Приключенческая научно фантастическая детективная повесть. У каждого мальчишки бывает в жизни период, когда он мечтает сделаться сыщиком, следователем, контрразведчиком… У Пети это увлечение оказалось особенно стойким. Он всерьёз подумывал стать восходящим светилом на поприще криминалистики. И вот однажды…
В детстве Юрия Сотника я не читала – и очень жаль. Книга мне даже сейчас понравилась. Она легко и живо написана, динамичная, есть даже некая интрига. Мальчик Петя увлекается криминалистикой и мечтает стать настоящим детективом. Неожиданно ему подворачивается случай распутать «дело». У Маши по прозвищу Самбо в доме происходят таинственные вещи: кто-то, пока никто не видит, зачем-то постоянно моет пол. Вроде бы, ничего плохого в этом нет, вот только бабушка и родители думают, что это она. Но Маша-то прекрасно знает, что она не имеет к уборке никакого отношения. Тогда чьих же рук это дело? И что скрывает Машина сестра Заноза? Вот на эту загадку и предстоит пролить свет юному сыщику Петьке.
В детстве Юрия Сотника я не читала – и очень жаль. Книга мне даже сейчас понравилась. Она легко и живо написана, динамичная, есть даже некая интрига. Мальчик Петя увлекается криминалистикой и мечтает стать настоящим детективом. Неожиданно ему подворачивается случай распутать «дело». У Маши по прозвищу Самбо в доме происходят таинственные вещи: кто-то, пока никто не видит, зачем-то постоянно моет пол. Вроде бы, ничего плохого в этом нет, вот только бабушка и родители думают, что это она. Но Маша-то прекрасно знает, что она не имеет к уборке никакого отношения. Тогда чьих же рук это дело? И что скрывает Машина сестра Заноза? Вот на эту загадку и предстоит пролить свет юному сыщику Петьке.
Первая половина рассказа очень динамичная и интригующая, но потом повествование стало похоже на ребус с элементами экшена. Я считаю, что в детской литературе должно быть назидание, то бишь мораль, которая может быть представлена разными способами и литературными приёмами. Детская литература должна воспитывать. В этом рассказе я ничего подобного не нашла.
Почему-то Юрий Сотник в детстве прошел мимо меня - не читала, не слышала, не знала. Потом, начитавшись библиофильских форумов, подсунула сыну сначала один сборник рассказов Сотника - он попросил еще. Принесла второй. Прочитал с восторгом. Потом моя подруга подарила ему книгу Сотника, сказав, что это был любимый детский писатель ее папы-летчика. Видимо, его рассказы считались мальчишескими - поэтому я была не в курсе? Даже не знаю.
Ясный стиль, чудесный, теплый юмор, вечные истины, детские проказы и школьные горести, легкий флер советских времен (прекрасный повод обсудить некоторую специфику) - в общем, теперь Сотник - любимый писатель и моего сына. Мы даже фильм отсмотрели потом по этим рассказам - для полноты ощущений.
Я начала читать эту книгу со второй части, в которую включены 10 рассказов, и это, пожалуй, спасло положение. По крайней мере, я поняла кое-что про авторскую манеру письма.
Дело в том, что автор никуда не торопится, а это не очень свойственно рассказам для мальчиков. События в рассказах Сотника развиваются медленно и основательно. Иногда даже скучно поначалу бывает. Зато потом он так виртуозно скручивает эти события, доводя ситуацию до абсурда и безвыходности, что становится хорошо. Особенно в этом отношении понравились рассказы "Райкины пленники", "Как я был самостоятельным" и "На тебя вся надежда...".
Для тех кто читал. Когда профессор постучался в ванную комнату, где Леша принимал ванну, а тот ответил: "Подождите, я сейчас выйду", я аж рассмеялась от удовольствия. Это очень хорошо!
А вот рассказ, название которого вынесено в название книги, показался мне слабым и скучным. И девочка Люся, она же Заноза, такая неприятная. И концовка с беготней по метро и чертежом поломоечной машины от какого-то начальника - это так притянуто за уши и слабо. Другие рассказы в этой книге сильнее.
То, что дети, как и взрослые, любят жанр детектива доказывает популярность серии «Черный котенок», которая возникла в середине 90-х и насчитывает более 300 томов. Может быть, мне не везло, но книги из этой серии, которые попадали мои руки, оказывались откровенно слабыми….
Вот жаль, что в этой серии не издавали книг Юрия Сотника. Потому что его детские детективы – как раз добротная литература для подрастающего поколения. Из простых ситуаций вырастает захватывающая история.
