Последний из шедевров Кристи, написанных под псевдонимом Мэри Уэстмакотт, ее лебединая песня в жанре психологического романа. Подытоживая эту часть своей жизни, великая писательница устраивает гала-концерт всех человеческих чувств, где самые яркие «звезды» – разные лики любви.
Лаура, нелюбимый ребенок, была преисполнена жуткой неприязни к младшей сестренке, Ширли. Однако несчастный случай помог ей осознать свою ошибку. Более того, заставил сделать счастье сестры смыслом своей жизни. Сможет ли Ширли самостоятельно жить и найти собственное счастье под бременем чрезмерной любви, сменившей безграничную ненависть?..
Я всегда восторгалась актерами, которые могут воплотить на сцене (экране) совершенно полярные образы. На мой взгляд, и писатели пишущие в разных жанрах достойны не меньшего восхищения.
Агата Кристи — это, конечно же, прежде всего Королева детектива. Такого признания, как у неё, удостоился, пожалуй, только Конан Дойл. Да и то вопрос: такого ли?
Но есть у этого автора и совершенно особые романы, написанные под псевдонимом Мэри Вестмакотт. Это такие мелодрамы с социальной составляющей.
"Бремя любви" — это очень простая книга. И в то же время — очень сложная.
Она о любви детей и к детям. Она о ненависти и дружбе. Она о семьях.
Я специально не пишу ничего о сюжете. Поверьте, он настолько простой, что в пересказе будет выглядеть просто убого. Но знайте, что в его простых истинах кроется глубинная правда.
Очень достойно.
Я всегда восторгалась актерами, которые могут воплотить на сцене (экране) совершенно полярные образы. На мой взгляд, и писатели пишущие в разных жанрах достойны не меньшего восхищения.
Агата Кристи — это, конечно же, прежде всего Королева детектива. Такого признания, как у неё, удостоился, пожалуй, только Конан Дойл. Да и то вопрос: такого ли?
Но есть у этого автора и совершенно особые романы, написанные под псевдонимом Мэри Вестмакотт. Это такие мелодрамы с социальной составляющей.
"Бремя любви" — это очень простая книга. И в то же время — очень сложная.
Она о любви детей и к детям. Она о ненависти и дружбе. Она о семьях.
Я специально не пишу ничего о сюжете. Поверьте, он настолько простой, что в пересказе будет выглядеть просто убого. Но знайте, что в его простых истинах кроется глубинная правда.
Очень достойно.
Считается, что в своих книгах, подписанных «Мэри Уэстмакотт», Агата Кристи отходит от своей привычной роли автора детективов и выступает в роли автора романов психологических. Я с этим не согласна, потому что как в ее лучших детективах немалую долю занимает именно психология, так и в романах о жизни все равно встречаются неожиданные повороты.
В этот раз автор решила поговорить о любви в самых разных ее проявлениях. Любовь жертвенная, любовь удушающая, висящая тяжелым грузом, любовь заслуженная и любовь не заслуженная. Любовь требовательная, любовь эгоистичная. Не существует единой «правильной любви» Это личное дело двоих и никакие самые благие попытки посторонних исправить ситуацию никогда ничего хорошего не приносят. Любят не только однозначно положительных, но и заведомо недостойных. И не надо вмешиваться.
Довольно приличной ложкой дегтя на этот раз для меня стала совершенно инородная линия бывшего публичного религиозного проповедника, с возрастом пересмотревшего свои приоритеты. Я не выношу кликушества ни в каком виде, когда оно прикрывается высокими словами и идеями – тем паче. Возможно, это была попытка автора переосмысления своих духовных воззрений – но в романе она была абсолютно ни к месту.
И еще. Меня сильно покоробили переводчики. Вот кусочек диалога, в котором Лаура и мистер Болдок намечают свою будущую дружбу, и в частности, как они будут обсуждать историю Англии и жен Генриха Восьмого
«…умерла и Нан Буллен, и Катерина Говард…»
Упс! У вас не возникает сиюминутный вопрос, кто такая Нан Буллен? Конечно, это бедолага Анна Болейн. Да, в английской традиции ее называют и так, но для чего это в популярном романе для русскоязычного читателя? Кроме как определенным снобством переводчика объяснить не могу . Ну, или неграмотностью, во что все же не верится.
