Плиний говорит "в старые добрые времена
живопись была искусством". Живопись в Риме
выродилась в зрелище. У Нерона был портрет,
размером с половину футбольного поля, и он
спрятал искусство, которое всегда должно
оставаться публичным, в гигантской темнице
своего Золотого Дома. Все пошло неправильно,
и причиной тому – неограниченное богатство.
Если императоры были расточительны, то
вельможи оказались еще хуже. Август облек
общественные монументы в мрамор, чем вызвал
ненасытную страсть к этому камню. Природу
изнасиловали. Шахты разрушили и изуродовали
лица живых богов, горы были свалены, а течение
рек изменено в драке за драгоценные камни
и металлы. С нашим веком не все в порядке.
Только посмотрите – у Друсилиана Ротундия, раба
императора Клавдия, была тарелка, украшенная
серебром, весом в 500 фунтов, и восемь тарелок
по-меньше, весом 250 фунтов каждая. Сколько
людей требовалось, чтобы поднять их, и кто
мог ими пользоваться? Роскошь частных
домов оскорбляет храмы. Колонны из дорогого
африканского мрамора волокут по улицам, чтобы
сделать себе гостиную – отвратительный контраст
с простой терракотой былых святынь. Вес этих
колонн разрушил канализационную систему.