Рецензия на эту статью должна стать дополнением к будущему отзыву на книгу Ханны Арендт Истоки тоталитаризма поскольку связанная общим контекстом. Кусочек огромного пазла. Кратко нужная мысль Арендт из «ИТ»: она обвинила панславянское течение в подготовке почвы для тоталитарного сталинизма, а русскую интеллигенцию в предпочтении демонтажу анахроничного политического строя его сохранение посредством создания идеи «русской души». Фактически, следуя логике Арендт, это восточный аналог киплинговских песен империализму, но популярность последнего в Британии резко упала сразу же после окончания Первой мировой войны, а «русская душа» жива по сей день (имеется ввиду идея русского континентального империализма).
Чем же интересная данная статья. Семен Франк в 1909 году (2 года назад первая попытка революции окончилась неудачей) уловил куда политический ветер дует и раскритиковал интеллигенцию, заигрывающую с марксизмом. По его словам русский интеллектуал начала ХХ века это закоренелый народник 70-х годов, его Бог есть народ, его цель – счастье большинства, а мораль лежит в служении этой цели и пренебрежении собственным духовным развитием. То есть современные ему интеллигенты это банда бродяг, которые распределяют и борются за старые идеи вместо созидания новых ценностей. Да. Здесь он противопоставляет социализм ницшеанским идеям саморазвития.
Бедные люди, живущие в грязи простодушные иванушки-дурачки, говорит Франк, скрывают за собой нигилистов современности. Застарелое народничество привело к марксизму требующего от личности строгого самопожертвования, безусловного подчинения собственных интересов (хотя бы высших и чистейших) делу общественного служения, и, наконец, стремление превратить всех людей в "рабочих", сократить и свести к минимуму высшие потребности во имя всеобщего равенства и солидарности в осуществлении моральных требований. Чем все закончилось, мы уже знаем по истории Восточной Европы, да и Франк позже узнал.
Но что самое интересное в этой статьи это совпадение с Арендт в выявлении корня зла. Автор называет его нигилистическим морализмом коллективизма, Арендт же проще – массовостью. Человек потерянный в толпе, лишенный всяких метафизических штучек, без цели, смотрящий в бездну, неверующий в институты человеческой жизни, а значит исповедует вседозволенность и под маской аскетической бедности скрывает злобу. И как только система дала слабину во время кризиса Первой мировой, сразу нашлись вожди и использовали эти массы, русскую интеллигенцию о которой писал Франк тоже. Так что ему зачет за зрячесть, хотя изменить так ничего и не удалось.
Вряд ли когда-нибудь я бы уделила внимание этой книге... Но случай, а точнее экзамен свел нас)))) Но она достойна внимания, честно-честно!))
Это такой ящичек, куда 7 человек, 7 философов-публицистов сложили пороки интеллигенции, тем самым надеясь, что их удастся там удержать. На них за это, конечно, обрушилось море критики (никому ведь не хочется признавать, что в дарах коробочке есть что-то от них). И если хочется почитать рецензию и разбор этих статей, Вам к Милюкову. У меня же просто комок впечатлений.
Все время чтения книги меня не покидала мысль, что книга написана пару лет назад. Практически все, за малыми исключениями, которые можно списать на особенности того времени, отражают картину современного общества. Это действительно своеобразная "весточка из прошлого".
Яркие статьи, практически все ясно выражающие проблему и методы ее решения. Правда у каждого автора своя проблема, свой метод решения...У каждого из авторов в этом сборнике была своя задача и они с ней справились! Другой вопрос в том, что проблемы эти искоренить не удалось, и этот ящичек можно бесконечно пополнять)
Статьи семи русских религиозных философов, напечатанные в 1909 году в сборнике с символическим названием «Вехи», произвели сильнейшее впечатление на всю Россию и вызвали полемику, которая превзошла по накалу страстей обсуждение самых скандальных художественных произведений. Известный политик Милюков обвинял авторов в том, что они бросают ядовитые семена в русское общество и сделали опасное и вредное дело; архиепископ Антоний Волынский сообщал им, что их книга стала для него праздником; вождь большевиков Ульянов заклеймил «Вехи» как сплошной поток реакционных помоев... Философ Розанов предрёк, что «Вехи» запомнятся в истории русской общественности, и по прошествии целого столетия мы видим, что разговор, начатый веховцами, и полемика, закипевшая вокруг «Вех», не исчерпали себя и по сей день.
Моя оценка - 6 из 10.