Под псевдонимом Вестмакотт скрывается совсем другая Агата. Без явных интриг, без запутанных, переплетенных намертво клубков, разматывание которых требует огромной смекалки и терпения. Но одно неизменно - бесподобный стиль великой Леди.
Данное произведение довольно многогранно. Тут и смятение чувств, и всепоглощающая любовь, которая мешает трезво оценивать ту или иную ситуацию и принимать правильные решения, и даже щепотка мистики.
В центре повествования - история двух девушек. Лаура и ее сестра Ширли, которая младше нее на 10 лет. Безграничная неприязнь и ревность в детстве перерастает в такую же безграничную любовь в душе Лауры, тем самым обрекая ее душу на страдания. Любовь к сестре застилает Лауре глаза. Она превращается из рассудительной, мудрой и здравомыслящей девушки в растерянную, нерешительную и мнительную особу. Она хочет Ширли счастья, все ее порывы и шаги - только ради блага сестры, но она не учитывает единственный важный нюанс: каждый САМ кузнец своего счастья и никакие благие намерения не оправдывают попытку программировать жизнь другого, пусть даже очень близкого и любимого человека.
Не хочу лишний раз подчеркивать, насколько прекрасен слог, язык и вся манера леди Агаты. Как и всегда, герои отлично прорисованы. Каждый расписан ярко, сочно, с тщательностью. Они заметные, даже самый мимопроходящий чем-то да запоминается. Но я, как всегда, выделю одного - старика Бодлока. Грубиян до невозможности, женоненавистник и эгоист, но такой очаровательный! Его советами Лаура и прожила всю свою жизнь, по большому счету.
Прекрасная книга! Преклоняюсь перед Вами и очень Вас люблю, леди Агата!
Любите друг друга, но не делайте оков из любви.
Пусть это будет скорее неспокойное море, колышущееся между берегами ваших душ.
Наполняйте чашу друг друга, но не пейте из одной чаши.
Давайте друг другу свой хлеб, но не откусывайте от одного куска.
Пойте и танцуйте вместе и будьте радостны, но позволяйте друг другу бывать наедине с собой,
Ведь и каждая из струн лютни сама по себе, хотя они вместе звучат в одной мелодии.
И будьте вместе, но не слишком вместе:
Потому что и колонны храма стоят отдельно,
И дуб и кипарис не растут в тени друг друга.
Халил Джебран. «Пророк»
«Бремя» - один из самых ярких психологических романов, которые вышли из-по пера Мэри Уэстмакотт (Агата Кристи). Написанный в 1956 году, он поражает до сих пор своей актуальностью. В семье происходит трагедия – неожиданно от полиомиелита умирает любимый сын, маленький Чарли. Родители безутешны, и даже оставшийся ребенок, малышка Лаура, не может вытащить их из бездны горя.
Лаура – идеальный ребенок. Она всегда слушается старших, никогда не шалит, не грубит, знает правила хорошего тона. Ее спокойствие удивляет тем больше, когда узнаешь, какие бешеные страсти кипят в душе у ребенка, всегда бывшего у родителей на вторых ролях.
Лаура любила шалуна и проказника Чарли, но с его смертью она надеется занять его место, стать любимым и обожаемым ребенком. Однако рождение сестренки Ширли ставит крест на ее планах. Но Лаура не сдается. Вот только Судьба столь круто повернет ее планы, что остается только удивляться промыслу Божьему – Лаура страстно полюбит маленькую сестру.
Помнится, меня глубоко поразил этот роман еще в далекой юности. Каждый человек хочет любви – родителей, мужчины (или женщины), детей, друзей и т.д. Разве в Библии не сказано: «Бог есть любовь»? Так как любовь может стать бременем?
