Об автореподробнее
Родился: 14 апреля 1954 г., США

Брюс Стерлинг (Bruce Sterling) - американский писатель-фантаст, журналист и литературовед. Один из лидеров киберпанка.

Брюс Стерлинг родился 14 апреля 1954 года в городке Браунсвилль (Техас). Шесть месяцев спустя его семья переехала в Остин, где отец Стерлинга получил диплом инженера, а затем в Галвестон, где и прошло детство будущего писателя. Сочинять Брюс начал в двенадцать лет, а когда ему исполнилось пятнадцать, то он вместе с родителями переехал на время в Индию, где его отец принимал участие в строительстве завода. Два с половиной года спустя Брюс Стерлинг вместе с родителями вернулся в Остин и поступил в Техасский университет, где вместе с такими писателями как Говард Уолдроп, Стив Атли, Джейк Саундерс, Том Рими, Джон Ширли и Льюис Шайнер вошел в группу, которая называлась "фантазеры в законе" (outlaw fantasists), и начал более активно практиковаться в писательском мастерстве.

В 1976 году Стерлинг получил диплом по журналистике и продал свой первый научно-фантастический рассказ - Man-Made Self. Юный талант не остался незамеченным, и всего лишь год спустя первый роман писателя "Океан инволюции" (Involution Ocean) вышел в книжной серии, которую составлял сам Харлан Эллисон. Но настоящий прорыв случился в начале 80-х, когда он проявил себя не только как писатель, но и как критик и полемист. В 1980 году вышел в свет великолепный роман "Искусственный ребенок" (The Artificial Kid), полный лингвистической энергии. В нем описана цивилизация, которая выделяет специальные "свободные" зоны на планете, где разрешена любая противозаконная деятельность, и где индустрия развлечений основана на продаже записей уличных боев, заснятых автоматическими камерами. В каком-то смысле этот роман стал предтечей киберпанка, одной из разновидностей научной фантастики, которой Стерлинг отдал всю свою молодую энергию, с большим успехом пропагандируя и защищая ее. Затем последовали долгие пять лет, на протяжении которых Стерлинг совмещал журналистскую работу с написанием рассказов из серии о двух противостоящих друг другу группировках будущего - шейперах и механистах.

Примерно в это же время, будучи личностью деятельной и харизматичной, Брюс Стерлинг организовал и сплотил вокруг себя движение писателей, которые позже стали известны как «киберпанки». Под псевдонимом Vincent Omniaveritas Стерлинг начал выпуск программного фэнзина киберпанков под названием "Cheap Truth" ("Дешевая правда"), где едко высмеивал застой в американской НФ. Фэнзин рассылался бесплатно всем, кому, по мнению Брюса, он был небезынтересен. В 1985 году увидела свет "Схизматрица" (Schismatrix) - роман, венчающий цикл о шейперах и механистах и ставший классическим произведением жанра «киберпанк», несмотря на то, что в отличие от коллеги и своего друга Уильяма Гибсона Брюс Стерлинг делал акценты не на исследовании технологии, а на социологических прогнозах. В 1986 году Стерлинг составил и отредактировал киберпанковский сборник под названием "Mirrorshades", где были собраны рассказы всех, по его мнению, значимых киберпанков. Этот сборник стал без преувеличения важнейшей вехой движения, как официально одобренный главным идеологом киберпанка "Председателем Брюсом".

Некоторые из "киберпанков", кто начинал в то время, до сих пор пишут в том же стиле. К Стерлингу это не относится. Более того, нельзя не согласиться с Гибсоном, который утверждает, что Стерлинг живет в постоянном страхе самоповтора. Многие из проблем, с которыми имел дело киберпанк в самом начале, по-прежнему заботят Стерлинга, но он пишет о них, используя гораздо большее разнообразие форм вместо стандартной модели киберпанка.

За роман "Острова в сети" (Islands in the Net) Стерлинг удостаивается John W. Campbell Memorial Award. Потребность Стерлинга в разнообразии в очередной раз проявила себя, когда он в соавторстве с Уильямом Гибсоном написал стимпанковскую "Машину различий" (The Difference Engine), немедленно признанную одним из удачнейших и наиболее тщательно проработанных произведений жанра.

В 1992 году писатель выпустил свою первую нефантастическую книгу - Hacker Crackdown, в которой по его собственным словам рассказывалось "о компьютерных преступлениях, электронных сетях, копах, хакерах и гражданских свободах", причем по своему обыкновению сделал это в довольно нетипичной форме, официально разрешив свободное распространение книги в электронном виде, чем привел издателей в состояние легкой паники. К их великой радости писательский пыл Брюса Стерлинга несколько поугас или, вернее, перенаправился в русло публицистики и публичных выступлений (надо заметить, что произношение всевозможного рода спичей Стерлинг называет своим любимым хобби).

