ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (1814-1841), поэт, прозаик, драматург, художник.
Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 - 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).
В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел…
ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (1814-1841), поэт, прозаик, драматург, художник.
Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 - 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).
В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832).
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
В 1830 - 31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
Однако надо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском университете ему как уволенному не засчитывалось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы.
4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.
По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Убедившись, что "Маскарад" не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман - "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837.
Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова, одаренного живописца.
В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму "Тамбовская казначейша", вскоре опубликованную в "Современнике". В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича..."
К началу 1839 сближается с редакцией "Отечественных записок", издававшихся А.Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. "На Руси явилось новое могучее дарование - Лермонтов", - объявляет Белинский.
В марте 1840 за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию на Кавказ. Участвует в военных действиях, "исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием ".
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.
Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. В записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: "Спор", "Сон", "Утес", "Тамара", "Листок", "Свиданье", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" и др.
Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н.Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его надуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. "Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский. Поэт был убит.
Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.
Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
1828 Кавказский пленник
1828 Корсар
1828 Черкесы
1829 Олег
1829 Преступник
1830 Две невольницы
1830 Джюлио
1830 Испанцы
1831 Странный человек
1831 Каллы
1831 Азраил
1831 Ангел смерти
1831 Последний сын вольности
1831 Исповедь
1832 Измаил-Бей
1832 Литвинка
1832 Моряк
1833 Панорама Москвы
1833 Вадим
1834 Аул Бастунджи
1835 Хаджи-Абрек
1836 Монго
1836 Арбенин
1836 Два брата
1836 Маскарад
1836 Боярин Орша
1837 Ветка Палестины
1837 Бородино
1837 Смерть поэта
1837 Я хочу рассказать вам
1838 Томбовская казначейша
1838 Княгиня Лиговская
1838 Беглец
1838 Песня про царя Ивана Васильевича
1839 Мцыри
1839 Демон
1839 Дума
1839 Сашка
1839 Три Пальмы
1839 Дары Терека
1840 Воздушный корабль
1840 Ангел
1840 Герой нашего времени
1841 Кавказец
1841 Последнее новоселье
1841 Штосс
1841 Парус
1841 Спор
1841 Тамара
1842 Сказка для детей
Род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. В 1613 г. один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт (ок. 1596—1634), был взят в плен русскими при захвате крепости Белая и в числе прочих так называемых бельских немцев поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу. Он перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых. В чине ротмистра русского рейтарского строя он погиб при осаде Смоленска в 1634 году. В настоящее время британская компания Oxford Ancestors, составляющая родословные, проводит работу по подтверждению данной версии происхождения Лермонтова при помощи анализа ДНК.
Своим шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание». В юности Лермонтов ассоциировал свою фамилию с испанским государственным деятелем начала XVII века Франсиско Лермой, эти фантазии отразились в написанном поэтом воображаемом портрете Лермы, а также драме «Испанцы».
Сохранились документы относительно прадеда Михаила Лермонтова по отцовской линии, Юрия Петровича Лермонтова, воспитанника шляхетского кадетского корпуса. В это время род Лермонтовых пользовался ещё благосостоянием; захудалость началась с поколений, ближайших ко времени поэта. По воспоминаниям, собранным чембарским краеведом П.К. Шугаевым (1855—1917), отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложён; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана. У Юрия Петровича Лермонтова были сёстры, проживавшие в Москве.
Экранизации и фильмы по мотивам произведений
1911 — «Демон» / Il demone, режиссёр Джованни Витротти (Италия, Российская империя)
1926 — «Княжна Мэри» / Tavadis asuli Meri, режиссёр Владимир Барский (СССР)
1927 — «Бэла», режиссёр Владимир Барский (СССР)
1927 — «Максим Максимыч», режиссёр Владимир Барский (СССР)
1941 — «Маскарад», режиссёр Сергей Герасимов (СССР)
1955 — «Княжна Мэри», режиссёр Исидор Анненский (СССР)
1965 — «Герой нашего времени», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 — «Бэла», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 — «Максим Максимыч», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1968 — «Маскарад», режиссёр Владимир Лаптев (СССР, ТВ)
1975 — «Страницы журнала Печорина», режиссёр Анатолий Эфрос (СССР, ТВ, фильм-спектакль)
1981 — «Маскарад», режиссёр Владимир Самсонов (СССР, анимационный)
1985 — «Сцены из трагедии «Маскарад», режиссёр Михаил Козаков (СССР, ТВ, телеспектакль)
1985 — «Герой нашего времени», режиссёр Майкл Альмерейда (США, короткометражный фильм)
1988 — «Ашик-Кериб», режиссёр Сергей Параджанов (СССР)
2006 — «Герой нашего времени», режиссёр Александр Котт (Россия, сериал)
2011 — «Печорин», режиссёр Роман Хрущ
Музыкальный театр
1852 — «Месть» (опера), композитор А. Рубинштейн (утеряна)
1871 — «Демон» (опера), композитор А. Рубинштейн
1871 — «Тамара» (опера), композитор Б. А. Фитингоф-Шель
1879 — «Купец Калашников» (опера), композитор А. Рубинштейн
1882 — «Тамара» (балет М. М. Фокина на музыку симфонической поэмы М. Балакирева
1936 — «Казначейша» (опера), композитор Б. Асафьев
1938 — «Печорин» (опера), композитор А. Мелик-Пашаев
1939 — «Пугачёвцы» (опера), композитор С. В. Аксюк
1939 — «Бэла» (опера), композитор А.Александров
1940 — «Ашик-Кериб (балет)», композитор Б. Асафьев
1941 — «Бэла» (балет), композитор В. М. Дешевов
1943 — «Беглец» (опера), композитор Б. К. Аветисов
1944 — «Маскарад» (опера), композитор Р. Бунин
1952 — «В грозный год» (опера), композитор Г. Г. Крейтнер
1955 — «Бэла» (балет), композитор Б. Мошков
1956 — «Маскарад» (балет), композитор Л. Лапутин
1957 — «Маскарад» (опера), композитор А. Артамонов
1957 — «Маскарад» (опера), композиторы Д. Толстой и Б. Зейдман
1961 — «Демон (балет)», композитор С. Цинцадзе
1964 — «Мцыри» (балет), композитор А. М. Баланчивадзе
19?? — «Маскарад» (опера), композитор Ю. Мацкевич
2011 — «3 романса на стихи М.Ю.Лермонтова» (цикл романсов для альта, меццо-сопрано и фортепиано), композитор О. Ларионов
Образ Лермонтова
В игровом кино
1943 — «Лермонтов» (Алексей Консовский)
1953 — «Белинский» (Николай Афанасьев)
1986 — «Лермонтов» (Николай Бурляев, Иван Бурляев (в детстве), Владимир Файбышев (в детстве))
2006 — «Пушкин. Последняя дуэль» (Евгений Стычкин)
2008 — «Из пламя и света» (другое название — «Мишель Лермонтов») (Юрий Чурсин)
2012 — «Посол зари» (Олег Амирбеков)
Документальные фильмы
2004 — «М. Лермонтов. Молитва странника» (Россия, режиссёр — Вагран Галстян, автор сценария — Виктор Филиппов)
2005 — «Тайна дуэли Лермонтова» (киностудия «Кинематографист», автор сценария и режиссёр Владимир Карев)