Со школьной скамьи нас приучили видеть в этом человеке выдающегося учёного, казнённого инквизицией за приверженность науке. Словом, совсем не того, кем он был на самом деле.
Да, Джордано Бруно размышлял об устройстве Вселенной и законах мироздания. Но делал это отнюдь не на языке науки. На излёте Ренессанса он попытался стать главой новой оккультной секты, проповедником «истинного знания» египетских жрецов. В нём наука и магия в последний раз объединились, чтобы дать поразительный результат: картину мира, практически во всём совпадающую с современными знаниями.
Подробно рассматривается интеллектуальное становление Бруно, его уникальные мнемонические способности и глубокое знакомство с античной философией и герметическими текстами, которые оказали значительное влияние на его мировоззрение. Автор анализирует, как идеи Бруно о бесконечности Вселенной и критика догматизма вызвали конфликты с церковными властями и в конечном итоге привели к его казни.
Многие мысли Бруно созвучны нашим представлениям о природе и вселенной. Действительно, если мы изымем из природных вещей бруновские мировую душу и божественный разум, заменив их «энергиями», «силами» и т. п. физико-математическими категориями, то фактически получим современную естественнонаучную и философскую картину мира. Достойно удивления, как одним усилием воображения Бруно сформулировал множество догадок о строении вселенной и материи, подтвердившихся впоследствии или предвосхитивших будущий интерес науки к данным проблемам.