Увлечение публицистикой и внимание к наиболее актуальным проблемам общества не проходит бесследно - в 1994 году писатель выпускает очередной научно-фантастический роман - "Бич небесный" (The Heavy Weather), посвященный глобальному потеплению. В 1995, организовав группу единомышленников, создает проект "The Dead Media Project", куда по замыслу создателей должны быть занесены все «почившие» СМИ прошлого, настоящего и будущего. В 1996 следует еще один роман - "Священный огонь" (Holy Fire), повествующий о том, какие совершенно неожиданные опасности таит в себе поклонение общества здоровому образу жизни. Во время сбора материалов для написания этой книги Стерлинг изучает дизайн, что в свою очередь приводит его к созданию еще одного движения - Viridian Design, которое вполне успешно продолжает существовать и по сей день (интересующиеся могут заглянуть на http://www.viridiandesign.org).

В 1998 году выходит очередной роман писателя "Распад" (Distraction), посвященный политике и биоинженерии, который приносит ему Arthur C. Clarke Award, а приуроченный к смене тысячелетий "Дух времени" (Zeitgeist) продолжает цикл историй об одном из самых любимых и удачных персонажей писателя - Легги Старлице. Сам Стерлинг характеризует эту свою работу как "постмодернистскую фэнтези".

В настоящее время Брюс Стерлинг живет в Остине (Техас) вместе с женой и двумя дочерьми.

Башня из слоновой кости (Ivory Tower)
Год выхода: 2006
Всё ещё ждёте милостей от чинуш-бюрократов, гонитесь за докторскими степенями и профессорскими званиями и до сих пор считаете физику сложной наукой? Да кому это надо! Бросьте! Лучше айда к нам в Башню из слоновой кости - прибежище самоучек-интеллектуалов (и интеллектуалок, заметьте!), физический ашрам свободы, высоких технологий и «Фискаса»! «О сколько вам открытий чудных...» готовится здесь — не сосчитать! К чёрту кафедры, даёшь высокоинтеллектуальное «Лего» !
Красная звезда, орбита зимы
США уже давно отказались от космической программы. Весь груз на себе тянет Советский Союз. Лунная База, Первая высадка на Марс, и космическая станция «Космоград». Но в космос не выгодно вкладывать средства, это бесперспективно, отдачи нет никакой, и решено свернуть все космические программы. И «Космоград», по приказу Политбюро, будет покинут людьми и спущен с орбиты на Землю. Конец мечтам о космосе? Но полковник Юрий Васильевич Королёв, первый человек на Марсе, не намерен с этим мириться…


