Второй случай связан с сэром Уолтером Рэли и произошел после того, как Рэли завез в Англию табак и распространил моду на курение. Сама Елизавета вроде бы не курила (хотя есть и противоположные свидетельства), но любила посмотреть, как в ее присутствии попыхивают трубочкой. Как-то Рэли побился с ней об заклад на несколько золотых, что сумеет взвесить дым. Елизавета, как многие на ее месте, не поверила и согласилась.
Рэли выиграл не без изящества и смекалки. Он взвесил сначала табак, которым собирался набить трубку, а потом – пепел. Оставалось простейшее арифметическое действие – вычесть из веса табака вес пепла. Разница и составляла вес дыма. Елизавета, известная своей прижимистостью в денежных делах (да что там, скупостью), проигрыш, однако, честно заплатила и сказала:
– Много я видывала людей, умевших превращать золото в дым, но вы, сэр Уолтер, первым сумели обратить дым в золото…
Не зря Папа Римский Сикст Пятый как-то сказал о Елизавете: «Вы только поглядите на нее – как она умеет править! Она всего лишь женщина, повелевает только на половине одного острова, а ее боятся и Франция, и Испания, и Империя. Нам с ней следовало бы пожениться – наши дети правили бы миром».
Как выразился в свое время талантливый поэт Константин Симонов о Сталине, был культ, но была и личность.
Подчиненный приносит начальнику смету какого-то предстоящего дела. Посмотрев на общий итог, начальник спрашивает:
– А почему цифра не круглая?
Подчиненный, человек довольно независимый, отвечает спокойно:
– Круглыми бывают только дураки.
В Европе многие короли разных стран привечали пиратов, точнее, их более респектабельную разновидность – каперов. Если пираты грабили всех подряд независимо от флага, каперы как бы числились на государственной службе. Во время войн, получив королевские свидетельства, они захватывали исключительно корабли противника («нейтралов» им категорически запрещалось трогать). По неписаным законам взятых в плен каперов не вешали, как без затей поступали с пиратами, а отправляли за решетку. Любопытно, что каперов звали еще «приватиры» – поскольку они приватизировали захваченные грузы. Вот откуда пошло это словечко – а вы полагали, его придумали в наше время и в нашем Отечестве?
Как говорил гораздо позже глава абвера адмирал Канарис: отбросов нет, есть кадры.
Ведь давно известно: порой горластое меньшинство как раз и одерживает победу над молчаливым большинством…
В сталинские времена «железный нарком» Лазарь Каганович, ведавший железными дорогами, высказал толковую мысль: «У всякой аварии есть фамилия, имя и отчество».
Из любого свинства можно выкроить кусочек ветчины.
Старая немецкая пословица