедино два преступления, между которыми было несколько десятков лет разницы. А дальше уже сработала дисциплина и налаженная сеть по стране, с возможность послать запрос и отовсюду получить ответ. И, конечно, голова следователя, потому что прежде чем послать запрос, надо понимать, о чем спрашивать.
Наверно, одна из первых советских книг-детективов о маньяке-расчленителе. Однако в советское время, очевидно, тема бы просто не прошла. И поэтому Юлиан Семенов придумывает своему злодею власовское прошлое, и впихивает историю в привычную канву охоты за нацистским преступником-замаскированным шпионом. Однако уши торчат (и в экранизации это видно наглядней, чем в книжке, недаром кинокритик Роман Волобуев сравнивает фильм с Басилашвили с "Твин Пиксом").
Причем фильм, признаюсь, у меня не пошел - я ничего не могла понять в нем, голова шла кругом, действительно, какой-то артхаус. Решила прочитать исходный текст и попробовать посмотреть еще раз.
Исходная книга действительно увлекательная. Семенов нанизывает сцену за сценой, персонажи все очень сочные. Прочитала с удовольствием, попробую сейчас фильм еще раз посмотреть.
(С "ТАСС уполномочен заявить", кстати, наоборот - фильм увидела раньше книги, и он ее при прочтении весьма расцветил).
Возле аэропорта найден расчлененный труп молодого человека. В связи с этим, из Москвы прибывает следователь - полковник Костенко. Убили молодого человека из-за золотого слитка. Преступник прекрасно владеет оружием, физически силен, он беспощаден и безжалостен, он не останавливается ни перед чем, если дело касается денег, устраняет всех, кто становится у него на пути. Идет противостояние между озлобленным преступником и полковником Костенко. Понять психологию преступника, просчитать его и не ошибиться - вот главная задача сыщика. Мне понравилось читать книгу о буднях настоящих мужчин, которые не строят из себя героев, а спокойно и уверенно делают свое дело.
Лишь на сотой странице я поняла, почему книга стала одной из маминых любимых. Ведь сначала кажется, что тут такого, обычный детектив. Но тут не все так просто. Тут интерес состоит не в том, что это убийство, а в том кто убийца.
А здесь не просто рандомный убийца, это личность, и эту личность надо понять, понять как он мыслит, как действует. И самое главное,и как будет действовать, опередить его, обыграть в его же игре. Неверно нарисовал психологический портрет и все, ты проиграл в этом противостоянии, так говорит сам сыщик Костенко. А чтобы составить этот портрет, придется потрудиться, и начать с самого начала, с детства. Да, снова все проблемы из детства. Личность формируется уже на основе того, как ребенок переварил в себе "взлеты и падения" своих родителей, и без влияния сильного родителя не обошлось.
Что касается самого романа, мама предупредила сразу: его надо читать медленно, вдумчиво. Да, это так, здесь много интересных мыслей, не просто интересных, а таких, которые бьют не в бровь, а в глаз. Я была удивлена, увидев их в книге, датированной 1970м годом. Вообще мое представление о СССР немного узкое и неполное, интересно было узнать, что у людей мысли такие же, хоть и времена другие были. Да и вообще с историей я не дружу и с историей военных лет тоже (позор, да), поэтому "ретроспектива" оказалась чуть ли не лучшей частью в книге.
Итого. Книга интересная, есть в ней то, что отличает ее от обычных детективов. Но я все равно не могу быть объективной, любимая книга моей мамы как никак.
Но каждый видит и выделяет что-то свое в каждой прочитанной книге. Для меня, кроме очевидного противостояния преступника и сыщика, это еще и противостояние двух умных людей, а еще двух проблем: социально-психологических, и более глобальных, общественно-политических. Кротов, как представитель первой, мне более интересен, для мамы же эти две проблемы и являются ее любимыми темами, которые удачно сошлись в одной книге.
Третья книга из серии про товарища Костенко - хорошего сыщика и достойного человека. К слову сказать, все три книги прочитаны подряд, что для меня большая редкость. К чести Юлиана Семёновича стоит сказать, что слог у него очень простой, читается быстро и без каких-либо сложностей. Но назвать его произведения "литературной жвачкой" точно нельзя. Здесь поднимается много важных тем, присутствуют философские рассуждения, много интересных исторических фактов.
Но всё же никак не могу я для себя поставить 10 из 10 баллов за очередную книгу Семёнова. Почему? Сложно сказать, но попробую разобраться.
Сюжет. На этот раз мы имеем дело с преступлениями ужасными, которые в полной мере относятся к так называемым преступлениям против человечности. Антигерой - предатель. И предал он не только родину, служа в рядах власовцев и под командованием фашистов. Он предал человека как такового. Чувства, достоинства, честь, личность. Все эти слова не имеют никакого значения для Николая Кротова. А что ещё противнее, он плясал под дудку врагов нашего государства и человечества не из-за своих личных убеждений или желания "освободить родину от большевистской заразы". Его цель - личная выгода, движущий факто - невероятная алчность и бесчувственность. Короче, отвратительное существо.
Этот гад восстаёт из прошлого и начинает убивать современников Костенко (на дворе 79 год) точно также, как делал это много лет назад - расчленяя труппы несчастных, чтобы запутать следы. Ещё одна особенность Кротова - он ворует личности тех, кого убил. А за одно уничтожает людей, которые могут опознать замученных им несчастных.
Убийства совершаются в разных городах с целью нахапать побольше и удрать за кордон, чтобы жить там безбедно и без каких-либо проблем.