Когда очень сильно кого-то любишь, то хочется дать ему самое лучшее, предостеречь от пагубных ошибок, используя свой опыт. Вот только зачастую получается, что ты решаешь ЗА него, не даешь ему развиваться и идти своим путем. В своем стремлении предостеречь, удержать от ошибок, мы словно окутываем коконом этого человека, сковываем его, и наша любовь становится тяжким бременем.
Есть и еще кое-что – очень часто в любимом человеке хочется видеть лишь хорошее. Однако осознание того, что в тебе видят некий идеал-абсолют, а не живого человека со своими страстями и ошибками, тоже оказывает моральное давление.
Бывают случаи, когда человек просто вынужден соответствовать тому идеальному образу, который о нем сложился. Но это настолько психологически тяжело, что рано или поздно человек срывается: алкоголь, наркотики, проституция и т.д.
Истинная любовь – дать возможность дорогому вам человеку следовать своим путем, совершать ошибки и находить конструктивные решения, дать ему жить своей жизнью. Кто знает, в конце концов, что мы правы? Ведь Инквизиция, сжигавшая ведьм на кострах, тоже верила в свою правоту.
Всем, кто любит размышлять о человеческой природе, я горячо рекомендую роман «Бремя»!
Источник
На днях прочла свою первую не детективную историю от Агаты Кристи. И осталась очень довольна.
Как сказала одна моя знакомая: « Поймала себя на том, что если бы у Агаты Кристи никого не убивали, и ничего не расследовали, я бы читала это с точно таким же удовольствием: все эти маленькие английские городки, провинциальные старушки, священники, цветы на клумбах, кофейные чашечки...». Согласна!
А от себя добавлю, что помимо атмосферы старой доброй Англии книги миссис Кристи полны житейской мудрости. Довольно редкостное сочетание доброты, здравомыслия, реалистичного взгляда на жизнь и оптимизма. Приправленное прекрасным, тоже совершенно английским, чувством юмора.
Никаких чрезмерных глубин или непомерных высот. Всё это простые истины. Известные каждому?
Ах, как хорошо было бы, если бы мы не только знали, но и следовали им. Однако это сложней всего, не правда ли?
Поэтому лишнее напоминание никак не повредит. Напротив, приятно осознавать, что твои мысли совпадают с размышлениями такой женщины, как леди Агата. Женщины обладающей жизненным опытом, наделённой умом, мягкой иронией, приятной во всех смыслах и, главное, вызывающей у тебя чувство несомненного уважения.
Я боялась разочароваться. Аннотации и некоторые рецензии на не детективные романы А. Кристи сулили мне что-то мрачное и тоскливое. Но Агата Кристи даже под псевдонимом Мэри Вестмакотт осталась верна себе. Она пишет легко, светло и незатейливо, живо и увлекательно. И так же читается. Персонажи её книг все сплошь выпуклые и характерные, а сюжеты интригующие и полные загадок, даже если никто там за всю книгу не расследует ни одного убийства.
- Нельзя было говорить: я ненавижу Бога?
Он спокойно ответил:
– Лучше ненавидеть Бога, чем своих ближних людей. Богу мы не причиняем боли.
– Нет. Но Он может причинить ее нам.
– Что вы, это мы сами причиняем боль друг другу – и себе.
– А Бога делаем козлом отпущения?
– Он всегда им был. Он несет наше бремя – бремя наших мятежей, нашей ненависти, да и нашей любви.
Есть тысячи обличий у любви, и все они несут любимым горе.
Женщины! О чем только Господь Бог думал, создавая их! Наверно, ему показалось, что Адам слишком зазнался; как же, венец творения, давал имена животным и все такое. Бог решил, что пора дать ему пинка. Не смею сказать, что он был не прав. Но создавать женщину - это уж слишком. Посмотри, во что бедняга вляпался! Прямиком в первородный грех!
Учтивость - это пароль, который заставляет колеса крутиться.
Вот в чем состоит преимущество кошек перед человеческими существами. Когда им надоедают люди, они убегают и прячутся от них высоко на дереве. А что остается нам? Только запереться в туалете.