Двенадцатилетним мальчиком взошел Петр II на престол, четырнадцатилетним отроком, перед самой свадьбой, умер от оспы. Неглубок поэтому след, оставленный этим императором в русской истории. Но много важных и интересных событий произошло за два года его правления. Об этих событиях увлекательно повествует книга Вс.Соловьева "Юный император".
Об императоре Петре II в художественной литературе написано очень мало. Кроме Сольвьева о нем есть страницы в первой части романа Пикуля "Слово и дело", в "Записках экспедитоа тайной канцелярии" Олега Ряскова. Ему также посвящена пьеса Н. истрина "Царь-отрокъ Петр II, его судьба, его фавориты".
Автор сумел в увлекательной форме, прекрасным литературным языком описать интереснейшие события произошедшие за два коротких года праления мальчика, вступившего на престол в двенадцатилетнем возрасте и умершим от оспы накануне своего бракосочетания. В книге действуют известные исторические личности - "светлейший" князь Александр Меньшиков, которого Петр I называл просто "Санька", его дочь Мария, Остерман, Бирон, первая жена Петра Великого Евдокия Лопухина. Героев романа раздирают противоречия, им не дает покоя жажда власти. Как во все времена. Да и в наше время эта жажда стала ненасытной, к ней присоединилась еще и алчность, не знающая границ.
Об императоре Петре II в художественной литературе написано очень мало. Кроме Сольвьева о нем есть страницы в первой части романа Пикуля "Слово и дело", в "Записках экспедитоа тайной канцелярии" Олега Ряскова. Ему также посвящена пьеса Н. истрина "Царь-отрокъ Петр II, его судьба, его фавориты".
Автор сумел в увлекательной форме, прекрасным литературным языком описать интереснейшие события произошедшие за два коротких года праления мальчика, вступившего на престол в двенадцатилетнем возрасте и умершим от оспы накануне своего бракосочетания. В книге действуют известные исторические личности - "светлейший" князь Александр Меньшиков, которого Петр I называл просто "Санька", его дочь Мария, Остерман, Бирон, первая жена Петра Великого Евдокия Лопухина. Героев романа раздирают противоречия, им не дает покоя жажда власти. Как во все времена. Да и в наше время эта жажда стала ненасытной, к ней присоединилась еще и алчность, не знающая границ.
Император Петр II - наверно, самый молодой правитель из всех российских императоров и императриц, так как вступил на престол всего в 11 лет. Формально, моложе Петра II был его дед, Петр I, венчанный на царство в возрасте 10 лет, однако в течении еще 7 лет реальной правительницей оставалась царевна Софья. Так как Петр II правил сравнительно недолго, всего два с половиной года, то ничем особенным его правление не запомнилось. А.К.Толстой в своей забавной "Истории государства российского" и вовсе от Петра I сразу переходит к Анне Иоанновне и Бирону, без каких-либо упоминаний о Петре II (впрочем, Толстой не историк, ему такие вольности простительны)).
Роман Всеволода Соловьева "Юный император" посвящен именно этим двум с половиной годам правления Петра II. Вначале юный император находится целиком под влиянием всемогущего Меншикова, однако, постепенно начинает противится его влиянию. Немаловажную роль в отдалении императора от Меншикова играет его тетка Елизавета, старшая сестра Наталья и новый друг Иван Долгоруков. В итоге его отстраняют от дел и отправляют в ссылку с конфискацией имущества. Теперь в зените власти находится семейство Долгоруковых, но не суждено ли им повторить судьбу семьи Меншикова?
Читая "Юного императора", все время вспоминала сериал Дружининой "Тайны дворцовых переворотов", потому что серии, посвященные Петру II, очень напоминали события в романе. Вполне возможно, что создатели сериала в свое время обращались к этому роману, тем более что о Петре II не так много написано книг. А может, дело в другом. Странно, но роман, написанный в 1877 году, удивительно напоминает современные исторические костюмированные сериалы, где основное внимание уделяется не столько политическим и экономическим аспектам правления, сколько отношениям между персонажами. Без преувеличения, в романе полно любовных линий. Петр II влюблен в Елизавету, она - в Бутурлина, обе невесты императора имеют свой амурный интерес, и это совсем не император, Иван Долгорукий сватается к Наталье Шереметевой - и у нас наконец-то есть пара, потому что Наталья отвечает Ивану взаимностью.
