Виктор Васнецов – историко-религиозный живописец, иконописец, график, архитектор, театральный художник, коллекционер. Творческая многогранность, обращение к национальным корням прославили его во всем мире как многоликого «певца» Древней Руси. Круг его общения составляли император Николай II и великий князь Сергей Александрович, Павел Третьяков и Савва Мамонтов, Павел Чистяков и Илья Репин, Федор Шаляпин и Михаил Нестеров. Яркость таланта сочеталась в нем с исключительной скромностью. Живя в Петербурге и Москве, он оставался все тем же вятичем, сыном сельского священника, всегда предпочитавшим официальным церемониям и многоречивым собраниям семейный круг и тишину мастерской. О Викторе Васнецове писали многие, но никто не сказал о его искусстве лучше, чем он сам: «Я, как Православный и искренно верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души».
Виктор Васнецов обращался к прошлому, чтобы посвятить свое искусство грядущему, чтобы для многих поколений донести одну великую идею о свете веры, созидания, человеколюбии, о том свете, который помогал ему преодолеть тьму противоречивых, подчас драматичных, подчас трагических событий начала ХХ век
Виктор Михайлович, определяя одну из задач творчества, говорил, что всякая картина, особенно историческая, «должна звучать как музыка, должна производить такое же впечатление, как оперы Глинки, Бородина, Даргомыжского, Мусоргского».
Одной из вершин религиозного искусства Виктора Васнецова, бесспорно, является роспись Владимирского собора в Киеве, его грандиозный труд, продолжавшийся более десятилетия и сопоставимый с высшими живописными достижениями художников Византии, Древней Руси, титанов итальянского Ренессанса.
Васнецова в Париже многое разочаровывало, что очевидно из его писем – в современной ему французской живописи он не находил той глубинной идейной наполненности, которая присутствовала в отечественном искусстве со времен Древней Руси, к которой, отчасти еще неосознанно, он стремился.