Команда Костенко, состоящая из специалистов из разных городов, берёт след и отправляется за убийцей.
Как и в предыдущих двух книгах серии, собственно, само расследование мы наблюдаем со стороны, не пытаясь самостоятельно догадаться, кто является виновным. То есть, по моим представлениям, это не совсем детектив. Расследование само собой происходит, мы же заранее знаем вражину.
В этой книге автор гораздо ближе знакомит нас с главным героем (здесь уж точно нет никаких сомнений - это товарищ Костенко, ибо его коллеги из первых произведений либо погибли, либо сменили профессию). И, по правде говоря, Вячеслав Николаевич мне не сильно симпатичен, увы. Мне не нравится, что он оценивает коллег не по их достоинствам и недостаткам, а по каким-то своим внутренним "люблю-не люблю". Не нравится ему весьма достойный новичок Тадава. Сначала упоминается, что Костенко просто тоскует по своему другу "деду", из-за этого никак не может принять нового подчинённого. Но потом вообще как-то уж очень по-бабьи, пардон, ведёт себя командир. Тадава всегда плох, потому что... Ну потому, что он Тадава. Зато очень симпатичны ему кавказские коллеги. Почему? А фиг знает. Может, и достойные люди, не спорю. но в книге об этом как-то не упоминается. Просто люди. Хорошие, наверное.
Бесят меня рассуждения Костенко о том, как жить стало лучше и веселее. Тут явные дифирамбы автора в сторону новой власти и клеймению жесткача прошлого. Не, я б не заметила и, может, даже поддержала, если бы в двух предыдущих книгах Юлиан Семёнович тоже негодовал по поводу несправедливостей властей. Но тогда, видимо, его всё устраивало. А нынче, поди ж ты, мода поменялась. Какое-то гаденькое чувство от этого. Кстати, учитывая разницу в объёме книг ("Противостояние" в полтора раза больше "Петровки" и "Огарева"), этих отступлений и рассуждений в третьей части предостаточно.
Ещё у Вячеслава Николаевича появляется предмет влюблённости. Молодая журналисточка, основной плюс (и вообще-то единственный) - смазливая мордашка, ибо никаких других отмеченных автором особых заслуг у девушки не обнаруживается. И, ну что, собственно, такого, влюбился человек, кризис среднего возраста и проч. Но какое-то недостойное это чувство. Нет особых метаний "как же моя жена" или "люблю - не могу, надо всё бросать к её ногам". Ничего нет. Только опять же гаденькие мыслишки о том, что не, остаться в номере низя, не красиво, но надо бы кофейку попить, полюбоваться что ли... Короче, не то пальто.
Относительно вражины тоже есть некоторые фи. Гад - он и в Африке гад. Оправданий его жутким преступлениям не собираюсь находить. Фашизм - для меня тема жёсткая, не имеющая оправданий. Тем более фашизм не по призванию и искренней вере, а ради собственной выгоды. Но всё же, считаю, у каждого человека, вот абсолютно у каждого, есть что-то человеческое. Может, очень глубоко. Но есть. В Кротове нет ничего. Пустой горшок. Его из-за этого даже ненавидеть сложно, ибо дуб. Это сильно обесцветило мои впечатления. От того, что у него был бы любимый мишка, подаренный добрым соседом, за которым он рванул перед побегом и попал в руки следователей, я бы не жалела больше этого мерзавца. Но всё ж я бы воспринимала его, как человека. И да, презирала бы. А так, что-то пусто.
В любом случае, считаю, что "Противостояние" имеет право быть прочитанным. Совсем не жалею, что мне довелось познакомиться с этим произведением.
Есть интересные наблюдения автора, например, о западной справедливости и правосудии. По их понятиям фашистские преступники в большинстве своём вовсе и не преступники. Ну да, убивали, но не потому что уроды, а просто заблуждались. Поэтому многие так и получили возмездия или, отсидев пару лет, очистились от скверны и получили право на свободу и, надо сказать, безбедное существование. Примечателен факт, что предатель Лебедев, отсидевший 15 лет в наших лагерях за пособничество фашизму и участие в карательных зачистках (доказанных, на минуточку), выйдя на свободу живёт гораздо лучше многих своих сограждан, ибо получает пенсию из Германии, как немецкий офицер. И никого там не смущает, что он офицер фашистский. То есть скверна толерантности давно отравила Европу.
Детектив из серии романов о Костенко. Охватывает большой промежуток времени (несколько десятков лет) и большую территорию действия (несколько городов СССР, германия, Польша). В связи с этим повествование кажется надуманным. Все-то гладенько получается у Костенко и его помощников, малюсенькие зацепочки приводят к лихим выводам, направление расследования сразу выбрано верно. И в архиве-то они все нашли. В течение нескольких дней раскрыли чудовищные убийства, которые произошли не вчера, а несколько месяцев и десятков лет назад. Не люблю такие надуманные детективы. Неправдоподобно. И сплошные диалоги. Но в целом читается легко и интересно.
Книга удачно объединяет широкую географию (Москва, Магаран, Адлер, Коканд, Берлин, Смоленск и т.д.) и разные эпохи (довоенные годы, Война, конец 70-х). В общем, масштабный экшн с единой неразрывной линией, заскучать не придется. Я лично был очень удивлен, что в советские времена писали такую книгу: жестокая резня, критика некоторых элементов социалистического строя и т.д., тут даже слово "компьютер" встречается. Но не в этом суть. Главное, удачно и красиво раскрыта классическая тема противостояния между добром и злом, материальным и духовным, капитализмом и социализмом наконец. Однозначно, читать!