Художественная манера Михаила Алексеевича Кузмина (1872-1936) своеобразна, артистична, а творчество пронизано искренним поэтическим чувством, глубоко гуманистично: искусство, по мнению художника, «должно создаваться во имя любви, человечности и частного случая». Вместе с тем само по себе яркое, солнечное, жизнеутверждающее творчество М. Кузмина, как и вся литература начала века, не свободно от болезненных черт времени: эстетизма, маньеризма, стилизаторства.
«Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» – первая книга из замышляемой Кузминым (но не осуществленной) серии занимательных жизнеописаний «Новый Плутарх». «Мне важно то место, – писал М. Кузмин в предисловии к задуманной серии, – которое занимают избранные герои в общей эволюции, в общем строительстве Божьего мира, а внешняя пестрая смена картин и событий нужна лишь как занимательная оболочка…» Калиостро – знаменитый алхимик, масон, чародей XVIII в.
Джузеппе Бальзамо более известен как граф Калиостро – неуловимая и загадочная фигура XVIII века. Михаил Кузмин решил написать о нём небольшую повесть не в поэтической форме, а в прозе. Манера письма непривычна и слегка вычурна на мой вкус. Мне показалось, что главный герой раскрыт не полностью и неглубоко. Понимаю, что сложно изучить персону, о которой все говорили, но практически ничего не знали. Человек-загадка, человек-мираж. Кузмин взялся за сложную работу. Жизнеописание удалось на три.
Джузеппе Бальзамо более известен как граф Калиостро – неуловимая и загадочная фигура XVIII века. Михаил Кузмин решил написать о нём небольшую повесть не в поэтической форме, а в прозе. Манера письма непривычна и слегка вычурна на мой вкус. Мне показалось, что главный герой раскрыт не полностью и неглубоко. Понимаю, что сложно изучить персону, о которой все говорили, но практически ничего не знали. Человек-загадка, человек-мираж. Кузмин взялся за сложную работу. Жизнеописание удалось на три.
Первое, о чём хочется упомянуть, грандиознейшая задумка автора: серия историй о выдающихся личностях под броским названием "Новый Плутарх" - идея, очень импонирующая читателю.
С другой стороны, во время и после знакомства с данным произведением начинаешь склоняться к мысли, что, быть может, оно и к лучшему, что задумка так и осталась нереализованной.
И дело тут даже не в том, что воплощение так уж хромает, в общем и целом оно весьма сносно, и всё же есть множество мелких нюансов, оставляющие в целом довольно неприглядное впечатление от книги.
Прежде всего это касается самого текста, выглядящего довольно скупым и, признаться, несколько скучноватым. Сюжет, как это ни удивительно, нисколько не увлекает, и тут виной всему довольно пространное повествование, не останавливающееся на каких-либо подробностях и расточительно пропускающее огромные смысловые и временные куски.
Внутренний мир графа показан опять же скудно, при использовании одних лишь внешних проявлений, что, вероятно, не вполне правильно, если автор задался целью рассказать о герое.
Это, пожалуй, основной минус книги - прочитав её, вы так и не поймёте, кто же такой был граф Калиостро, что заставляло его поступать так или иначе, каким был его характер, что и по какому поводу он мог бы сказать. Словом, вы услышали некую таинственную историю с лёгким налётом мистики, эдакую сказку на ночь для самых маленьких, которая оставляет куда больше вопросов, чем даёт ответов и, к сожалению, не отвечает на самый главный вопрос, и даже не получите почти никакого представления о личности Иосифа Бальзамо.
Для меня Михаил Кузмин с давнего времени является эталоном простого и выразительного русского литературного языка. Потому наткнувшись на аудиокнигу, не мог себя не порадовать.
Начитка встреченной впервые Натальей Пешковой - радиоведущей, молодцом и просто красавицей - убедила, что женщины могут на равных конкурировать с чтецами мужского пола.
Абсолютно безошибочное, притом хорошо интонированное чтение - само совершенство, идеал.
А вот сама книга по большей части разочаровала, да язык превосходно доходчив, но содержание удручает.
Естественно я не ждал от Кузмина ни малейшего документализма. Но от автора "Крыльев" можно было ожидать сочности и даже эпатажа, жизнь же Калиостро от рождения и до смерти написана автором на редкость унылыми красками.
Эпопея одного из величайших авантюристов всех времен и народов свелась к знахарству и учительству - никаких интриг, никаких приключений, никакой остроты! Особенно неприемлемым для меня ярого материалиста, было совершенно серьезное описание случая излечения от рака и угадывания последовательности выигрышей в британской лотерее.
Вывод: Прекрасно начитанную аудиокнигу послушать стоит, хотя б за мастерство языка автора и чтеца, но для знакомства с творчеством Кузмина лучше поискать что-либо другое.
Оценка: 3.
Не могу сказать, что понравилось или не понравилось, как-то не понятно.
Поэтому даже не беру на себя ответственность в совете к прочтению.
Мало что мне есть сказать вам по поводу этого произведения. Есть два аспекта, которые можно отметить:
1. Я читала про Калиостро в рамках статьи про великих обманщиков прошлого в Максиме. И даже эти два абзаца были более захватывающими и содержательными.
2. Как же это хорошо "слышно", когда автор пишет о людях другой национальности, носителей совсем другого языка. Которого он не знает и в чьей стране он не бывал. Единственный момент хорошей литературы был в той части романа, где герои появились в Петербурге. Сразу и образы оживились, и атмосфера стала реальной и интересной. Но стоило выехать в Польшу, как роман снова превратился в что-то малоинтересное.
И да, самое прекрасное в этой книге – это ее обложка. Для меня большим удовольствием было время, потраченное на лицезрение обложки, чем на чтение романа.
На Калиостро целодневное светло не производило такого болезненного впечатления; наоборот, эти ночи нравились ему и удивляли его, как и все в этом странном городе. Ему даже казалось, что призрачный свет самое подходящее освещение для призрачного плоского города, где полные воды Невы и каналов, широкие, как реки, перспективы улиц, ровная зелень стриженых садов, низкое стеклянное небо и всегда чувствуемая близость болотного неподвижного моря - все заставляет бояться, что вот пробьют часы, петух закричит, - и все: и город, и река, и белоглазые люди исчезнут и обратятся в ровное водяное пространство, отражая желтизну ночного стеклянного неба. Все будет ровно, светло и сумрачно, как до сотворения мира, когда еще Дух не летал над бездной.
Графиню убеждали давать показания против мужа, как против простого мошенника и шарлатана, уверяя, что таким образом наказание будет легче; Калиостро оправдывался, делая логические и богословские доказательства своей правоты и чистоты своего сердца. Соединяя все вместе, получали смешную и чудовищную жизнь учителя, самозванца, целителя, благодетеля человеческого рода и антихриста.
Мне бы хотелось не то что быть богатой или знатной, а бывать ими... Всегда - это скучно! А так: сегодня богатая княгиня, завтра поденщица, послезавтра монахиня...