Герой книжки «Машка Самбо и Заноза» (его зовут Петя) после чтения историй про Шерлока Холмса решил стать детективов и принялся за дело со всей ответственностью. Он уже многому научился и беспрестанно развивает в себе сыщицкие качества. Об этом написано вроде бы и серьезно, но все равно текст вызывает улыбку:
«Когда начались занятия в школе, он по содержимому карманов своих одноклассников, по состоянию их обуви, по пятнам на руках пытался угадать, кто чем занимался накануне вечером.
В девяти случаях из десяти он попадал впросак, но эти его неудачи быстро забывались. Зато, когда Петя угадывал верно, все приходили в дикий восторг…!»
Детектив – профессия востребованная. И для Петьки нашлось настоящее дело – надо было разобраться в одной запутанной семейной истории. О, сколько пришлось ему выдержать!
«Никогда еще Петька не попадал в такое глупое положение. Кричать, требуя, чтобы его выпустили, ему казалось делом безнадежным и унизительным. Он мог бы поднатужиться и сломать или защелку, или самое дверцу шкафа. Но ему было ясно, что, сделав это, он будет чувствовать себя очень неловко перед Самбо и перед ее родителями.
Авторы приключенческих романов любят прерывать повествование на самом интересном месте, как раз в тот момент, когда герои их попадают в отчаянное положение. Так поступлю и я: оставлю детектива сидеть под мойкой и расскажу, с чего началась вся эта история с пылесосом и полотером…»
А если серьезно – книга поэтому и хороша, что это не просто банальный детектив. Она скорее о том, что все проблемы возникают от непонимания. И если бы люди находили возможность отбросить свои амбиции и поговорить по душам – все бы было иначе в нашей жизни.
Не хочу рассказывать содержание полностью, иначе вам будет неинтересно читать эту книгу.
Кстати, она идеальна для семейного чтения вслух. Возрастной ценз – ну, думаю, лет с 10 будет понятна. Ну, а если что – родители объяснят)
Тут Самбо заявила, что она обязательно поедет с Риммой Тимофеевной. Она сказала, что Римма Тимофеевна для Люси человек посторонний, что Заноза может не послушаться ее и сбежать куда-нибудь еще дальше. И еще она сказала, что Римма Тимофеевна человек взрослый, не понимает детской психологии, а потому не сможет воздействовать на четырехпалого Федьку, если тот откажется сообщить, где скрываются беглецы.
Пожалуй, у каждого мальчишки бывает в жизни период, когда он мечтает сделаться сыщиком, следователем, контрразведчиком... (Точное название профессии зависит от того, каких книжек он больше начитался.)
Люся намочила в воде большую тряпку и принялась начисто вытирать ею надраенный щетками пол. Выжимая тряпку над ведром, она незаметно для себя вздохнула.– Вздыхаешь, Пролеткина, – заметила Вера Прокофьевна. – Как видно, тяжела для тебя такая работа. Не приучили тебя дома к простому физическому труду.– Не тяжелая эта работа, а просто скучная, – сдержанно сказала Люся.– А по-твоему, значит, человек должен заниматься только тем, что ему интересно? Напрасно ты так думаешь, Пролеткина. Интересным делом заниматься легко... это каждый захочет сделать то, что ему интересно. А вот ты приучи себя терпеливо выполнять работу скучную, неприятную... Вот тогда ты станешь настоящим человеком.Ребята прекрасно знали, что в жизни приходится заниматься делами скучными, неприятными, но Вера Прокофьевна заговорила об этом в поучительном тоне, и Люсе сразу захотелось ей возразить.– А мой папа говорит совсем другое, – сказала она негромко, водя тряпкой по полу.От неожиданности учительница помолчала.– Так что же говорит твой папа?– Мой папа говорит, что любую, даже самую скучную работу можно сделать интересной, если к ней подойти творчески. – Эту фразу Люся произнесла уже погромче. Затем она повернулась спиной к учительнице и принялась полоскать тряпку в ведре.Кто-то из ребят хихикнул.– Интересно, – раздался голос Веры Прокофьевны. – Интересно, как же твой папа станет творчески мыть полы? Ты не скажешь мне, а, Пролеткина?Ребята захихикали еще громче.Люся злилась на себя. Она и сама не знала, как это творчески мыть полы. Она просто повторила услышанную от отца фразу, лишь бы возразить раздражавшей ее учительнице.– Что ж ты молчишь, Пролеткина? Мы ждем.И вдруг Люсю словно осенило. Она выпрямилась и посмотрела на учительницу в упор, склонив голову набок.– Можно, например, какую-нибудь механизацию провести.Вера Прокофьевна уставилась на нее во все глаза:– Что?– Можно, например, какую-нибудь машину изобрести, чтобы она мыла полы.– Ух ты! – хохотнул один из мальчишек.
Судя по всему, изобретатели неплохо провели время. Они захватили из дому все свои сбережения (один рубль девяносто копеек) и все время питались мороженым.