Старомодное будущее
Год выхода: 2003
Серия: Newwave
Перед вами - АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФАНТАСТИКА!!! Острая. Парадоксальная. Забавная. Горькая. Заставляющая читателей восхищаться - и возмущаться, спорить - а обсуждать прочитанное. Фантастика, которая не оставит равнодушным НИКОГО! Перед вами - не просто семь рассказов, но - семь картин будущего, созданного зачинателем жанра "киберпанк" Брюсом Стерлингом, автором легендарной антологии "Зеркальные очки" и культовой "Схизматрицы". Здесь проклятия вуду налагают через компьютер... Здесь политики -...
Словарик юного графомана, или Turkey City Lexicon
Перевод на русский язык самого популярного пособия для творческих мастерских и литклубов научной фантастики, созданного в ставшей колыбелью киберпанка литмастерской Turkey City. Печатается с разрешения составителя. Перевод Рины «Фрези» Грант, http://zhurnal.lib.ru/f/frezi_g/
В раю
Год выхода: 2006
Если бы не мобильный телефон, они бы не встретились и не полюбили друг друга. Но они встретились и полюбили, и, оказалось, мобильник им больше не нужен. Зато теперь они нужны всем и сразу, и спецслужбы двух стран мчатся по их следу.
«Если», 1999 № 06
Год выхода: 1999
ФАНТАСТИКА Ежемесячный журнал Содержание: Брюс Стерлинг. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ МАСТЕР, рассказ Сергей Куприянов. ПОЯС, рассказ ФАКТЫ Джерри Пурнелл. СТРАХОВЩИК, повесть ВИДЕОДРОМ *Тема --- Дмитрий Караваев. АПОКАЛИПСИС, статья *Посткриптум --- Вл. Гаков. ЗАТЕРЯННЫЕ В СПЕЦЭФФЕКТАХ, статья *Рецензии *Тема --- Вл. Гаков. ЗЛОВЕЩИЙ ОСКАР ГОЛЛИВУДА, статья *Внимание, мотор! --- Арсений Иванов. НОВОСТИ СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ, очерк Тимоти Зан. БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ,...
«Если», 1996 № 06
Год выхода: 1996
ФАНТАСТИКА Ежемесячный журнал Содержание: Джордж Мартин. ВТОРОЙ РОД ОДИНОЧЕСТВА, рассказ Маргарита Шурко, Илья Сальцовский. ДВА ПОЛЮСА ЖИЗНИ Брюс Стерлинг, Джон Кэссел. ПУЛЯ, НАЧИНЕННАЯ ГУМАНИЗМОМ, рассказ Гарри Гаррисон. СТАЛЬНАЯ КРЫСА ПОЕТ БЛЮЗ, роман ФАКТЫ Норман Спинрад. ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ, рассказ Наталия Сафронова. БОРЬБА ЗА МИР ДО ПОСЛЕДНЕГО ПАТРОНА Всеволод Ревич. ПОПЫТКА К БЕГСТВУ Интервью Брюса Стерлинга. ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ТЕХНОЛОГИИ. Кирилл Королёв. КАРТИНКИ С...
Журнал «Если» 2003 № 01
Адам-Трой КАСТРО. НЕВИДИМЫЕ ДЕМОНЫ На этой планете все не так, ник у людей! И ото еще полбеды — если бы не те же люди. Чарлз ХАРНЕСС. ОТМЫЧКА Выбраться из затруднительного положения герою помогает Зигмунд Фрейд. Но не тем способом, о котором вы только что подумали. Стивен ДЕДМЕН. Поклонник Детектив пускается по следу исчезнувшей девушки, хотя, как выясняется, никто в этом не заинтересован. Дональд УЭСТЛЕЙК. ЛАЗУТЧИК В ЛИФТЕ Вовремя не пришел лифт? Что для нас с вами ерунда, то для...
Журнал «Если» 2002 № 08
Кевин АНДЕРСОН. МАСКАРАД-КЛУБ Этим подросткам пророчат большое будущее, но лишь в том случае, если они сумеют выйти из себя. Филип ДЖЕННИНГС. ПУТЬ В РЕАЛЬНОСТЬ Они могут принимать самые невероятные обличья, они готовы терраформировать целые планеты, по не способны изменить человеческую природу. Дэвид МАРУСЕК. СВАДЕБНЫЙ АЛЬБОМ Вам не приходилось задумываться: человек вы или бинарная система? Майкл СУЭНВИК. ДЕМОН ИЗ СЕТИ … или Кибершариков при дворе королевы Глорианы. Саймон ИНГС....
Велосипедный мастер
Год выхода: 2003
В рассказе «Велосипедный мастер» читатель знакомится с неким Лайлом, большим специалистом по починке и модернизации велосипедов. Живет Лайл в таком месте, куда нормальным людям, особенно миловидным барышням, лучше не соваться. А если уж миловидная барышня сунулась — то жди неприятностей… В 1997 году «Велосипедный мастер» получил премию «Хьюго».
Глубокий Эдди
Год выхода: 2003
Главному герою поручено доставить некую «посылку» одному загадочному джентльмену. Сперва удачливый герой влюбляется в девушку, приставленную его охранять, а потом с удивлением обнаруживает, что в пункте назначения царит форменный бардак, который аборигены именуют Переворотом…
Такламакан
Год выхода: 2003
Пит Паук и Катринко находятся на очередном задании в пустыне Такламакан. И хотя в целом свою миссию они уже выполнили, любопытство толкает их на исследование найденного в пустыне огромного подземного ангара… Повесть была награждена премиями Локус-1999 и Хьюго-1999.
Жирный пузырь удачи
Год выхода: 2003
Таг Мезолья — «окосевший от математики программист и фанат аквариумов», создает искусственных медуз для нефтепромысла. Его знакомый и компаньон — Ревел Пуллен, техасский миллиардер, племянник очень богатого нефтяного клана. И на очередную деловую встречу Пуллен привозит странное вещество, некую протоплазму, начавшую поступать в техасские скважины вместо нефти…
Последний шакальчик
Год выхода: 2003
Легги Стерлитц встречается в Хельсинках с Булатом Хохловым, бывшем некогда офицером КГБ, а теперь представляющем русскую мафию. Они собираются открыть на Аланских островах оффшорный банк для отмывания денег. В дело еще вмешиваются и финские террористы, мечтающие о независимости островов. Для помощи в этом предприятии Хохлов, используя связи КГБ, вызывает Рафа Шакала — «истинно международного революционера, свободного художника с десятью паспортами»…
Научная фантастика. Ренессанс
Год выхода: 2007
Впервые под одной обложкой лучшие научно-фантастические повести и рассказы последних лет! Возрождению жанра в его традиционном понимании посвящают себя такие мастера, как Артур Кларк, Брюс Стерлинг, Дэвид Брин, Вернор Виндж, Фредерик Пол и многие другие. Уникальная альтернативная реальность, созданная силой их воображения, завораживает читателя масштабными космическими сражениями и чудесами невероятных научных открытий. Таинственные инопланетные миры и загадочные порождения киберпространства,...