– Я привыкла всё время чувствовать себя должной, обязанной. Примеряю ко всему свой опыт…, – я снова вздохнула.
– И это нормально! На то он и опыт, чтобы его использовать в своей жизни дальше. Просто ты на основании своего опыта двигайся дальше
Я всегда молчала. Не говорила о своих чувствах, о желаниях, предпочитая угадывать чужие…
– Иногда нужно уметь сказать. О своих чувствах, страхах, сомнениях. О своих желаниях.
И я подумал, что тоже давно так вкусно не ел. И дело не в самой еде. Дело в настроении и компании.
Надо же, она делала то, что ему посоветовал детский психолог. Сказкотерапия –называется этот метод. Когда проблему превращают в сказочный сюжет, который придумывает сам ребёнок, а взрослый его направляет.
– Жил-был на свете Потерянный Мальчик.
– Совсем потерянный?
– Нет, не совсем. У него был Волшебник.
Короткий «Мяв», и Лиля, со смешком, поправилась:
– Два Волшебника. Они забрали этого Мальчика к себе, и многому его научили.
– Чему?
– Самому важному Волшебству! Быть сильным и смелым, верить в добро и помогать тем, кому нужна помощь. Они очень хорошо жили, пока старый Волшебник не ушёл в Волшебную страну.
- Дед всегда говорил, если идёшь в лес на пять минут, бери с собой все, что пригодится на несколько дней.
Есть в психологии такой приём. Называется «Психологическое айкидо»*. Когда тебе говорят гадости, причём незаслуженные гадости, соглашайся.
«Да, я дура. Да, ума не хватает. А вот вы очень умный, раз сразу это заметили!».
Обычно оппонент теряется от такого, и конфликт затухает, не успев начаться.
«Ложь, повторённая тысячу раз, становится правдой», – это сказал один из страшных политиков прошлого, который мог всего лишь словом управлять массами.
И да, я страшно жалею, что так всё вышло. В принципе, мне и не хотелось с ней разводиться. И если бы не мать, которая давила с разводом, наверное я так бы и жил на две семьи. Дом, в котором тебя обслуживают, любят, ублажают, и любовница с сыном.
Тимур никогда не любил брать ответственность на себя. Всегда старался найти виноватого. Ничего не изменилось. Во всём том кошмаре, что сейчас твориться в нашей жизни, он обвиняет теперь меня. Почему? Потому что так проще.
Скорее всего, я была плохой матерью, раз моя дочь смогла так поступить со мной. Может я слишком много молчала? А может я слишком сильно любила, и не увидела, как моя любовь превращает моего ребёнка в эгоиста?
– Ты уже взрослая, Зарина. Учись отвечать за свои слова и поступки. Это неизбежный этап взросления. Иногда он, к сожалению, очень болезненный.
Лиля не простит. Глупо было даже надеяться на это. Не простит.
Это я цепляюсь за то светлое, что хранит моя память. А ей уже не за что цепляться. Мой многолетний обман всё перечеркнул.
– Знаешь, почему ты повёлся на Лену? Так же, как и Сергей, Вадим… Потому что Лена это то, чего вы стоите. Вы все слишком гнилые люди внутри, пустые.
Возможно ли простить предательство близких? И надо ли прощать? Одно я знаю точно. Любое зло должно быть наказано.