Интересно, что у Соловьева в романе ни один исторический персонаж не выведен как отрицательный. О Меншикове говорится достаточно мягко, один раз, правда, упомянуто, что он любил запустить руку в государственную казну, но гораздо больший упор сделан на то, как сильно он раскаялся впоследствии. О Долгоруковых упоминается в весьма нейтральных тонах, а Иван Долгоруков, фаворит императора, и вовсе выведен практически как положительный персонаж - мол, даже если он и приучал императора к беспутной жизни, то исключительно по дурости, а когда спохватился, было уже поздно. В-общем, все острые углы автор в романе постарался обойти, возможно, это связано с тем, что роман написан еще в императорской России?
Зато мне понравилось, как была раскрыта история бабушки юного императора, бывшей царицы Евдокии, и ее брака с Петром I. О ней в литературе и кинематографе обычно практически не упоминается, в связи с тем, что брак Евдокии с Петром продлился не так долго, после чего император заточил уже нелюбимую жену в монастырь. На этом беды бывшей царицы не кончились, так как ей предстояло еще пережить смерть сына, погибшего при неясных обстоятельствах, и вполне возможно, что не без вмешательства своего отца. Как жила Евдокия все эти годы, до того как ее внук стал императором? Чего она ждала, на что надеялась, о чем думала? Мне кажется, у автора превосходно получилось передать все мысли и чувства бывшей царицы Евдокии.
Немецкие психологи и социологи из института общественного мнения Research Now решили выяснить, зачем люди читают. А попутно понять, что же они ищут в книгах. Оказалось, что большинство мужчин открывают книги в поисках полезных знаний. Женщины, напротив, читают для того, чтобы прочувствовать новые эмоции.
- это точно не про меня в частности и про наших Лайвлибовских дам в общем.
Книга постоянно заставляла меня пользоваться историческими справками,чтобы лучше понять все хитросплетения дворцовой жизни того времени.
Для чего я пишу рецензии...
Я прочитала очень много книг (и надеюсь,что прочитаю в разы больше),но написала так мало рецензий...
Это не потому,что было мало достойных книг,не потому что было мало "переживучих" ...Просто на многие книги уже написано много достойных рецензий,отзывов и прекрасных слов,которые я полностью разделяю и поэтому нет смысла повторяться...
У этой книги рецензия всего одна - хорошая!,но пусть будет две :)
Книга достойная.Написана красивым,добротным русским языком.
Автор : Всеволод Соловьёв сын известного историка Сергея Михайловича Соловьёва, знакомого нам по толстенной книге "История России с древнейших времён".
О Петре II написано очень мало - он и не жил совсем,но это не повод не знать о нём.
Петр II - Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии. (С) - вся эта сухая информация из Википедии "оживает" на страницах этой книги.
Автор очень красочно и с любовью выписывает всех персонажей.Книга полностью погружает тебя во все интриги,заговоры и околодворцовые тайны.Ты в очередной раз поражаешься насколько малоценна была человеческая жизнь (голову с плеч и все дела) и в тоже время насколько ценны любовь,преданность,верность.
Книга заставила думать,размышлять,горевать над нашим непутевым народом и одновременно любить его.
Бедный маленький император...
Жаль,что так все случилось...Но история,как известно,не терпит сослагательного наклонения...
Очень рекомендую эту книгу всем,кто интересуется историей.Она не отягощена сухой информацией и может послужить мощным толчком для углубленного изучения этого времени.
Это не институт, это дворец бракосочетаний какой-то! (с)
Любовь, любовь, любовь - почти вся книга состоит из заверений, клятв, отречений. Эта книга сильно тянет на романтическую - не от слова "романтика", а от слова "романтизм". И точные исторические реалии этому нисколько не мешают.
Думаю,из-за последнего прежде всего книга и не понравилась. В ней нет ничего, что перевесило бы отрицательное впечатление, которое производит этот искусственный, многословный, местами даже маловразумительный язык ("понездоровилось" - вместо "заболела"; "Но от слов твоих нежданных, негаданных, о каких я всю жизнь и помыслить‑то не смела, растопилась, как воск, вся душа моя. В миг один совсем другою ты меня сделал, сама не узнаю себя", - отвечает девушка на предложение руки и сердца).
А вообще - очень печальная книга. Всегда так было и, наверное, всегда так будет: борьба за власть, страшная лень и любовь к роскоши, марш по головам - и что за дело, если окажется, что это головы детей.
Эпоха юного Петра II не слишком часто упоминается в литературе, да и царствовал он всего ничего. Вообще, из всех быстро сменяющих друг друга императоров и императриц того времени малолетний император вызывает больше всего сочувствия. Вряд ли на двенадцатилетнего ребенка можно возлагать ответственность за что бы то ни было.
Соловьев, как мне кажется, эту точку зрения разделяет, поэтому и книга скорее о несчастном детстве и о том, как ребенком вертели все, кто мог, а не об "императоре". Подозреваю, что в романе изрядная доля художественного вымысла, но для того, чтобы составить общее впечатление, книга вполне подходит.
Прочитано в рамках "Дайте две", "Школьной вселенной", "Книжного путешествия".
Княжна Катерина, действительно, была очень довольна женихом своим: если бы он относился к ней иначе, если бы постоянно требовал ее нежности и ласк, она, может быть, и не выдержала бы. Теперь же ей предоставлена полная свобода. Но куда девать ее?! Больное, измученное злобой и тоскою сердце жадно просит какой‑нибудь жизни, хоть в буре, хоть в грозе страшной готова найти жизнь эту.
Невыносимое впечатление производил теперь этот огромный дом; казалось, что в нем происходит дележ наследства после покойника. Но этот покойник еще был жив: он был здесь и присутствовал при дележе своего наследства. Он был жив и еще так недавно подписывался с таким титулом:«Мы, Александр Меншиков, римскаго и российскаго государств князь герцог Ижорский, наследный господин Аранибурха и иных, его царскаго величества все российскаго первый действительной тайной советник, командующий генерал–фельдмаршал войск, генерал–губернатор губернии Санкт–питербурхской и многих провинцей его императорскаго величества кавалер Святаго Андрея и Слона и Белого и Чернаго Орлов, и пр. и пр. и пр.»
Великая княжна все молчит, ей неловко. Входит цесаревна Елизавета.
— Прошу извинения, — говорит она, обращаясь к княжнам, — забыли мы, что вы здесь дожидаетесь.
— Мы здесь более часа! — шепчут бледные, тонкие губы царской невесты, а на глазах ее блестят слезы,
— Очень жалко, — отвечает Елизавета, — вольно же вам такое время выбрать… Чай, слышали, мы только что переехали, тоже ведь разобраться нужно, не до чужих!
— А я так устала, я не здорова, — замечает великая княжна Наталья.
— Тоже не до чужих, видно! — прорыдала перед нею Александра Александровна.
— Ах, как это скучно! — раздражительно выговорила цесаревна, поднимаясь с места. — Такие любезные гостьи, от них слова не добьешься. Пойдем, Наташа, у нас там веселее!
Рано утром торжественного дня Петр проснулся и еще в постели велел позвать к себе нового любимца, князя Ивана Долгорукого. Тот не заставил себя ждать. Это был еще очень молодой человек, лет двадцати двух, с неправильным, но довольно приятным лицом и открытыми веселыми глазами. Всегда франтоватый и даже роскошно одетый, умевший, когда надо, держать себя в высшей степени прилично и с тактом, когда надо, совершенно распускаться, понявший характер императора и в короткое время вошедший ему в душу, он, естественно, должен был играть большую роль при Петре. Он был неистощим в придумывании всевозможных развлечений и удовольствий, знал, как надо говорить с юным императором, кого хвалить, кого бранить, а, главное, поддакивать и потворствовать всем капризам и желаниям своего нового друга. Петру очень нравилось, что взрослый молодой человек разделяет все его забавы, он сам при этом забывал свои годы и считал себя таким же взрослым молодым человеком.
— Петруша, голубчик, — начала Наталья, — если ты очень меня любишь, так послушайся моего совета.
— Я всегда тебя слушаюсь, — заметил император.
— Нет, не всегда; ты не верь Лизе, не верь, она обманщица, она тебя не любит, она только шутит да смеется над тобою, смотрит на тебя как на маленького мальчика, а ты и невесть что думаешь.